Город Новосибирск. Адрес. Методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тематический методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для организации коррекционного часа | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 414 комбинированного вида «Чебурашка»
Тетрадь взаимодействия
с воспитателями
подготовительной к школе группы
комбинированной направленности.
(фрагмент).
Подготовила:
учитель-логопед, МКДОУ д/с № 414
Морозова Тамара Сергеевна,
Новосибирск, 2019
Лексическая тема: Город Новосибирск. Адрес.
Пополнение словаря:
существительные | глаголы | прилагательные |
Родина, знамя, флаг, город, герб, гимн, памятник, улица, переулок, проспект, площадь, бульвар, сквер, тротуар, переход, светофор, транспорт, храм (церковь), (торговый) центр, рынок, кафе, вокзал, река, почта, магазин, двор, адрес, музей, дом, театр, библиотека, цирк. | Строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать, лечить, подметать, продавать, покупать, ходить, ездить, встречать, провожать, уважать, гордиться, ухаживать, любить, работать, изучать, охранять, жить, учиться, дружить, уважать, помогать. | Большой, маленький, областной, родной, чистый, многолюдный, тихий, шумный, нарядный, красивый, ухоженный, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, деревянный, величавый, огромная, широкий, просторный, длинная, светлая, высокий, древний. |
Лексико-грамматический строй речи
Задача недели: расширение глагольного словаря. Практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа, настоящего времени. Приставочные глаголы. Предлоги К, ОТ.
- Игра «Найди общую часть в словах»
Воспитатель произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор. Материал: выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать; зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.
- Игра «Найди лишнее слово».
Воспитатель произносит слова по три, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.
- Игра «Назови слова».
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.
- Дидактическая игра «Я сделал, а ты?».
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет глагол совершенного вида или словосочетание с ним. Например, «Я сходила в магазин, а ты?» Ребенок бросает мяч обратно и отвечает, изменив вид глагола на несовершенный: «Я иду в магазин» и т.д.
- Дидактическая игра, «Кто куда?»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы типа: что нужно сделать, чтобы взять книгу? чтобы увидеть клумбу, чтобы не отражаться в зеркале? и т.п. Дети отвечают полным ответом, используя предлоги К, ОТ.
Например, «Чтобы взять книгу, нужно подойти к полке», «Чтобы увидеть клумбу, нужно подойти к окну», «Чтобы не отражаться в зеркале, нужно отойти от него» и т.п.
Связная речь
Задача недели: Составление описательного рассказа по схеме.
- Упражнение «Опиши предмет».
Дети описывают предмет по схеме. Педагог отмечает наиболее точный и полный рассказ.
- Упражнение «Будь внимателен».
Дети выполняют описание предмета по плану педагога: он показывает фрагменты схемы в случайном порядке. Дети описывают предмет, ориентируясь на указанные воспитателем фрагменты схемы.
- Упражнение «Моя улица»
Дети, по желанию, рассказывают о своей улице, дворе, доме, в котором живут, называют свой адрес. Если есть затруднения, ребенок получает задание узнать недостающие сведения у родителей. На следующий день ребенок может дополнить рассказ полученной информацией.
Подготовка к обучению грамоте
Задача недели: Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ и синтез сочетаний. Выделение звуков из состава слова. Определение мягкости – твердости звука в словах.
- Игра "Где звук?".
Воспитатель называет звук, место которого дети должны определить в словах. Затем, по очереди, бросает ребёнку мяч и называет слово (в рамках лексической темы). Ребенок возвращает мяч и называет место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
Материал: дом, крыша, труба, ступенька, ступенька, окна, дверь, диван, стул, стол, комната, подъезд, двор, пол, стена, кухня, окно, рама, кран, шкаф и проч.
- Игра «Назови по звукам».
По желанию ребенок становится ведущим. Он получает от воспитателя предметную картинку. Задача ребенка назвать изображенный предмет по звукам, а остальные дети должны отгадать слово. Первый верно отгадавший ребенок становится ведущим. Игра продолжается.
- Игра «Ребус»
Воспитатель называет несколько слов (или показывает предметные картинки), начальные звуки которых составляют короткое слово. Дети отгадывают какое слово зашифровано. Например: Стол, Овощи, Капуста – СОК.
Произносительная сторона речи
Задача недели: Закрепление навыка чтения сочетаний АУИ, ИАУ, обратных слогов УМ, ИМ, ОН, УК, АТ, ИП, ИН и т.п.
- Упражнение «Прочти и найди».
Из букв разрезной азбуки на доске составлены слоги. Дети индивидуально читают по одному слогу и подбирают предмет или картинку, либо называют слово, в названии которого есть данное сочетание или слог.
- Дети читают составленный или написанный печатными буквами слог и придумывают слово, в составе которого он присутствует. Далее необходимо допечатать буквы так, чтобы получилось названное слово. Если ребенок ошибается в написании слова, педагог спрашивает, есть ли другие мнения, если верный вариант не назван, он называется педагогом.
Развитие слухового восприятия
Задача недели: Определение мягкости – твердости звука в словах.
- Игра «"Похлопаем".
Дети повторяют за воспитателем ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте дети повторяют ритм с закрытыми глазами.
- Игра ««Придумай слово на заданную букву».
Используются согласные буквы (П, Т, К, М). Возможно ограничение в рамках лексической темы. В каждом придуманном слове определяется твердость или мягкость первого звука, устанавливается соответствие звука и буквы.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Упражнение «Горячий чай»
У каждого ребенка в руках воображаемая кружка с чаем, из которой идет пар.
Дуем на «кружку» так что бы задуть пар.
1 вдох носом выдох ртом.
2 вдох ртом выдох носом.
3 Вдох носом выдох ртом с добавлением звука (а,у,и чередуем ) тише- громче, тише –
гормче-громче, громче-тише-тише.
Упражнение на дыхание. «Тёплый и холодный ветерок».
1. Подуем теплым ветерком. Широкий язычок на нижней губе, деть на него- непрерывная воздушная струя.
2. Подуем холодным ветерком. Губы трубочкой, воздушная струя на одном выдохе, непрерывно.
Развитие общей моторики и координации
Физминутка «Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! | Потянуться, растопырив пальцы |
Здравствуй, небо голубое! | Помахать «небу» |
Здравствуй, вольный ветерок! | Волнообразные движения кистей рук |
Здравствуй, маленький дубок! | Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх |
Мы живём в одном краю – | Развести прямые руки в стороны |
Всех я вас приветствую! | «Обнять» себя за плечи. |
Развитие артикуляционного праксиса
Мимические упражнения.
Дети слушают текст и изображают мимикой слова, означающие эмоции.
«Летом катя и ее мама ездили в столицу нашей Родины – Москву. Катя удивилась, когда увидела Кремль, храмы, парки, цирк, Третьяковскую галерею. Ей очень понравилась столица нашей Родины - Москва. На Красной площади к ним подошел экскурсовод и спросил от куда они приехали - из Новосибирска, но экскурсовод не знал, что это за город и Катя расстроилась. Катя рассказала о нашем городе; какие там есть учреждения, достопримечательности. Мама была очень рада и горда своей дочерью и ее знанием о своем городе.»
Артикуляционные упражнения.
1.Для губ, щек:
«Ворота» (губы в спокойном тонусе, открывание и закрывание рта выполнять под счет до 6 раз)
«Окно на нашей улице» (зубы почти сомкнуты. Губы принимают положения окошечка,
удерживать под счет до 10 сек.)
2.Для языка:
«Чистим улицы». В нашем городе очень чисто. (улыбнуться, показать зубы, широким
языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитирую чистящее движения,
также чистим нижние зубы. Выполнять под счет до 6раз)
«Красим детские площадки» Каждое лето в детских садах и школах красят и обустраивают Детские площадки. (улыбнуться открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо , делая движение языком вперед-назад выполнять под счет до 6раз)
«Деревья» В нашем городе есть парки и аллеи, там растут высокие деревья (улыбнуться открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот не отрывая языка от неба выполнять под счет до 6 раз).
Развитие мелкой моторики рук
Пальчиковая гимнастика «Моя страна»
Мы по городу шагаем | шаг на месте |
Светофоры и машины | поворот головы влево |
Ярмарки и магазины | поворот вправо |
Скверы, улицы, мосты | потянулись вверх — присели |
Художественное слово
Чем больше город, тем он краше! В нем много памятников, башен, Красивых улочек старинных Домов высоких, домов длинных, Церквей с золотыми куполами… Не верите? Смотрите сами! |
Есть на свете много песен разных О больших и малых городах. Я пою о городе прекрасном, Том, что дорог мне всегда. Пусть зимой здесь снег и лютый холод, А в июле - то гроза, то зной. Я люблю тебя, мой милый город, Мой Новосибирск родной! |
Родина Т. Бокова Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. | Липчанский Виктор На берегах Оби родной Стоит любимый город мой – Такой красивый и большой Новосибирск! Ему всего сто десять лет, Но за стремительный расцвет Прославился на белый свет Новосибирск! Здесь жителей за миллион! И очень густо населен, Героями не обделен Новосибирск! Здесь люди с доброю душой, С такой сердечной теплотой Живут и славят свой родной Новосибирск! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности
Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности...
Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.
В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....
Примерное планирование проведения коррекционного часа в группах компенсирующей направленности по теме " Овощи".
Образец днного планирование может быть использован воспитателями групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста для припроведении коррекционного часа....
Конспект проведения коррекционного часа педагогом группы компенсирующей направленности по заданию учителя – логопеда «Встреча с Ежонком»
Практический материал для проведения коррекционного часа педагогом группы для детей с ОВЗ...