Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"
материал по развитию речи (старшая группа)

Люмпанова Надежда Сергеевна

Знакомство с искусством - Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._znakomstvo_s_iskusstvom.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с искусством – рассматривание картины

 И. Левитана «Золотая осень»

Программные задачи: Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; научить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.

Материал. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Ход занятия.

Воспитатель говорит:  - Каждое время года красиво по – своему. О красоте осени одна поэтесса написала так:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый!

Утешает осень: - Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

(З. Федоровская)

- А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И. Левитан и назвал ее «Золотая осень». Почему поэт и художник назвали осень золотой?

Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что в середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминаю цвет золота. Потому – то и называют люди период осени золотым.

- Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине? – предлагает педагог. Указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает:

- Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко – далеко от зрителя деревенские домики. Интересно, как сумел передать в картине такое большое пространство?

- Каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где  что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины – небольшие подготовительные рисунки. На картинке Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья нарисовал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.

- Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? (У нее много оттенков). Одинаков ли синий цвет неба и речки? (Тоже разные оттенки.)

- Вы знаете, дети, как различается цвет предметов, освещенных солнцем, и предметов, находящихся в тени. Поэтому художники смешивают краски, чтобы добиться нужного им оттенка каждого цвета. Скажите, каких красок больше на картине -  ярких, светлых или темных? (Светлых и ярких.) Как вы думаете, можно ли назвать эту картину Левитана радостной? А если бы художник изобразил все то же самое: и рощу, и луг, и речку, но другими красками? Небо нарисовал бы в темно -  серых тучах, воду в речке сделал бы тоже темной, листву на деревьях – мокрой, коричневой, траву на лугу – тускло – зеленой? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему нет? Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие, радость. Они видели осеннюю природу в жизни такой же красивой, а теперь снова увидят ее на картине. Итак, Левитан специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.

- Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками – пейзажистами, а их картины – пейзажами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод " Рассматривание репродукции картины Николая Рябова «Осень».

Материал способствует  пониманию детьми  содержания  картины, ее настроение, средства выразительности, передающие эмоциональный настрой произведения, воспринимать красоту природы, обога...

Рассматривание картины И. С.Остроухова «Золотая осень».

Рассматривая картину И.С. Остроухова "Золотая осень",- знакомим детей с содержанием картины;- закрепляем умение различать цветовые оттенки осенней листвы;расширяем знания детей об изобразительном иску...

Занятие по теме: "Золотая осень", рассматривание картины И.Левитана.

Вашему вниманию представляю конспект занятия....

Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.

Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассматривание картины: "Что нам осень подарила?"

Конспект разработан для детей 4-5 лет. Данный материал поможет сформировать представление об осени....