План по самообразованию "Исследовательская деятельность детей как средство развития речи"
материал по развитию речи (средняя группа)

Онякова Наталья Владимировна

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию 
«Исследовательская деятельность детей 
как средство развития речи»


Тема: «Исследовательская деятельность детей средней группы как 
средство развития речи»


«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю»

Конфуций.

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

 Цель идеи:

 Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи:

 1.Организовать предметно-развивающую среду.

2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

 4.Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника.

 Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:

 - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- развивают исследовательские умения;

- развивают системное мышление;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

 -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

 Также существуют источники для развития поисково – исследовательской деятельности дошкольников (программа О.В.Дыбиной, Н.Н.Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), я отметила, что:

 - дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента;

 - дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления, - испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

 - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н.Поддъяков), я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную среду в группе. С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе созданы центры активности, которые пополняю игровым оборудованием в зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования:

 - прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема,

- мерные ложки, сита и воронки разного материала и объема,

- резиновые груши разного объема,

- пипетки с закругленными концами,

- природный материал и бросовый материал,

- технические материалы в контейнерах,

 - увеличительные стекла и т.п.

- кинетический (живой) песок.

 Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Цель работы по теме самообразования: 

Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

 - Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

 - Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

 - Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План работы на год

раздел

сроки

Содержание работы

примечания

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000  

 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых Анализ изученной литературы детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

сентябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

октябрь

Изучение свойств воздуха и ветра в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом и ветром.

ноябрь

Исследование свойств различных предметов во время коллективных занятий, опытно -  экспериментальной деятельности.

Опыты с деревом, металлом, пластмассой, стеклом.

декабрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности; действия магнита на металл.

Опыты с песком и глиной. Опыты с магнитом.

январь

Исследование снега  во время игровой деятельности и на прогулке.

Опыты со снегом.

февраль

Исследование свойства льда в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Опыты со льдом.

март

Наблюдение за светом и тенями в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Опыты со светом и тенью.

апрель

Исследование свойств бумаги в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с бумагой.

май

Обобщение знаний.

Игры, эксперименты.

Работа с родителями

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка исследования.

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Образовательная деятельность «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно- исследовательской деятельности.

Фотовыставка.

Самореализация

Сентябрь

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов.

Февраль

Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Изготовление папки передвижки.

Май

Отчет о проделанной работе.

Фотоотчет.

Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

 3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.

 5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

 8. Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» Ж.Вопросы психологии.1985.№2

9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное воспитание.2005.№1

10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь я...

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...

План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей 6-7 лет».

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи: - активизировать работу по речевому развитию ...

План по самообразованию «Словесные игры как средства развития речи детей первой младшей группы»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"

Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...