Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_byvayut_nasekomye.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе
«Какие бывают насекомые»
Цель. Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материалы: Незнайка, сачок. Иллюстрации насекомых, сюжетные картинки. Ребус (по количеству детей). Мяч. Материалы для изобразительной деятельности.
Словарь
(Лексический минимум)
Существительные: Насекомое, жук, шмель, пчела, оса, мотылек, таракан, светлячок, муравей, стрекоза, паук, тля, кузнечик, саранча, бабочка, личинка, куколка, гусеница, кокон, паутина, окраска, жилище, норка, улей, дупло, муравейник, пасека, соты, мед, нектар, пыльца, пчеловод, пасечник, жало, хоботок .
Прилагательные: Майский, мохнатый, яркий, прозрачный, полосатый, шелковый, сильный, вредный, полезный, цветочный, рыжий, изумрудный, пестрый .
Глаголы: Летать, порхать, ползать, прыгать, кусать, жалить, опылять, собирать, разносить, пить, жужжать, звенеть, гудеть, стрекотать, надоедать, вредить, помогать, прятаться, спать, вылезать, трудиться, откладывать, заматываться, плести .
Наречия: Полезно, вредно, высоко, низко.
Ход мероприятия
Педагог. Ребята, у нас с вами сегодня очень интересное занятие. Хотите узнать, о ком оно будет, тогда отгадайте загадки. Для подсказки могу сказать только одно, это наши самые маленькие друзья, которые, правда, иногда могут быть очень вредными и опасными.
По мере отгадывания загадок педагог на доске размещает картинки с изображением насекомых.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук)
На потолке, в уголке
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
В городочке у пня –
Суета, беготня.
То народец рабочий
Снует и хлопочет. (Муравейник)
Чудо – город- городок –
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мед
В бочках не кончается,
И все лето весь народ
На цветах качается. (Улей, пчелы)
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться.
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий … (Шмель)
Под землей четыре года
Мы охотно провели.
А на пятый год охотно
Взмыли в небо из земли. (Майские жуки)
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю! (Бабочка)
Педагог. Ну что, ребята, догадались, о ком сегодня мы с вами будем говорить?
Ответы детей.
Педагог. Правильно, ребята! О насекомых.
Слышится шум, в группе появляется Незнайка с сачком.
Незнайка. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, Незнайка!
Незнайка. Я бежал за бабочкой, кажется, она полетела сюда. Вы ее не видели?
Педагог. Нет, бабочка к нам не залетала. Незнайка, а зачем тебе сачок?
Незнайка. Как это зачем? Ловить бабочек и других насекомых, они же такие красивые!
Незнайка обращает внимание на доску с картинками насекомых.
Незнайка. Вот у вас сколько много насекомых! Сейчас я их всех поймаю!
Педагог. Незнайка, а тебе их не жалко? Ведь после того, как ты их поймаешь, они могут погибнуть.
Незнайка. Почему это?
Ответы детей.
Педагог. Ребята правы, почти все насекомые очень маленькие, и с ними надо обращаться очень бережно!
Педагог. Сейчас ребята расскажут красивое стихотворение о бережном отношении к насекомым. Незнайка, хочешь послушать?
Незнайка. Да!
На лугу полно знакомых
Разноцветных насекомых.
Здесь, жуки, стрекозы, пчелы,
Бабочки и богомолы,
Мухи, осы и шмели –
Все в цветах нектар нашли.
Даже крошка мотылек
Пьет с цветов душистый сок.
Мы не стали их пугать,
Бегать, прыгать и кричать.
Потихоньку посмотрели
И пошли во двор играть.
(Т. Кулакова)
Педагог. Незнайка, ты понял, как надо вести себя с насекомыми?
Незнайка. Да! Я теперь постараюсь их не тревожить! А почему насекомых надо беречь?
Педагог. Ребята, давайте сейчас поиграем в игру, в которой мы расскажем Незнайке о пользе, которую приносят насекомые.
Дидактическая игра «Кто какую пользу приносит?»
Цель. Закрепить знания детей о пользе, которую приносят насекомые.
Материалы. Сюжетные картинки.
Ход игры
Педагог показывает детям картинки с изображением разных насекомых, предлагает подумать, какую пользу они приносят, и составить предложения.
Например:
Пчела приносит пользу, потому что она делает мед.
Божья коровка приносит пользу, потому что она поедает вредную тлю.
Муравьи приносят пользу, потому что очищают лес от мусора и т.д.
Педагог. Вот видишь, Незнайка, насекомые хоть и очень маленькие, но многие из них приносят большую пользу.
Незнайка. А я и не знал, что эти малыши такие полезные!
Педагог. Правда, есть насекомые, которые могут быть очень вредные и опасные.
Педагог приводит примеры вредных насекомых. Если дети знают, то они сами могут рассказать об этом (например, тля, гусеницы, тараканы, мухи и др.).
Педагог. Ребята, молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть.
Физкультминутка. Подвижная игра «1,2,3 – насекомое покажи!»
Педагог произносит слова и по очереди называет разных насекомых, предлагая детям показать названное насекомое.
Незнайка. Ребята, я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки, это правда?
Ответы детей.
Незнайка. Но моя загадка будет не простая. Я для вас приготовил ребусы. Знаете, что это такое? Если нет, я вам сейчас расскажу!
Дидактическая игра «Ребус»
Цель. Формировать понимание звукобуквенного состава слов. Совершенствовать навыки чтения и письма. Развивать зрительное восприятие, графо - моторные навыки.
Материал. Ребус (по количеству детей).
Картинка БАРАБАН | Картинка АРБУЗ | Картинка БЕЛКА | Картинка ОЧКИ | Картинка ЧАСЫ | Картинка КОТ | Картинка АНАНАС |
Ход игры
Педагог предлагает детям вписать первые буквы названий картинок в клеточки и прочитать слово.
Педагог. Ну как, Незнайка, ребята справились с твоим сложным заданием?
Незнайка. Да, ребята, молодцы!
Педагог. Ребята, почти все насекомые очень маленькие и чтобы их рассмотреть, нужно быть очень внимательным и наблюдательным. Интересно, а вы наблюдательные? Вот сейчас мы это и проверим.
Дидактическая игра «Что есть, чего нет?»
Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать наблюдательность.
Материал. Мяч, иллюстрации насекомых.
Ход игры
Педагог предлагает внимательно рассмотреть иллюстрации и сказать, что есть у насекомых, и чего у них нет.
Например:
- Есть – голова, туловище, глаза, лапки …
- Нет – шерсти, клыков, чешуи …
Незнайка в ходе игры подсказывает неправильные ответы, дети его исправляют.
Педагог. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. И даже Незнайка вас не запутал.
Незнайка. А вот сейчас точно запутаю! Потому что мы поиграем в мою любимую игру.
Дидактическая игра «Нелепицы»
Цель. Развивать слуховое внимание и память. Упражнять в понимании логико-грамматических конструкций. Совершенствовать грамматическое оформление фразы.
Материал. Мяч.
Ход игры
Педагог просит детей исправить предложения.
Например:
- Мохнатая гусеница съела кукушку.
- Жирный червяк склевал скворца.
- Полосатый муравей живет в улье.
- Трудолюбивый паук собирает нектар с цветов.
- Изумрудная бабочка стрекочет.
- Работящая муха плетет паутину.
Во второй части занятия дети создают коллективную лепную композицию «Мы на луг ходили, мы лужок лепили».
Перед изобразительной деятельностью с детьми проводится пальчиковая гимнастика.
Я – веселый майский жук, Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу, А зовут меня Жужу. | Дети сжимают кулачок; указательный палец и мизинец разводят в стороны – «усы»; шевелят ими. |
Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. | Сжимают кулачок; указательный палец вытягивают вперед – «хоботок». Мизинец и большой пальцы, расслабив, опускают вниз – «лапки». |
Пчела села на цветок, Пьет она душистый сок. | Вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем тоже самое – пальцем левой руки. |
Литература
Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2008. -208с.
Дополнительный художественный материал к занятию.
Потешки
Пирожок в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Положила в пирожок
Полнаперсточка муки,
Каплю патоки взяла,
Всех подружек позвала.
На пиру у пчел я был,
Крепкий мед пчелиный пил.
Схватил муравьишка ношу,
Кричит: «Ни за что не брошу!»
В землю ножками упирается,
А земля под ним прогибается.
Считалка
- Где, комарики, живете:
На лугу или в болоте?
- Мы живем на кочке
В маленьком цветочке.
Зорька занимается –
Домик открывается.
Пословицы и поговорки
- И пчела летит на красный цветок.
- Из мухи делают слона.
- Комар носу не подточит.
- Не разевай рот – муха влетит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».
Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19
Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах....
Интегрированная НОД по формированию целостности картины окружающего мира и художественному творчеству «Памятные места столицы» в подготовительной группе 2018-19
Продолжить знакомство детей с достопримечательностями Москвы....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»
Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...