Лексические игры и упражнения в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Санина Альмира Минулловна

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.

Задачи:

Обучающие: закрепить в речи детей названия месяцев, умение образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова, объяснять многозначные слова, отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать коллективно, дружно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_leksicheskie_igry.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи:

Лексические игры и упражнения

в подготовительной группе.

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.

Задачи:

Обучающие: закрепить в речи детей названия месяцев, умение образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова, объяснять многозначные слова,

отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать коллективно, дружно.

Ход занятия:

Взрослый просит детей рассказать стихотворение А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…».

Сегодня мы поиграем в игры, и это будут словесные игры. Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают, птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень).

- Какое сейчас время года?

- Дети, какие месяцы осени вы знаете? Назовите.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Как   называют осень в сентябре? ранняя, золотая.  Середина осени – это октябрь, а как называют осень в ноябре? Поздняя.
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру: «Скажи со словом осенний»:

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

солнце, туча,  дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Молодцы! Вы справились с заданием. 

Игра: «Я придумываю цвет»
Вспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе. 
Брусника (цвет какой?) – брусничный. Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый. Морковь (цвет какой?) – морковный.

Слива (какой цвет)? – сливовый.

Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный. Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный. Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок. Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок. Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы – клюквенный. Сок из груш - …грушевый.

Следующая игра: «Назови листок».

Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. Вспомним названия деревьев, на доске картинки.

А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях?

На березе – березовые, на клене – кленовые

На рябине – рябиновые, на дубе – дубовые,

На осине – осиновые, на тополе – тополиные,

На липе – липовые, на каштане – каштановые

Да, молодцы!

И, так, задание: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Ветреный – безветренный. Мокрый – сухой. Радостный – грустный. Холодный – теплый.
Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.
Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец.  Длинный – короткий.
Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший – плохой. Злой – добрый.

Воспитатель: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физминутка 

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя. 

Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Воспитатель: Отдохнули?! Ну, тогда я предлагаю вам сыграть в следующую игру «Скороговорки». Кто знает? Давайте выучим еще одну. Белка булку испекла и бельчатам отдала. 

Скажите, чем отличаются слова белка – булка? 

Игра «Найди разницу»

Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?

День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.

Игра «Объясни слово».

Кто знает, что обозначают слова КОСА, ЗАМОК, ЛИСТОК, КРАН.

Послушайте загадку:

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима). Сегодня последний день осени и завтра наступает зима. Кто знает, как называется первый зимний месяц?

Игра:  «Доскажи словечко»

Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).

На поля и на лужок все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).

На снегу – то посмотри?- С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).

- Какие  слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег, называются однокоренные.

Игра  «Один – много» (с мячом)

Снежок – снежков. Снеговик – снеговиков. Метель – метелей.

Снежинка – снежинок. Коньки – коньков. Снегопад – снегопадов.

Льдинка – льдинок. Мороз – морозов. Уши – ушей. Носки – носков.

Чулки - чулок.

Игра "Кто чем был?"

Яблоко было (семечкой). Лягушка была (головастиком)

Рыба была (икринкой). Листочек был (почкой)

Машина была (железом). Хлеб был (мукой)

Мука была (зерном). Снег был (водой)

Тетрадь была (деревом). Дом был (кирпичом)

Взрослый человек был (ребенком).

Игра «Живой - неживой». Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания были трудными для вас? А какое задание понравилось больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа

Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Конспект по развитию речи на тему Лексические игры и упражнения на тему «Осень» в подготовительной группе.

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.Задачи:Обучающие: закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Лексические игры и упражнения.Игры со снеговиком"

Лексические игры и упражнения обогащают и  активизируют речь детей,развивают слуховое внимание,фонематический слух....

Конспект «Лексические игры и упражнения». Подготовительная группа

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.Задачи:1. Развивать умение подбирать антонимы;2. Развивать связную речь.3. Развивать двигательную и познават...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....