Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel_podgotovitelnaya_gruppa.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе

«Откуда хлеб пришел?»

Цель. Систематизировать и закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал. Поднос с настоящими баранками и калачами. Незнайка, сухарик. Коробочка с зернышком. Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий : соль, сахар, масло, яйцо, молоко, вода и т.д. Картинки с изображением различной техники, которая занимается выращиванием зерна (трактор, сеялка, комбайн и др.). Картинки - карточки с изображением различной техники по количеству детей. Мяч. Счетные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы. Материалы для изобразительной деятельности.

Словарь

(Лексический минимум)

Существительные: Колос, зерно, мука, пшеница, рожь, ячмень, овес, злак, мельница, хлебороб, комбайн, пекарня, тесто, пекарь, печь, хлебозавод, хлеб, батон, буханка, булка, пирог, сушка, печенье, кекс, бублик, баранка, пряник, булочник, хлебопек, булочная, хлебница, хлеборезка, хлебопродукт, тестомешалка .

Прилагательные: Спелый, зрелый, налитой, золотой, пшеничный, ржаной, овсяный, черный, белый, мягкий, пышный, душистый, свежий, ароматный, хлебный, хлебобулочный, зерновой, мучной, румяный .

Глаголы: Выращивать, пахать, сеять, созревать, наливаться, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь, готовить, замешивать, выпекать .

Наречия: Трудно, вкусно, бережно.

Ход мероприятия

Педагог. Ребята, сегодня я хотела бы начать наше занятие со стихотворения, а точнее, с замечательной потешки. Послушайте:

Ах, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи

С пылу – с жару из печи!

С пылу – с жару из печи –

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи!

Педагог на подносе показывает детям настоящие ароматные баранки и калачи.

Педагог. Ребята, о чем эта потешка?

Ответы детей.

Педагог. Конечно, эта потешка о баранках и калачах. Они такие румяные, горячие, ароматные, что на их запах прилетели грачи и подхватили калачи.

В коридоре слышится шум.

Педагог. Ребята, интересно, кто там шумит?

В группе появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй, Незнайка!

Незнайка (принюхивается). Чем это у вас так вкусно пахнет? Я проходил мимо, но не смог удержаться, чтобы не заглянуть к вам – очень уж вкусный запах из вашей группы.

Педагог. Здравствуй, Незнайка! Пахнет у нас и, правда, очень приятно. А запах этот от наших свежих и румяных баранок, калачей, крендельков.

Незнайка с интересом рассматривает баранки и калачи.

Незнайка. Ох, как все вкусно и ароматно! Сейчас бы я с удовольствием все это съел!

Педагог. Незнайка, подожди! Разве тебе не интересно, откуда у нас оказались баранки и калачи?

Незнайка. Из магазина, конечно! Я люблю ходить в магазин и покупать разные вкусные продукты. Баранки я тоже там видел!

Педагог. Правильно! А как они появились в магазине, ты знаешь?

Незнайка (озадаченно). Может быть, они растут на дереве, как яблоки?

Дети. Нет!

Незнайка. А может быть, на грядке, как огурцы?

Дети. Нет!

Незнайка. Ну, тогда я не знаю!

Педагог. Незнайка, давай я тебе немного подскажу.

Педагог достает маленькую коробочку, в которой лежит пшеничное зернышко. Незнайка с интересом рассматривает коробочку, не замечая маленького зернышка.

Незнайка. Коробочка как коробочка! Причем здесь баранки?

Педагог. Незнайка, ты не заметил, что в коробочке что-то есть?

Незнайка. Кажется, там лежит что-то очень маленькое!

Педагог. Конечно, это пшеничное зернышко.

Незнайка (удивленно). А как же из такого маленького зернышка появилась такая большая баранка?

Педагог. Ребята, а вы знаете? Давайте вместе поиграем и расскажем Незнайке, как же на нашем столе появляются разные хлебобулочные изделия.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь.

Материал. Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйцо, молоко, вода и т.д .

Ход игры

Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.

Например:

Что делают вначале? – Сеют зерно.

Что происходит потом? – Из зерна вырастают колоски т.д.

Затем педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.

Педагог. Ребята, молодцы! Незнайка, видишь, какой длинный путь проходит зернышко, чтобы попасть к нам на стол, но уже в виде румяного пирога или кренделька.

Незнайка. Вот это да! Это же настоящее путешествие! Помню, я тоже давно путешествовал.

Незнайка что-то ищет в своих карманах, находит сухарик и показывает его детям.

Незнайка. Нашел! Даже сухарик с тех пор в кармане остался! Сейчас я его выброшу.

Педагог. Незнайка, нельзя выбрасывать хлеб!

Незнайка. Почему?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, ребята! К хлебу надо относиться очень бережно, потому что это большой труд! Чтобы сделать для нас хлеб, потрудилось много людей. А кто именно трудился, мы  с вами сейчас поиграем и узнаем. А начнем опять с потешки:

Тара – тара – тара - ра!

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать!

Будем рожь молотить!

Малых детушек кормить!

Дидактическая игра «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Цель. Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к труду.

Материал. Картинки с изображением различной техники, которая занимается выращиванием зерна (трактор, сеялка, комбайн и др.). Картинки - карточки с изображением различной техники по количеству детей.

Ход игры

Педагог предлагает детям выложить картинки в том порядке, в каком работают машины при выращивании зерновых культур.

Например:

Что делают вначале? – Трактор пашет землю.

Что происходит потом? – На поля выезжают сеялки и т.д.

Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.

Педагог. Ребята, вы все сделали правильно, но ведь техника не может работать самостоятельно, ей управляют люди. И трактором, и сеялкой, и комбайном. А теперь давайте представим, что у нас в группе большое поле, на котором вырастет урожай, но для этого нам с вами надо хорошо потрудиться!

Педагог раздает детям картинки- карточки с изображением различной техники. По очереди на «поле» выезжают трактора, которые землю пашут и т.д.

Педагог. Видишь, Незнайка, как трудно вырастить урожай, из которого потом испекут хлеб, и как много людей трудятся, чтобы каждый день радовать нас свежим и вкусным хлебом.

Незнайка. Спасибо, ребята! Теперь я ни одной хлебной крошечки не выброшу!

Педагог. Незнайка и ребята, а вы знаете, что у хлебушка есть большая и дружная семейка? Если нет, тогда мы  с вами сейчас с ней познакомимся.

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог, бросая мяч детям, задает вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

Например:

Как назвать хлеб ласково? – Хлебушек.

Как назвать крошки хлеба? – Хлебные крошки.

Как называется посуда для хлеба? – Хлебница.

Как называют человека, который выращивает хлеб? – Хлебороб.

Как называют человека, который печет хлеб? – Хлебопек.

Как называется прибор для резания хлеба? – Хлеборезка.

Как называется завод, где выпекают хлеб? – Хлебозавод.

Слова: Хлеб – хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня и т.д .

Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! Теперь вы узнали всю семью!

Незнайка. Ребята, а хотите отгадать мою загадку? Тогда слушайте:

На горе – горушке стоит старушка,

Руками машет, хлеба просит,

Дашь хлеба – назад отдает.

Сама не ест, не пьет,

А весь мир кормит.

Ответы детей.

Незнайка. Правильно, это мельница.

Незнайка показывает картинку с изображением мельницы и рассказывает, для чего она нужна.

Педагог. Ребята, Незнайка для вас приготовил интересное задание.

Дидактическая игра «Мельница»

Цель. Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.

Материал. Счетные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.

Ход игры

Незнайка предлагает детям выложить мельницу из счетных палочек.

Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! Мы с вами сегодня еще раз вспомнили о том, как на нашем столе появляются булки и баранки, что для того, чтобы мы каждый день лакомились свежим хлебом, надо много трудиться. Надеюсь, что вы всегда будете беречь хлеб и помнить, каким трудом он достается!  

Во второй части занятия дети создают изобразительные композиции «Золотой каравай».

Перед началом изобразительной деятельности дети делают пальчиковую гимнастику.

Мышка зернышко нашла

Дети стучат указательным пальцем по левой ладони.

И на мельницу снесла.

Пальчики «бегут» по ладони.

Намолола там муки,

Делают круговые движения ладонями.

Испекла всем пирожки:

Разводят руки в стороны.

Мышонку – с капустой,

Загибают мизинец.

Мышонку – с картошкой,

Загибают безымянный палец.

Мышонку  - с морковкой,

Загибают средний палец.

Мышонку – с морошкой.

Загибают указательный палец.

Для большого толстяка-

Загибают большой палец.

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

Поочередно отгибают пальцы в обратном порядке.

Литература

Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.

Художественное слово.

Скороговорка

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Загадки

Какой конь землю пашет,

А сена не ест?  (Трактор)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)

Земли кормилец,

Солнцем налитой

Он и знакомым,

И нечаянным прохожим

Приветливо кивает головой,

Что серебра и золота дороже.  (Колос)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном. (Колос)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.  (Пирог)

Весной оно в земле

Теряется,

Летом над землей

Возвышается,

Осенью к хозяину

Возвращается.  (Зерно)

Считалка

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

Пословицы и поговорки

  • С русским хлебом человек – богатырь из века в век.
  • Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
  • Без соли, без хлеба – худая беседа.

Стихотворения

Откуда хлеб пришел?

Хлеб откуда к нам пришел?

Кто его и где нашел?

Мне сказал сосед Кирюша:

- Прежде чем краюху скушать,

Нужно много потрудиться,

И, конечно, не лениться!

Там за городом поля –

Хлебу нужная земля.

Ее весной надо вспахать,

Пшеницей, рожью засевать.

Такой огромный огород

Все лето весело растет.

Растет и зреет, колосится

Рожь, овес или пшеница.

Комбайн по осени пройдет –

Урожай весь соберет.

На мельницу везти пора,

Муку молоть там из зерна.

Пекарь ту муку возьмет,

В чане тесто заведет.

Тесто поднимается,

Работа начинается.

Пекарь булочки печет,

В магазины отдает.

В магазинах их потом,

Мы приходим и берем.

Бублик, кекс, пирог, печенье,

Сушки, булки – объеденье!

(В.Орлова)

Отличные пшеничные

Мы печем пшеничные

Пироги отличные!

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(И. Токмакова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».

Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым....

Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»

Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...