Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Осень. Приметы осени» в подготовительной группе 2018-19
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen._primety_oseni_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе
«Осень. Приметы осени»
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Продолжать знакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Воспитывать желание любоваться красотой осеннего времени года.
Материалы. Незнайка, зонтик. Мяч. Картины с изображением разных периодов осени (ранней, золотой и поздней). 3 конверта с пословицами. Фишки. Лист бумаги со схемами для Незнайки. Альбомные листы, разделенные на 8 частей, по количеству детей. Материалы для изобразительной деятельности.
Словарь
(Лексический минимум)
Существительные: Осень, время года, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, примета, листопад, урожай, листва, заморозок, изморозь, предзимье .
Прилагательные: Ранний, поздний, золотой, прекрасный, дивный, унылый, грустный, богатый, дождливый, пасмурный, ясный, хмурый, серый, ненастный .
Глаголы: Падать, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, хмуриться, увядать .
Наречия: Пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.
Ход мероприятия
Педагог. Ребята, отгадайте, про какое время года эта загадка:
Несу я урожаи,
Поля я засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Узнали? Ведь я …
Ответы детей.
Педагог. Молодцы! Конечно, осень! А почему вы так думаете?
Ответы детей.
Педагог. Правильно! А что еще бывает осенью, мы узнаем, отгадав следующие загадки:
Без рук, без ног,
А окна открывает. (Ветер)
- Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я?
Можешь угадать? (Ветер)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Педагог. Молодцы! Ребята, что - то у нас тоже потемнело, тучи надвигаются, мне кажется, сейчас пойдет дождь!
Педагог включает аудиозапись или музыкальный отрывок со звуками дождя.
В группу вбегает Незнайка под зонтиком.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вот это ливень! Как хорошо, что я взял с собой зонтик!
Педагог. Здравствуй, Незнайка! Конечно, осенью нельзя выходить на улицу без зонтика!
Незнайка. Да! Осень - скучное время года, все дождь да дождь! Даже погулять некогда!
Педагог. А вот в этом, Незнайка, ты не прав! Осень – замечательное время года! И осень бывает очень разная. Мы сейчас с ребятами поиграем, и ты узнаешь, какая бывает осень!
Дидактическая игра «Разная осень»
Цель: Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах.
Материал. Мяч. Картины с изображением разных периодов осени (ранней, золотой и поздней осени).
Ход игры
Педагог предлагает детям повторить цепочку слов:
-сентябрь, октябрь;
- октябрь, ноябрь;
- сентябрь, октябрь, ноябрь.
Затем задает вопрос, бросает мяч ребенку и просит дать ответ полным предложением.
- Какие слова мы повторили?
- К какому времени года относятся эти месяцы?
- Сколько осенних месяцев мы назвали?
- Какой месяц обозначает начало осени?
- Как называется период начала осени?
Педагог выставляет картину с изображением ранней осени.
- Какое у осени начало? Теплое, ласковое, нежное и др.
- Какой месяц обозначает середину осени?
- Как называется период середины осени?
Педагог выставляет картину с изображением золотой осени.
- Какая у осени середина? Разноцветная, пестрая, безоблачная, веселая, радостная и др.
- Как называется третий месяц осени?
- Как про этот месяц можно сказать по-другому?
- Как называется период окончания осени?
Педагог выставляет картину с изображением поздней осени.
- Какое у осени окончание? Холодное, ветреное, пасмурное, дождливое, снежное и др.
Педагог говорит, что еще этот период называют предзимье, т.е. перед зимой. Дети повторяют новое слово и объясняют его значение.
Педагог. Незнайка, теперь ты убедился, что осень бывает разная? Но каждый период осени прекрасен по- своему.
Незнайка. Ребята, спасибо! Осень и, правда, удивительное время года!
Педагог. Ребята, мы с вами знаем, что народ в старину очень любил придумывать пословицы и поговорки. Вот и наша следующая игра как раз об этом.
Дидактическая игра «Объясни пословицу»
Цель: Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах.
Материал. Картины с изображением разных периодов осени (ранней, золотой и поздней осени), 3 конверта с пословицами.
Ход игры
Педагог. Ребята, для этой игры мы разделимся на три команды. Каждая команда будет разным периодом осени.
Дети делятся на 3 команды: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».
Педагог. Смотрите, у меня 3 конверта, по одному для каждой команды. А в конверте пословица или поговорка, которую вы вместе со своей командой должны обсудить и объяснить.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- Октябрь землю покрыл – где листком, где снежком.
- В ноябре зима с осенью борется.
Дети выполняют задание.
Педагог. Ребята, молодцы! На примере этих пословиц мы с вами еще раз убедились, что осень бывает очень разная. Кто-то любит теплую и солнечную осень, кто-то разноцветную и яркую, а кто-то очень любит гулять под дождиком. Вот и мы сейчас отправимся на прогулку, но не одни, а с нами вместе гулять пойдет веселый дождик!
Физкультминутка «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке. | Дети прыгают на одной ноге по кругу. |
В лужице – смотри, смотри! Он пускает пузыри! | Становятся лицом в круг, ритмично приседают. |
Стали мокрыми кусты, | Поднимают руки вверх, потряхивают кистями. |
Стали мокрыми цветы. | Наклоняют руки к полу, потряхивают кистями. |
Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | Встают. Руки вдоль тела. Потряхивают кистями. |
Педагог. Ну что, ребята и Незнайка, отдохнули? Понравилось вам гулять под осенним дождиком? А теперь еще поиграем.
Дидактическая игра «Близкие слова»
Цель: Закреплять умение детей подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал. Фишки.
Ход игры
Педагог предлагает детям и Незнайке подобрать как можно больше слов, близких по смыслу. За правильный ответ дети получают фишки. В конце игры определяются победители путем подсчета фишек.
Например:
Педагог | Дети |
Осенью дни пасмурные,… | Серые, унылые, хмурые… |
Осенью погода часто бывает холодной, … | Ветреной, дождливой… |
Осенью дожди частые, … | Холодные, проливные… |
Осенью небо покрывают тучи серые, … | Темные, дождевые… |
В начале осени бывают дни ясные, … | Безоблачные, светлые, солнечные… |
Поздней осенью на улице холодно, … | Пасмурно, ветрено… |
Осенью настроение бывает грустное,… | Печальное, тоскливое … |
А еще настроение осенью бывает радостное, … | Веселое, бодрое … |
Педагог. Молодцы, ребята и Незнайка! У вас получилось подобрать много слов и про осенние деньки, и осеннюю погоду, и осеннее настроение.
Незнайка достает и рассматривает лист бумаги с разными схемами.
Педагог. Незнайка, что это у тебя? Какие-то интересные знаки?
Незнайка. Это мой «секретный» рассказ.
Педагог. Как же он называется и о чем он?
Незнайка. Мой рассказ называется «Поздняя осень».
Педагог. Почему же в твоем рассказе нет ни одной буквы?
Незнайка. В этом – то и весь «секрет»! Хотите, я и вас научу писать такие «секретные» рассказы?
Дети. Да!
Дидактическая игра «Поздняя осень»
Цель: Закреплять знания детей основных признаков поздней осени. Развивать связную речь.
Материал. Альбомные листы, разделенные на 8 частей, по количеству детей.
Ход игры
Педагог предлагает детям «засекретить» рассказ (с помощью схем). Затем произносит предложение. Дети «шифруют» его в соответствующей части листа. Далее дети составляют свой рассказ «Поздняя осень». Рассказ составляется по опорным схемам «по цепочке» 2-3 детьми.
Например:
- Поздней осенью солнце редко светит и мало греет.
- В ноябре день становится еще короче, а ночь – еще длиннее.
- Часто поздней осенью идут холодные дожди со снегом.
- По ночам бывают заморозки.
- Водоплавающие птицы улетают в теплые края.
- Дикие животные сменили цвет шкурок, другие попрятались в норки и впали в спячку.
- Человек кормит домашних животных сеном.
Во второй части занятия дети создают изобразительные композиции «Такие разные зонтики».
Перед изобразительной деятельностью с детьми проводится пальчиковая гимнастика.
Литература
Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. -176с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2008. -208с.
Художественное слово
Стихотворения
Осень
Что такое, что случилось?
Почему-то вся листва
Завертелась, закружилась
И на землю опустилась.
Солнце лучиком блеснуло
И за тучки улеглось.
Потому что белым днем,
Небо брызнуло дождем!
(Т. Павлова)
Листопад
Листопад, листопад.
Лес осенний «конопат».
Налетели «конопушки»,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал.
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
(Н. Егоров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ – ЛЕПКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «В ГОСТЯХ У КОЛОБКА».
Cпособствовать развитию речевой активности ребенка; развивать у детей мелкую моторику рук; творческие способности, технические навыки. Закреплять умение лепить предметы округлой формы круговыми ...
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Такая разная посуда» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей о видах посуды, ее назначении и существенных признаках....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Откуда хлеб пришел?» в подготовительной группе 2018-19
Систематизироватьи закреплять знания детей о последовательности производства хлебобулочных изделий и их видах....
Интегрированная НОД по формированию целостности картины окружающего мира и художественному творчеству «Памятные места столицы» в подготовительной группе 2018-19
Продолжить знакомство детей с достопримечательностями Москвы....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Незнайка в мире профессий» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять представления детей о людях различных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству «Какие бывают насекомые» в подготовительной группе 2018-19
Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Воспитывать бережное отношение к насекомым....
Интегрированная НОД по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе «Какие бывают насекомые»
Систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении. Уточнять, где живут, чем питаются насекомые; какой вред и какую пользу они приносят природе и человеку. Воспитывать ...