Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказов об осени» Средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Малахова Татьяна Николаевна

Конспект занятия

по развитию речи

                                  «Составление рассказов об осени»

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sostavlenie_rasskazov_ob_oseni.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МБДОУ №19 «Ласточка»

Конспект занятия

по развитию речи

                                  «Составление рассказов об осени»

Средняя группа

Воспитатель:

 Малахова Татьяна Николаевна 

г.Новоалтайск

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «Составление рассказов об осени»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ:

Таблицы по теме «осень», игрушка медвежонок.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Ушинский «Четыре желания», Могилевская «Колосок».

Заучивание Новицкая «Тишина», Стройло «Как приходит осень».

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми,

Рисование по теме«Осень». Дидактические игры«Когда это бывает?»«В гостях у осени». Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

.

ХОД ЗАНЯТИЯ

---Дети стоят полукругом---

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все. (осень)

- Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова».

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла. (золотая осень).

Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч).

Деревья надели. (разноцветный наряд).

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром.

Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам).

Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края).

Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму).

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

---Дети садятся---

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется медвежонок.)

Медвежонок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, медвежонок, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите медвежонку, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ«КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение: Подбери действие

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для медвежонка придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью»Например«Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

( Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму.  Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)

  

Медвежонок: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА.

А. Стройло

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы медвежонок запомнил их и рассказал своим друзьям в лесу. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"

Конспект для проведения занятия в старшей группе по развитию речи.Сюжетная картина "Осень у пруда"...

Конспект по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень»....

Развитие речи "Составление рассказа про осень по мнемотаблице"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект по развитию речи "Составление рассказа по картине "Дети кормят птиц" в средней группе.

Конспект игровой развивающей ситуации по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе "Дети кормят птиц"...

Конспект по развитию речи "Составление рассказов на тему "Осень"

Работа направлена на детей с нарушением речи....