Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlyaem_zagadki_s_pomoshchyu_triz.pptx | 826.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед современными педагогами стоит главная задача: заменить репродуктивные методы обучения на обучение через творчество, через решение нестандартных задач.
Однако наши дети должны воспринимать довольно много информации об окружающем мире. Приходится давать задания: К чему относится предмет? Из каких частей состоит? Какие функции выполняет? Но это не слишком творческие задачи, и детям они малоинтересны
ПРОТИВОРЕЧИЕ нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработан У.Гордоном (США) в 50-х годах. Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов либо процессов, происходящих в них Позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки
Требует активной работы мысли Делает обучение ненавязчивым и интересным СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК Побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию
МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК 1 . Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Какой? Что такое же? желтый солнышко пушистый мех легкий пух Допустим, сочиняем загадку о цыпленке: Желтый как солнышко, пушистый как мех, легкий как пух
2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похож? Чем отличается? Земля маленький воздушный шарик прочный яблоко несъедобный Допустим, сочиняем загадку о мяче Как Земля, но маленький, Как воздушный шарик, но прочный, Как яблоко, но несъедобный.
3. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Что делает? Что такое же? скачет кенгуру катится колесо летит птица Допустим, сочиняем загадку о мяче Скачет как кенгуру, Катится как колесо, Летит как птица.
4. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества. Название частей→ Количество→ На что похоже Название частей Сколько? На что похоже? ручка 1 палочка зубья 4 зубы акулы Допустим, сочиняем загадку о вилке На одной палочке четыре зуба акулы
5. Модель составления загадок о слове. Местонахождение → Схожий объект→ Объект→ Схожий объект Где находится? На что похоже? Предмет На что похоже? На листе бумаги Белая простыня Буква Н На перекладину За буквой Н перекладина Буква О Колесо За буквой О колесо Буква С месяц Допустим, сочиняем загадку о слове НОС (предварительно нужно крупно написать это слово на листе бумаги) На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
5. Модель составления загадок с использованием противоречий. Любое противоречие → Совмещение противоречивых свойств холодное горячее Холодное+горячее лед огонь чайник снег кипяток сердце зима костер утюг Допустим, возьмем противоречие: холодное-горячее. Прим.: первую часть берем из первого списка, вторую из второго. В третьем списке находим ответ. Например: Холодное, как снег, Горяч, как кипяток. (Сердце)
5. Модель составления загадок смешанного типа Объект→ Схожий по свойству объект→Действие → Схожий по действию объект Объект Схожий по свойству объект Действие Схожий по действию объект Острый перец Красный колпачок жжет огонек Допустим, сочиняем загадку об остром перце: Этот красный колпачок во рту жжет, как огонек.
Задания, описанные здесь, предполагают умение читать и писать. Можно это требование обойти, заменив слова рисунками и условными обозначениями .
На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК с использованием элементов ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей
При использовании на занятиях элементов ТРИЗ, реализуется главное кредо ТРИЗовцев : Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. /Г. Альтшуллер / Список литературы *
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ...
Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок
Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ста...
Консультация для педагогов «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок....
Методика бучение детей дошкольного возраста составлению загадок
познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок....
Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компа...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...