Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_prishel_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе
«Откуда хлеб пришел?»
Цель. Систематизировать и закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал. Поднос с настоящими баранками и калачами. Незнайка, сухарик. Коробочка с зернышком. Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий : соль, сахар, масло, яйцо, молоко, вода и т.д. Картинки с изображением различной техники, которая занимается выращиванием зерна (трактор, сеялка, комбайн и др.). Картинки - карточки с изображением различной техники по количеству детей. Мяч. Счетные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы. Материалы для изобразительной деятельности.
Словарь
(Лексический минимум)
Существительные: Колос, зерно, мука, пшеница, рожь, ячмень, овес, злак, мельница, хлебороб, комбайн, пекарня, тесто, пекарь, печь, хлебозавод, хлеб, батон, буханка, булка, пирог, сушка, печенье, кекс, бублик, баранка, пряник, булочник, хлебопек, булочная, хлебница, хлеборезка, хлебопродукт, тестомешалка .
Прилагательные: Спелый, зрелый, налитой, золотой, пшеничный, ржаной, овсяный, черный, белый, мягкий, пышный, душистый, свежий, ароматный, хлебный, хлебобулочный, зерновой, мучной, румяный .
Глаголы: Выращивать, пахать, сеять, созревать, наливаться, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь, готовить, замешивать, выпекать .
Наречия: Трудно, вкусно, бережно.
Ход мероприятия
Педагог. Ребята, сегодня я хотела бы начать наше занятие со стихотворения, а точнее, с замечательной потешки. Послушайте:
Ах, качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи
С пылу – с жару из печи!
С пылу – с жару из печи –
Все румяны, горячи!
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи!
Педагог на подносе показывает детям настоящие ароматные баранки и калачи.
Педагог. Ребята, о чем эта потешка?
Ответы детей.
Педагог. Конечно, эта потешка о баранках и калачах. Они такие румяные, горячие, ароматные, что на их запах прилетели грачи и подхватили калачи.
В коридоре слышится шум.
Педагог. Ребята, интересно, кто там шумит?
В группе появляется Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, Незнайка!
Незнайка (принюхивается). Чем это у вас так вкусно пахнет? Я проходил мимо, но не смог удержаться, чтобы не заглянуть к вам – очень уж вкусный запах из вашей группы.
Педагог. Здравствуй, Незнайка! Пахнет у нас и, правда, очень приятно. А запах этот от наших свежих и румяных баранок, калачей, крендельков.
Незнайка с интересом рассматривает баранки и калачи.
Незнайка. Ох, как все вкусно и ароматно! Сейчас бы я с удовольствием все это съел!
Педагог. Незнайка, подожди! Разве тебе не интересно, откуда у нас оказались баранки и калачи?
Незнайка. Из магазина, конечно! Я люблю ходить в магазин и покупать разные вкусные продукты. Баранки я тоже там видел!
Педагог. Правильно! А как они появились в магазине, ты знаешь?
Незнайка (озадаченно). Может быть, они растут на дереве, как яблоки?
Дети. Нет!
Незнайка. А может быть, на грядке, как огурцы?
Дети. Нет!
Незнайка. Ну, тогда я не знаю!
Педагог. Незнайка, давай я тебе немного подскажу.
Педагог достает маленькую коробочку, в которой лежит пшеничное зернышко. Незнайка с интересом рассматривает коробочку, не замечая маленького зернышка.
Незнайка. Коробочка как коробочка! Причем здесь баранки?
Педагог. Незнайка, ты не заметил, что в коробочке что-то есть?
Незнайка. Кажется, там лежит что-то очень маленькое!
Педагог. Конечно, это пшеничное зернышко.
Незнайка (удивленно). А как же из такого маленького зернышка появилась такая большая баранка?
Педагог. Ребята, а вы знаете? Давайте вместе поиграем и расскажем Незнайке, как же на нашем столе появляются разные хлебобулочные изделия.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь.
Материал. Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйцо, молоко, вода и т.д .
Ход игры
Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.
Например:
Что делают вначале? – Сеют зерно.
Что происходит потом? – Из зерна вырастают колоски т.д.
Затем педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.
Педагог. Ребята, молодцы! Незнайка, видишь, какой длинный путь проходит зернышко, чтобы попасть к нам на стол, но уже в виде румяного пирога или кренделька.
Незнайка. Вот это да! Это же настоящее путешествие! Помню, я тоже давно путешествовал.
Незнайка что-то ищет в своих карманах, находит сухарик и показывает его детям.
Незнайка. Нашел! Даже сухарик с тех пор в кармане остался! Сейчас я его выброшу.
Педагог. Незнайка, нельзя выбрасывать хлеб!
Незнайка. Почему?
Ответы детей.
Педагог. Правильно, ребята! К хлебу надо относиться очень бережно, потому что это большой труд! Чтобы сделать для нас хлеб, потрудилось много людей. А кто именно трудился, мы с вами сейчас поиграем и узнаем. А начнем опять с потешки:
Тара – тара – тара - ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать!
Будем рожь молотить!
Малых детушек кормить!
Дидактическая игра «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
Цель. Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к труду.
Материал. Картинки с изображением различной техники, которая занимается выращиванием зерна (трактор, сеялка, комбайн и др.). Картинки - карточки с изображением различной техники по количеству детей.
Ход игры
Педагог предлагает детям выложить картинки в том порядке, в каком работают машины при выращивании зерновых культур.
Например:
Что делают вначале? – Трактор пашет землю.
Что происходит потом? – На поля выезжают сеялки и т.д.
Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.
Педагог. Ребята, вы все сделали правильно, но ведь техника не может работать самостоятельно, ей управляют люди. И трактором, и сеялкой, и комбайном. А теперь давайте представим, что у нас в группе большое поле, на котором вырастет урожай, но для этого нам с вами надо хорошо потрудиться!
Педагог раздает детям картинки- карточки с изображением различной техники. По очереди на «поле» выезжают трактора, которые землю пашут и т.д.
Педагог. Видишь, Незнайка, как трудно вырастить урожай, из которого потом испекут хлеб, и как много людей трудятся, чтобы каждый день радовать нас свежим и вкусным хлебом.
Незнайка. Спасибо, ребята! Теперь я ни одной хлебной крошечки не выброшу!
Педагог. Незнайка и ребята, а вы знаете, что у хлебушка есть большая и дружная семейка? Если нет, тогда мы с вами сейчас с ней познакомимся.
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.
Материал. Мяч.
Ход игры
Педагог, бросая мяч детям, задает вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.
Например:
Как назвать хлеб ласково? – Хлебушек.
Как назвать крошки хлеба? – Хлебные крошки.
Как называется посуда для хлеба? – Хлебница.
Как называют человека, который выращивает хлеб? – Хлебороб.
Как называют человека, который печет хлеб? – Хлебопек.
Как называется прибор для резания хлеба? – Хлеборезка.
Как называется завод, где выпекают хлеб? – Хлебозавод.
Слова: Хлеб – хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня и т.д .
Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! Теперь вы узнали всю семью!
Незнайка. Ребята, а хотите отгадать мою загадку? Тогда слушайте:
На горе – горушке стоит старушка,
Руками машет, хлеба просит,
Дашь хлеба – назад отдает.
Сама не ест, не пьет,
А весь мир кормит.
Ответы детей.
Незнайка. Правильно, это мельница.
Незнайка показывает картинку с изображением мельницы и рассказывает, для чего она нужна.
Педагог. Ребята, Незнайка для вас приготовил интересное задание.
Дидактическая игра «Мельница»
Цель. Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.
Материал. Счетные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.
Ход игры
Незнайка предлагает детям выложить мельницу из счетных палочек.
Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! Мы с вами сегодня еще раз вспомнили о том, как на нашем столе появляются булки и баранки, что для того, чтобы мы каждый день лакомились свежим хлебом, надо много трудиться. Надеюсь, что вы всегда будете беречь хлеб и помнить, каким трудом он достается!
Во второй части занятия дети создают изобразительные композиции «Золотой каравай».
Перед началом изобразительной деятельности дети делают пальчиковую гимнастику.
Мышка зернышко нашла | Дети стучат указательным пальцем по левой ладони. |
И на мельницу снесла. | Пальчики «бегут» по ладони. |
Намолола там муки, | Делают круговые движения ладонями. |
Испекла всем пирожки: | Разводят руки в стороны. |
Мышонку – с капустой, | Загибают мизинец. |
Мышонку – с картошкой, | Загибают безымянный палец. |
Мышонку - с морковкой, | Загибают средний палец. |
Мышонку – с морошкой. | Загибают указательный палец. |
Для большого толстяка- | Загибают большой палец. |
Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой. | Поочередно отгибают пальцы в обратном порядке. |
Литература
Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.
Художественное слово.
Скороговорка
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Загадки
Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
Земли кормилец,
Солнцем налитой
Он и знакомым,
И нечаянным прохожим
Приветливо кивает головой,
Что серебра и золота дороже. (Колос)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном. (Колос)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог)
Весной оно в земле
Теряется,
Летом над землей
Возвышается,
Осенью к хозяину
Возвращается. (Зерно)
Считалка
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
Пословицы и поговорки
- С русским хлебом человек – богатырь из века в век.
- Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
- Без соли, без хлеба – худая беседа.
Стихотворения
Откуда хлеб пришел?
Хлеб откуда к нам пришел?
Кто его и где нашел?
Мне сказал сосед Кирюша:
- Прежде чем краюху скушать,
Нужно много потрудиться,
И, конечно, не лениться!
Там за городом поля –
Хлебу нужная земля.
Ее весной надо вспахать,
Пшеницей, рожью засевать.
Такой огромный огород
Все лето весело растет.
Растет и зреет, колосится
Рожь, овес или пшеница.
Комбайн по осени пройдет –
Урожай весь соберет.
На мельницу везти пора,
Муку молоть там из зерна.
Пекарь ту муку возьмет,
В чане тесто заведет.
Тесто поднимается,
Работа начинается.
Пекарь булочки печет,
В магазины отдает.
В магазинах их потом,
Мы приходим и берем.
Бублик, кекс, пирог, печенье,
Сушки, булки – объеденье!
(В.Орлова)
Отличные пшеничные
Мы печем пшеничные
Пироги отличные!
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(И. Токмакова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».
Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....
Интегрированная НОД по формированию целостности картины окружающего мира и художественному творчеству «Памятные места столицы» в подготовительной группе 2018-19
Продолжить знакомство детей с достопримечательностями Москвы....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»
Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...