Конспект НОД "Театральные приключения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ракова Надежда Евгеньевна

Конспект НОД "Театральные приключения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishka_i_malina.docx126.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  с элементами театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Театральные приключения».

Речевой статус: дети с диагнозом – общее недоразвитие речи (III уровня), дизартрия.

Количество детей: 8 человек.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель занятия: совершенствование коммуникативных умений и навыков по теме  у детей старшего дошкольного возраста  диагнозом ОНР (III уровня) через элементы театрализованной деятельности. Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.

Программные задачи:

Познакомить детей с профессией артист, и помещениями театра (зрительный зал, сцена).

Расширять знания детей о профессии актера.

Развивать  интерес к театрально – игровой деятельности.

Формировать умение правильно и четко отвечать на вопросы воспитателя.

Обогащать словарь по лексической теме «Театр».

Коррекционно-образовательные:

- активизировать речевую деятельность детей по теме;

- совершенствовать произносительную сторону речи;

- активизировать в речи детей образные выражения;

- упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения слов, а так же в умении различать эмоциональное состояние героев и передавать его интонацией голоса;

-развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой вдох;

- совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами, умение инсценировать стихи, сценки.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в умении и навыке безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения через элементы театрализованной деятельности;

- развивать мотивационные устремления детей на исправление речевых дефектов;

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей в театрализованных играх;

- развивать просодическую сторону речи;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, психофизические способности;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения, умения действовать согласовано в коллективе;

- воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности;

- воспитывать личностные качества, чувство коллективизма;

Предварительная работа:  

Беседы: Что такое театр? Когда и для чего придумали театр? Как устроен театр, какие помещения есть в нём. Кто работает в театре.

Рассматривать иллюстрации. Читать стихи, рассказы. Просмотр презентаций о театре. 

Словарная работа: роль, актер, маска, зрители, зрительный зал, театральная касса, сцена,

Оборудование: искусственный цветок, зеркала, телевизор, ширма, маски, театральный сундучок, модели, вывеска «Театральная касса», афиша, билеты.

Ход занятия.

Педагог встречает детей в коридоре.

- И взрослые и дети очень любят сказки. Например моя любимая сказка ". ", а у вас?

- В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.

- А где можно встретить сказку? (в кино, в книге, в мультфильмах, в театре).

- А кто показывает сказки в театре? (артисты).

- А вы хотели бы стать артистами и сами показывать сказки?

- Очень жаль, что у нас в селе нет театра. А давайте мы театр попросим прийти к нам в гости. Я знаю волшебные слова. Давайте тихо скажем:

Театр, в гости приходи!

Теперь нужно сказать немножко громче. А теперь - громко.

Логопед: Театр волшебная страна!

Сколько чудес нам дарит она,

Праздник, улыбки, песни и смех

В этой стране ожидает нас всех!!!

Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (ответы детей).

Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Давайте мы отправимся  в театр. Я буду экскурсоводом.

Посмотрите, что это? Яркая, красочная (афиша).

О чем рассказывает афиша?

1. Название спектакля (Мишка и малина)

2.  Кто исполняет роли. Артисты: бабушка, дедушка, катя, кошка Мурка, собака Жучка, мишка, лягушонок, курочки.

У каждого театра есть своя эмблема. Что такое эмблема? (Ответы детей). У нашего театра эмблемой будет вот такой волшебный цветок. (Показать на афише).

(Заходим в раздевалку.)

С чего начинается театр? Правильно, с раздевалки, или гардероба. Я предлагаю всем сдать в гардероб верхнюю одежду и сумки.

В театре есть правила поведения. Давайте познакомим с правилами поведения в театре наших гостей. (Модели - картинки)

Что обозначает эта картинка?

http://tmndetsady.ru/upload/news/2014/05/orig_14d6cdf17e69dc2af6611a2892551e7f.jpg

1.Главное правило  - это соблюдение тишины во время спектакля.

О чем говорит эта картинка?

http://tmndetsady.ru/upload/news/2014/05/orig_9f25d1d8d422309320e2e1ac4035c79d.jpg

2.Важное правило – приходить вовремя.  

http://tmndetsady.ru/upload/news/2014/05/orig_3b637904f48bb66ac2c5bb062598ee35.jpg

3.Очень важно, дети,  во время спектакля не разговаривать.

Что нужно обязательно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в театр? (билет).

Где можно приобрести билет? (В кассе).

Как называется  касса в театре? (театральной).

Ребенок: Внимание, внимание!

К спектаклю все готово!

Билеты продаются

За вежливое слово!

(Дети раздают гостям билеты за вежливые слова. 2 ребенка на входе проверяют билеты).

(колокольчик звенит).      

Толкаться не будем, спокойно войдем,

И место свое по билету найдем.

(Гости рассаживаются, согласно билетам).

Пока мы с вами зрителей встречали, сквозняк подхватил лепестки волшебного цветка и разметал их по всему театру. Как же нам эмблему нашу починить?

(Ответы детей).

Логопед: И вы мне поможете? Вот спасибо! Посмотрите, на цветке остался красный лепесток. Наверно, цветок был красным. Где же еще красные лепесточки?

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Мышка и мишка»  (2 мин.)

«Лепесточек вы найдите, стать актерами, хотите?

Чтоб актерами вам стать, нужно правильно дышать».

Логопед предварительно демонстрирует дыхательное упражнение «Мышка и мишка».

«У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох носом).

У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»).

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках).

Он же к ней не попадет».

Логопед следит за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались, а при выдохе щеки не раздувались. При неправильном выполнении задания логопед индивидуально показывает и просит ребенка еще раз сделать глубокий вдох и плавный длительный выдох, произнося звук /ш-ш-ш/.

Логопед: Смотрите, здесь лежит маски мишки. Думаю, надо ее с собой взять, пригодится. Куда же нам дальше идти? Давайте перевернем лепесток, какого он цвета? (Оранжевый). Где же здесь спрятался оранжевый лепесток?

Артикуляционная гимнастика.

Посмотрите, куда привел нас лепесток. Это «Театр язычка».

Чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить, нужно потренировать язычок.

Артикуляционная гимнастика.

- Сделайте глубокий вдох и скажите на выдохе: "Чоки, чоки, чоки, чок, поработай язычок". (Повторяют все дети, затем 2-3 индивидуальных повторов).

- А теперь язычок может поработать:

Упражнения для языка

- "Лягушка" – улыбнуться как можно шире.

- "Качели" - кончиком языка касаться то верхней, то нижней губы.

- "Часики"- кончиком языка касаться то правого, то левого уголка губ.

- "Ставим укольчики" - кончиком языка прикасаться поочерёдно в каждую щёку.

- "Почистим зубки" - водить языком по верхним и нижним зубам.

- "Сердитая кошка" – выгнуть спинку языка, кончик языка упирается в нижние зубы.

- "Лопата" - попытаться достать кончиком языка до носа, до подбородка.

-Молодцы, хорошо справились с заданием от "Театра язычка". Посмотрите, тут еще маски есть! Берем их? (Маски лягушки и кошки).

Куда же нам дальше идти? Давайте перевернем лепесток, может там подсказка есть? (Желтый лепесток)

Театр пантомимы.

Куда же мы попали? Это «Театр пантомимы»! Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела. Это упражнение на молчание.

Мой друг, коль ты сюда войдешь,

То слова ты сказать не смеешь.

А все, что надо рассказать.

Эмоциями и жестами показать сумеешь.

Первое задание для девочек.

- Нужно показать, как танцует Фея на балу у Золушки.

- Как злится ведьма, узнав, что Белоснежку спасли гномы.

Задание для мальчиков.

- Как радуется Буратино, когда находит золотой ключик.

- Как сердится волк на зайца.

А все вместе ребята покажем.

- Как грустит зайчик, когда лиса его выгнала из домика.

_ Молодцы справились со вторым заданием.

- Вы справились и с этим заданием.

 Куда же нас ведет цветок волшебный? Куда нам идти?

(Переворачиваем лепесток, ищем синий лепесток)

 На что это он приземлился? Да это сундук! А что же в нем спрятано? Кому нужны эти вещи?

(В сундуке маски и костюмы для сценки).

Мы с вами долго готовились стать артистами: и язык разминали, и пантомимой занимались. Настало время сказке начаться.

Сказка о Кате и сладкой малинке.

Автор: В одной чудесной деревушке,

Почти у леса, на опушке,

Жила веселая семья-

Баба Маша, дед Илья.

Был полон двор у них жильцов –

Курицы, цыплятки,

Кошка Мурка,

Да собачонка Журка.

А внученька Катюшенька,

К ним летом в гости приезжала

И есть малину, обожала.

Но по ночам, в тот славный двор,

Зачастил косматый вор.

Звался он Топтыжка –

Косолапый Мишка.

Протоптал к ним в сад тропинку –

Поедать он стал малинку.

Собрался совет семейный:

Баба: Ах, ах, ах

Дед: Ох, ох, ох.

Что делать – не знаем, как быть – не поймем,

Приедет внучка в гости – малины не найдем.

Собака: Не плачьте, дорогие старички!

Мы с Муркой поможем – к медведю пойдем.

Мурка: Скажем медведю, чтоб к нам не ходил,

Без спросу малину в свой лес не носил.

Автор: Поспешили звери в лес.

Долго искали, медведь – как исчез.

Вдруг вышли к болоту, а там лягушонок.

Собака: Привет, не встречался ль тебе медвежонок?

Лягушка: Конечно, встречался, я знаю его.

Кошка: А где же живет он?

Лягушка: Здесь недалеко.

Идите прямо по тропинке – до большого стога,

Там увидите березу, а под ней берлога.

Кошка: Спасибо, лягушонок, до свидания,

Лапкой мы тебе помашем, на прощание.

Автор: И пошли они по тропинке

(идут и напевают песенку «Тра-та-та»)

Собака: Вот берлога, вот и Мишка

Выходи к нам, шалунишка!

Мишка: Вот уж чудо из чудес,

Кот с собакой вышли в лес!

Кошка: Поедаешь, Мишка, ты у нас малинку.

А скоро к нам из города приедет Катеринка.

Очень любит ягоды бабушкина внучка,

Выйдет в сад – в малине лишь одни колючки!

Автор: Очень стыдно стало Мишке Косолапому

Мишка: Больше я не буду, простите толстопятого!

Собака: Хорошо, Топтыжка, мы тебя простили,

И твои проделки навсегда забыли!

Кошка: Приходи к нам в гости днем.

Малиной угостим и чайку нальем.

Ты, Мишка, без спросу, чужого не бери,

А ягод захочешь – так попроси!

Мишка: До свидания, друзья,

Ваш урок усвоил я.

И вы меня не забывайте,

В моей берлоге навещайте.

До встречи!

Автор: Возвратились кот с собакою домой,

Курочки: Как сходили – расскажите,

Интерес наш не томите.

Кошка: Мишку поучили, все ему сказали,

В гости пригласили, дружить с ним обещали.

Автор: Тут и Катенька приехала.

Катя: Здравствуй дедулька, здравствуй бабулька.

Здравствуйте Мурка и Журка.

Милые мои, приветствую и вас

Всех вас рада видеть я, в этот добрый час.

Бабушка: Здравствуй внучка милая,

Тебе открыты двери.

А в твоем садочке уж ягоды поспели.

Мишка: Тук, тук. Можно в гости к вам?

Пришел я извиниться, и малиной угоститься.

А еще принес подарок –

Мед лесной и сладких яблок.

Дед: Добро пожаловать, Мишутка!

Спасибо за гостинцы.

Мы сегодня, с вами, будем веселиться.

Собака: С тех пор Катя и Топтыжка

Очень подружились,

Каждый день играли, смеялись, веселились.

(Звучит песня «Мы бродячие артисты»).

Итог.

Воспитатель:  

Вот мы побывали в театре и были артистами.

Как много нового и интересного мы узнали о театре.

С театром расставаться нам  очень жаль.

Артистами мы были так умело,

Как  жаль, что быстро время пролетело.

Ведь быть артистом каждый рад,

А нам, друзья, пора в детсад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Приключения сыщиков"

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи, подготовительная группа...

Конспект НОД "Приключения с Октябриной"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ ГОРОДЕ"

дети решают интересные математические логические задачи в процессе поисково-исследователькой  деятельности...

Конспект мероприятия "Приключение снежинок"

Конспект открытого мероприятия по реализации образовательных областей  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность» «Приключение снежинок» во второй младшей группе...

Конспект занятия "Приключение огня"

Занятие для детей подготовительной к школе группы по  ОБЖ...

конспект развлечения "Приключения Аха и Оха"

спортивный досуг с элементами психогимнастики...

Конспект - занятие "Приключение Колобка"

Конспект - занятие "Приключение Колобка"...