План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Вилкова Анна Валерьевна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_vilkova_a.palchikovye_igry.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №38 п. Ждановский

План работы по самообразованию:

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Вилкова

Анна

Валерьевна

2020-2021 г.

Актуальность темы                                                                                                        

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

  В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

  Актуальность работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию речи.

Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Повысить свой теоретический и научно – методический уровень знаний через подборку и изучение методической литературы;

2.Составить картотеку пальчиковых игр.

3.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

4.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

5. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики

рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат: 

- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

Форма отчётности: 

- Презентация по теме «Пальчиковые игры ,как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

-Публицация в интернете

План работы по самообразованию:  «Пальчиковые игры ,как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Вилкова Анна Валерьевна

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Изучение, анализ и обобщение  учебно- методической литературы. 

Разработка перспективного планирования  по теме,

определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы.

Составление плана

Список литературы.

 

Октябрь

Изучение передового педагогического опыта по развитию речи в дошкольном учреждении.

Изучение статей в журналах по развитию речи через пальчиковые игры

- «Дошкольное воспитание»;

- «Ребенок в детском саду»;

- «Дошкольная педагогика»

Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайте:

 -  www.nsportal.ru 

- www. maam.ru .

www.detskysad.ru 

www.doskolnik.ru 

-www.planetadetstva.net

Обзор информации по изучаемой теме

Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта по данному направлению  

Ноябрь

Повысить уровень педагогической культуры родителей. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Выявление уровня знаний родителей пальчиковых играх, как средства развития речи

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике

Размещение стендовой информации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».

Декабрь 

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи.

Разработка картотеки пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.

Привлечение родителей к совместной работе картотекой

Готовая картотека.

Индивидуальные задания родителям.

Январь

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.

Повысить профессиональ-ную компетентность в вопросах развития речи в детском саду

Консультация для педагогов ДОУ: «Консультация для воспитателей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Февраль

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи.

Привлечение родителей к организации проектов в группе.

Наглядная информация  Фотоотчет о проведении проекта в группе.

Март

Определить эффективность организационно- содержательных мероприятий процесса профессионального саморазвития.

Размещение информации о реализации программы самообразования

Информация на своем сайте.

Апрель

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Проведение  итогового открытого занятия по теме самообразования

Конспект ООД

Май

Обобщение полученных знаний и умений

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Планирование деятельности и перспектив развития.

Презентация по теме «Пальчиковые игры ,как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Литература

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  4. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчикПальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рукИгры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб.: «Паритет», 2003;
  9. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
  10. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
  11. 5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
  12. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
  13. Крупенчук  О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005
  14. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
  15. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
  16. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.
  17. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-ДонуВладис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  18. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
  20. Черенкова Е.Н. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: «Рипол-классик», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

работа по теме "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Тема по самообразованию: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьИзвестный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагру...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Дети с большим воодушевлением копируют все дви...

План по самообразованию «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью работы над темой самообразования стало создание условий для активизации речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.Для достижения данной цели были поставлены следующие ...