Мастер-класс "Придумывание загадок при помощи синквейна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с детьми, испытывающими значительные трудности в овладении словарем. Они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Поэтому важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация.
Одним из средств, развития словаря ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
Для ребенка загадка – это своего рода игра: веселое и в то же время вполне серьезное занятие.
Занимательным и интересным способом активизации речи детей является составление загадок. Ребенок может придумать загадку, подбирая строчки синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мастер-класса | 24.2 КБ |
Презентация к мастер-классу | 744.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
Придумывание загадок при помощи синквейна
Разработал: воспитатель
Ерошенко Н.Ю.
Цель: передача педагогического опыта участникам мастер-класса, знакомство с возможностями организации деятельности детей по придумыванию загадок при помощи синквейна в работе с дошкольниками.
Материал: карты-схемы загадок, картинки-отгадки, схемы признаков, действий, карандаши простые и цветные, клей, схемы синквейна для рефлексии.
Ход мастер – класса
I часть. Презентация педагогического опыта мастера
С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с детьми, испытывающими значительные трудности в овладении словарем. Они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Поэтому важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация.
Одним из средств, развития словаря ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
Для ребенка загадка – это своего рода игра: веселое и в то же время вполне серьезное занятие.
Занимательным и интересным способом активизации речи детей является составление загадок.
Основополагающая идея: Ребенок может придумать загадку, подбирая строчки синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Правила составления синквейна - загадки
- Первая строка синквейна – отгадка состоящая из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова.Это описание признаков предмета или его свойства.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к тому, о чем говорится в загадке.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – ассоциация, связанная с предметом, о котором говорится в загадке, синоним.
Использование этой технологии позволило мне у видеть в деятельности детей следующие признаки целенаправленного составления загадки:
- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс придумывания загадки;
- ребенком анализируются, сравниваются и обобщаются признаки и действия предметов и явлений, необходимые для загадки;
- дошкольник стремится объяснить свой выбор признаков и действий, аналогий, аргументировано доказать его правильность;
- ребенок самостоятельно ведет поиск символов обозначений действий и признаков предмета;
- дошкольник не испытывает трудностей при загадывании загадок сверстникам.
Загадки действительно являются средством развития познавательной активности дошкольников, обогащают их личный опыт и все стороны речи при условии организации систематической работы с дошкольниками по специальному формированию умений отгадывать и составлять загадки.
II часть. Имитационная игра
Составление загадки на основе синквейна (детский сад).
1-я строка. Что? 1 существительное (отгадка).
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Ассоциация). 1 существительное.
III часть. Моделирование (самостоятельная работа слушателей в группах)
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам придумать загадки, опираясь на предложенные карты-схемы изобразив признаки, действия, ассоциации с помощью схем.
IV часть. Рефлексия.
Предлагаю вам составить синквейн о нашем мастер-классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в овладении словарем
Загадка образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк»
Цель: формирование умения подбирать характерные особенности объекта выбранного для составления загадки в коммуникативной деятельности
подбирать слова признаки и слова- действия к объектам выбранным для загадок; соотносить выбранные характеристики со схемами обозначениями; доказывать свой выбор характеристик объекта; презентовать придуманную загадку сверстникам; проявлять интерес к самостоятельному составлению загадок. Задачи:
Фраза из 4 слов. Какой? Какой? Что делает? Что делает? Что делает? Кто? Что? Кто? Что?
Алгоритм составления загадки 1-я строка. Выбираем объект для составления загадки. Кто ? Что? 1 существительное (отгадка).
Алгоритм составления загадки 2-я строка. Подбираем характеристики объекта и обозначения к ним (что бывает таким же). Какой? 2 прилагательных.
Алгоритм составления загадки 3-я строка. Подбираем характерные для объекта действия и обозначения к ним (что действует так же как объект). Что делает? 3 глагола.
Алгоритм составления загадки 4-я строка. Назначение объекта или отношение к нему автора. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
Алгоритм составления загадки 5-я строка. На что похож объект с чем он ассоциируется. Кто? Что? 1 существительное .
Загадывание загадок
Результаты - дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс придумывания загадки; - ребенком анализируются, сравниваются и обобщаются признаки и действия предметов и явлений, необходимые для загадки ; - дошкольник стремится объяснить свой выбор признаков и действий, аналогий, аргументировано доказать его правильность; - ребенок самостоятельно ведет поиск символов обозначений действий и признаков предмета; дошкольник не испытывает трудностей при загадывании загадок сверстникам; ребенок самостоятельно придумывает загадки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ...
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"...
Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе
Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе...
Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии
Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...
Мастер-класс "Придумывание загадок при помощи синквейна"
Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении словарем. Они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Поэтому важное место в общей системе речевой работы заним...
Презентация "Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц"
Данную презентацию можно использовать на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми 6-7 лет....
Отгадывание загадок с помощью мнемотблиц. Презентация для работы с детьми
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; понимание лучше происходит в перекоди...