Мастер-класс "Придумывание загадок при помощи синквейна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ерошенко Наталья Юрьевна

С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с детьми, испытывающими значительные трудности в овладении словарем. Они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Поэтому важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация.

Одним из средств, развития словаря ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Для ребенка загадка – это своего рода игра: веселое и в то же время вполне серьезное занятие.

Занимательным и интересным способом активизации речи детей является составление загадок. Ребенок может придумать загадку, подбирая строчки синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

Придумывание загадок при помощи синквейна

Разработал: воспитатель

                                                                                                  Ерошенко Н.Ю.

Цель: передача педагогического опыта участникам мастер-класса, знакомство с возможностями организации деятельности детей по придумыванию загадок при помощи синквейна в работе с дошкольниками. 

Материал: карты-схемы загадок, картинки-отгадки, схемы признаков, действий, карандаши простые и цветные, клей, схемы синквейна для рефлексии.

Ход мастер – класса

I часть. Презентация педагогического опыта мастера

С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с детьми, испытывающими значительные трудности в овладении словарем. Они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Поэтому важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация.

Одним из средств, развития словаря ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Для ребенка загадка – это своего рода игра: веселое и в то же время вполне серьезное занятие.

Занимательным и интересным способом активизации речи детей является составление загадок.

Основополагающая идея: Ребенок может придумать загадку, подбирая строчки синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Правила составления синквейна - загадки

  1. Первая строка синквейна – отгадка состоящая из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова.Это описание признаков предмета или его свойства.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится в загадке.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – ассоциация, связанная с предметом, о котором говорится в загадке, синоним.

Использование этой технологии позволило мне у видеть в деятельности детей следующие признаки целенаправленного составления загадки:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс придумывания загадки;

- ребенком анализируются, сравниваются и обобщаются признаки и действия предметов и явлений, необходимые для загадки;

- дошкольник стремится объяснить свой выбор признаков и действий, аналогий, аргументировано доказать его правильность;

- ребенок самостоятельно ведет поиск символов обозначений действий и признаков предмета;

- дошкольник не испытывает трудностей при загадывании загадок сверстникам.

Загадки действительно являются средством развития познавательной активности дошкольников, обогащают их личный опыт и все стороны речи при условии организации систематической работы с дошкольниками по специальному формированию умений отгадывать и составлять загадки.

II  часть.  Имитационная игра

Составление загадки на основе синквейна (детский сад).

1-я строка.  Что? 1 существительное (отгадка).

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Ассоциация). 1 существительное.

III часть.  Моделирование (самостоятельная работа слушателей в группах)

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам придумать загадки, опираясь на предложенные карты-схемы изобразив признаки, действия, ассоциации с помощью схем.

IV часть.  Рефлексия.

Предлагаю вам составить синквейн о нашем мастер-классе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс для педагогов ДОУ: «Придумывание загадок при помощи синквейна » Воспитатель Ерошенко Н.Ю. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Слайд 2

Проблема Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в овладении словарем

Слайд 3

Загадка образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений

Слайд 4

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк»

Слайд 5

Цель: формирование умения подбирать характерные особенности объекта выбранного для составления загадки в коммуникативной деятельности

Слайд 6

подбирать слова признаки и слова- действия к объектам выбранным для загадок; соотносить выбранные характеристики со схемами обозначениями; доказывать свой выбор характеристик объекта; презентовать придуманную загадку сверстникам; проявлять интерес к самостоятельному составлению загадок. Задачи:

Слайд 7

Фраза из 4 слов. Какой? Какой? Что делает? Что делает? Что делает? Кто? Что? Кто? Что?

Слайд 8

Алгоритм составления загадки 1-я строка. Выбираем объект для составления загадки. Кто ? Что? 1 существительное (отгадка).

Слайд 9

Алгоритм составления загадки 2-я строка. Подбираем характеристики объекта и обозначения к ним (что бывает таким же). Какой? 2 прилагательных.

Слайд 10

Алгоритм составления загадки 3-я строка. Подбираем характерные для объекта действия и обозначения к ним (что действует так же как объект). Что делает? 3 глагола.

Слайд 11

Алгоритм составления загадки 4-я строка. Назначение объекта или отношение к нему автора. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

Слайд 12

Алгоритм составления загадки 5-я строка. На что похож объект с чем он ассоциируется. Кто? Что? 1 существительное .

Слайд 13

Загадывание загадок

Слайд 14

Результаты - дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс придумывания загадки; - ребенком анализируются, сравниваются и обобщаются признаки и действия предметов и явлений, необходимые для загадки ; - дошкольник стремится объяснить свой выбор признаков и действий, аналогий, аргументировано доказать его правильность; - ребенок самостоятельно ведет поиск символов обозначений действий и признаков предмета; дошкольник не испытывает трудностей при загадывании загадок сверстникам; ребенок самостоятельно придумывает загадки.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ...

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"...

Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе

Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе...

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...

Мастер-класс "Придумывание загадок при помощи синквейна"

Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении словарем. Они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Поэтому важное место в общей системе речевой работы заним...

Презентация "Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц"

Данную презентацию можно использовать на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми 6-7 лет....

Отгадывание загадок с помощью мнемотблиц. Презентация для работы с детьми

          Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; понимание лучше происходит в перекоди...