Развитие речи "Составление рассказа про осень по мнемотаблице"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Максимова Татьяна Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_pro_osen_po_mnemotablitse.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи (в старшей группе)

Составление рассказа про осень по мнемотаблице

Цель: формирование умения у детей рассказывать, ориентируясь на мнемотаблице.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях,
  2. Продолжать учить составлять прелдожения по картинкам, составлять рассказ,
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением,
  4. Продолжать учить развивать память, мышление через игры и упражнения,
  5. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями с воспитателями, родителями. Чтение стихов об осени.

Оборудование: мнемотаблица, мяч, осенние листья, игрушка (ежик).

Ход занятия

Приветствие (все встают в круг):

Здравствуй, небо! (руки вверх)

Здравствуй, солнце! (вытянутыми руками описать круг над головой)

Здравствуй, земля! (руки плавно опускаются на пол)

дравствуй наша большая семья (все берутся за руки и поднимают их вверх)

/Дети присаживаются на места./

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости!

Дети: Это ежик!

Воспитатель: Здравствуй, ежик. Как ты здесь оказался?

Ежик: Ребята, я пришел к вам в гости не просто так. Я узнал, что вам нравится осень и решил проверить ваши знания.

Воспитатель: Хорошо ежик проверяй, мы много знаем.

Ежик: У меня для вас есть загадки.

        Стало в комнате темно, стук послышался в окно.

Ты на улицу идешь?

Зонт возьми – там льется…(Дождь)

В парке, в сквере и в саду

В вальсе тихо на ветру

Листья желтые кружат

Что же это?...(Листопад)

Стало хмуро за окном

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а с наружи

Появились всюду…(Лужи)

Бываю я лишь раз в году.

За летом жарким я иду.

Пред белою зимою.

Подружишься со мною?   (Осень)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года эти загадки?

Дети: Об осени.

Воспитатель: А давайте назовем месяца осени?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ежик: Какие вы молодцы.

Воспитатель: Мы с ребятами попробуем составить рассказ для тебя об осени. А чтобы он был интересным и содержательным мы воспользуемся вот такой красочной таблицей (воспитатель показывает мнемотаблицу детям)

Картинка 1 (Изображение солнца, которое закрывают тучи) – Осенью тучи закрывают солнце и становится холоднее. День становится короче.

Картинка 2 (Изображение дождика) – Часто идет дождь и на улице много луж.

Картинка 3 (Изображение листьев опадающих с деревьев) – Начинается листопад.

Картинка 4(Изображение улетающих птиц) – Птицы улетают в теплые края.

Картинка 5 (Изображение теплой одежды, зонта резиновых сапог) – Нужно теплее одеваться, брать зонт, обувать резиновые сапоги, чтобы не замерзнуть и не промокнуть.

Картинка 6 (Изображение грибов, овощей и фруктов) – Осенью поспевают овощи и фрукты в садах и огородах, в лесу - грибы.

Ежик: Какой интересный рассказ у вас получился. Теперь я хочу предложить вам немного подвигаться.

Проводится физкультминутка «Осенние листья». (Дети поднимаются со своих мест и свободно встают).

        Дружно по лесу гуляем, (шаги на месте)

        И листочки собираем. (наклоны вперед, имитация сбора листьев)

        Собирать их каждый рад! (прыжки на месте)

        Просто чудный листопад.(прыжки на месте, хлопки в ладоши)

/По  желанию детей можно несколько раз повторить. По окончанию физминутки дети присаживаются на места./

Ежик: Ребята, а я к вам пришел с гостинцем – это «Волшебный мяч» Мяч осенний он волшебный – будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Ежик, давай я буду кидать мячик, а кто из детей поймает мяч тот и будет отвечать на вопрос.

Детям по очереди задаются вопросы:

-Листья осенью что делают?   ( опадают, меняют цвет, желтеют)

- Дождь осенью что делает?   (идет)

- С урожаем осенью что делают?   (собирают)

- Птицы осенью что делают?   (улетают в теплые края)

- Деревья осенью что делают? (роняют листья)

- Звери осенью что делают?  (меняют шубку)

Ежик: Дети я так рад что вы так много знаете про осень. Мне уже пора уходить. А на прощанье  я вам подарю осеннее золото. Вы догадались что это?

Дети: Это листья.

Ежик:Правильно. До свидания ребята.

Дети: До свидания ежик.

Ежик уходит, а воспитатель раздает всем детям по листочку.

Воспитатель: Смотрите, какие листья красивые. А давайте сделаем листопад?

Дети: Да.

Дыхательная гимнастика «Листопад».

Воспитатель: Тогда положите свой листок на вытянутую ладошку. А теперь все вместе подуем на наши листочки. Вот какая красота у нас получилась.

Рефлексия

Воспитатель: Вы такие молодцы. Давайте повторим наш рассказ. Я предлагаю вам познакомить дома родителей с нашим рассказом про осень и показать листопад, который мы сейчас сделали.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица, для составления рассказа про осень

Мнемотаблица, для составления рассказа про осень...

Конспект занятия по развитию речи на тему : " Осень по мнемотаблице"

Данный конспект предназначен для подготовительной группы. Здесь предложено занятие с использованием мнемотаблицы....

Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе

Развитие речи «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице» в средней группе.Цель: обобщить знания детей об осени, характерных признаках осени, выучить ст...

Дидактический материал «Использование мнемотаблицы при составлении рассказа об осени с детьми дошкольного возраста»

Составление рассказа  «Осень» по мнемотаблице. Цель: закрепление представлений  детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:Упражнять детей в ум...

Мнемотаблица "Рассказ об осени" для детей раннего возраста.

Цель: расширять представления детей об окружающей природе, учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь, обогащать словарный запас п...

ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Осень в гости к нам пришла» (составление рассказа об осени с опорой на мнемотаблицу) в подготовительной группе

Конспект направлен на формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы...