План по самообразованию "Исследовательская деятельность детей как средство развития речи"
материал по развитию речи (средняя группа)
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Исследовательская деятельность детей
как средство развития речи»
Тема: «Исследовательская деятельность детей средней группы как
средство развития речи»
«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю»
Конфуций.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель идеи:
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1.Организовать предметно-развивающую среду.
2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4.Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Также существуют источники для развития поисково – исследовательской деятельности дошкольников (программа О.В.Дыбиной, Н.Н.Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), я отметила, что:
- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента;
- дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления, - испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н.Поддъяков), я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную среду в группе. С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе созданы центры активности, которые пополняю игровым оборудованием в зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема,
- мерные ложки, сита и воронки разного материала и объема,
- резиновые груши разного объема,
- пипетки с закругленными концами,
- природный материал и бросовый материал,
- технические материалы в контейнерах,
- увеличительные стекла и т.п.
- кинетический (живой) песок.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Цель работы по теме самообразования:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
раздел | сроки | Содержание работы | примечания |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых Анализ изученной литературы детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы |
Работа с детьми | сентябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. |
октябрь | Изучение свойств воздуха и ветра в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом и ветром. | |
ноябрь | Исследование свойств различных предметов во время коллективных занятий, опытно - экспериментальной деятельности. | Опыты с деревом, металлом, пластмассой, стеклом. | |
декабрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности; действия магнита на металл. | Опыты с песком и глиной. Опыты с магнитом. | |
январь | Исследование снега во время игровой деятельности и на прогулке. | Опыты со снегом. | |
февраль | Исследование свойства льда в процессе опытно – экспериментальной деятельности. | Опыты со льдом. | |
март | Наблюдение за светом и тенями в процессе опытно – экспериментальной деятельности. | Опыты со светом и тенью. | |
апрель | Исследование свойств бумаги в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с бумагой. | |
май | Обобщение знаний. | Игры, эксперименты. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка исследования. |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Образовательная деятельность «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно- исследовательской деятельности. | Фотовыставка. | |
Самореализация | Сентябрь | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов. |
Февраль | Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Изготовление папки передвижки. | |
Май | Отчет о проделанной работе. | Фотоотчет. |
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
8. Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» Ж.Вопросы психологии.1985.№2
9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное воспитание.2005.№1
10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная совместная деятельность детей как средство развития речи младших дошкольников.
Отчет по теме самообразования...
Сценарий педагогического совета "Театрализованная деятельность детей, как средство развития речи дошкольников"
Сценарий педагогического совета...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь я...
План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...
План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей 6-7 лет».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи: - активизировать работу по речевому развитию ...
План по самообразованию «Словесные игры как средства развития речи детей первой младшей группы»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....