План по самообразованию "Исследовательская деятельность детей как средство развития речи"
материал по развитию речи (средняя группа)
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Исследовательская деятельность детей
как средство развития речи»
Тема: «Исследовательская деятельность детей средней группы как
средство развития речи»
«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю»
Конфуций.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель идеи:
Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1.Организовать предметно-развивающую среду.
2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
4.Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Также существуют источники для развития поисково – исследовательской деятельности дошкольников (программа О.В.Дыбиной, Н.Н.Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), я отметила, что:
- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента;
- дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления, - испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н.Поддъяков), я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную среду в группе. С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе созданы центры активности, которые пополняю игровым оборудованием в зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема,
- мерные ложки, сита и воронки разного материала и объема,
- резиновые груши разного объема,
- пипетки с закругленными концами,
- природный материал и бросовый материал,
- технические материалы в контейнерах,
- увеличительные стекла и т.п.
- кинетический (живой) песок.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Цель работы по теме самообразования:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на год
раздел | сроки | Содержание работы | примечания |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых Анализ изученной литературы детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы |
Работа с детьми | сентябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. |
октябрь | Изучение свойств воздуха и ветра в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом и ветром. | |
ноябрь | Исследование свойств различных предметов во время коллективных занятий, опытно - экспериментальной деятельности. | Опыты с деревом, металлом, пластмассой, стеклом. | |
декабрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности; действия магнита на металл. | Опыты с песком и глиной. Опыты с магнитом. | |
январь | Исследование снега во время игровой деятельности и на прогулке. | Опыты со снегом. | |
февраль | Исследование свойства льда в процессе опытно – экспериментальной деятельности. | Опыты со льдом. | |
март | Наблюдение за светом и тенями в процессе опытно – экспериментальной деятельности. | Опыты со светом и тенью. | |
апрель | Исследование свойств бумаги в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с бумагой. | |
май | Обобщение знаний. | Игры, эксперименты. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка исследования. |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Образовательная деятельность «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно- исследовательской деятельности. | Фотовыставка. | |
Самореализация | Сентябрь | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов. |
Февраль | Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Изготовление папки передвижки. | |
Май | Отчет о проделанной работе. | Фотоотчет. |
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.
6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
8. Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» Ж.Вопросы психологии.1985.№2
9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное воспитание.2005.№1
10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического совета "Театрализованная деятельность детей, как средство развития речи дошкольников"
Сценарий педагогического совета...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка. Правильная речь я...
План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...
План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей 6-7 лет».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.Задачи: - активизировать работу по речевому развитию ...
План по самообразованию «Словесные игры как средства развития речи детей первой младшей группы»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"
Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...