Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников 4-7 лет составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества.
Из опыта работы
Белан Галины Иосифовны
воспитателя высшей
квалификационной категории
ГДОУ № 87
Красногвардейского района
Санкт – Петербург
20013 г.
Перед современными педагогами стоит главная задача: заменить репродуктивные способы обучения на обучение через творчество, через решение нестандартных задач. Однако, наши дети должны воспринимать довольно много информации об окружающем мире, представлять объекты как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Приходится давать задания: к чему относится предмет? Из каких частей состоит? Какие функции выполняет? Подобные задания необходимы, но это не слишком творческие задачи, и детям малоинтересны. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе.
Составление загадок - один из способов решения этого противоречия. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога « опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое.
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработанный У. Гордоном (США) в 50-х годах. Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов, либо процессов, происходящих в них, позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки.
Составление загадок проходит в виде мозгового штурма (автор А. Осборн) и представляет собой групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы. При обсуждении критические и оценочные высказывания запрещены. Необходимо выслушать идеи детей и одобрить самые неожиданные и оригинальные. Таким образом, у детей устраняется боязнь неправильного высказывания. Каждый ребёнок при составлении загадки может предложить свой вариант, отразив его затем в своём схематичном рисунке.
Объекты для составления загадок выбираются в соответствии с изучаемой лексической темой: « Растительный и природный мир», « Предметы быта», «Транспорт» и т.д.
Работу по обучению составлению загадок я начинаю с детьми среднего возраста ( пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида( цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений, что находит отражение в сочиненных ими загадках, в т.ч. и о словах с переносным значением, с использованием противоречий.
Составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления. Составление загадок доступно всем детям с ОНР, т.к. занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным.
Модели составления загадок
I. Модель составления загадок и сравнений ( символическая аналогия).
Объект Свойства Аналогичные свойства у других объектов.
Данные заносим в таблицу. Допустим, сочиняем загадку о цыпленке.
Какой ? | Что такое же? |
желтый | солнышко |
пушистый | мех |
легкий | пух |
Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки:
«Желтый, но не солнышко»,
«Пушистый, но не мех»,
«Легкий, но не пух».
Или же:
«Желтый, как солнышко»,
«Пушистый, как мех» и т.д.
II. Возможен другой вариант, когда объект сравнивается с другими предметами и при этом указываются отличия.
Объект Схожий объект Отличия
Например, рассматриваем объект – мяч.
На что похож? | Чем отличается? |
Земля | маленький |
Воздушный шарик | прочный |
яблоко | несъедобный |
Получилась загадка:
«Как Земля, но маленький,
Как воздушный шарик, но прочный,
Как яблоко, но несъедобный.»
III. Модель работы по прямой аналогии.
Объект Описание функции Прямой перенос их на объект.
Рассматриваемый объект – мяч.
Что делает? | Чем такое же? |
скачет | кенгуру |
катится | колесо |
летит | птица |
Получаем:
«Скачет, но не кенгуру,
Катится, но не колесо,
Летит, но не птица».
IV. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества.
Название частей Количество На что похоже.
Рассматриваемый объект – вилка.
Название частей | Сколько? | На что похоже? |
ручка | 1 | палочка |
зубья | 4 | зубы акулы |
Получается загадка:
«На одной палочке 4 зуба акулы».
Для поддержания интереса к составлению загадок данного типа первый столбик убираем ( загибаем часть листа или стираем).
На таких загадках можно изучать части мебели, машины, посуды, строение растений и животных.
V. модель составления загадок о слове.
Место нахождения Схожий объект Объект Схожий объект.
Вот, например, сочиненная детьми загадка про лук:
Желтый, но не солнышко,
Круглый, но не кольцо,
С корешками, но не цветок,
С зелеными перьями, но не индеец.
Или же загадка, сочиненная по модели:
Объект схожий по свойству объект действие схожий по действию объект.
Этот красный колпачок
Во рту жжет, как огонек.
(Горький перец).
Задания, описанные здесь, предполагают умение читать и писать. Можно это требование обойти, дав опору устно и активно помогая детям. А можно заменить слова рисунками, условными обозначениями.
Дети с большим интересом придумывают загадки, самостоятельно описывают с помощью сравнений выбранный объект, обязательно загадку зарисовывают или схематически «записывают».
Т.о. мы знакомим детей с графической аналогией. Графической аналогией детей подводят к понятию-приему «свертывание» - умению выделять в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают педагоги, в частности, знакомят детей с моделями к блокам Дьенеша и экологическими моделями Н.Н.Кондратьевой. используя эти модели можно составить загадки, в которых описываются свойства предметов, а именно: цвет, формы, размер, толщина (по моделям блоков Дьенеша), и загадки об объектах живой природы.
Например:
- Дикий, но не медведь
- Хищный, но не волк
- Тело покрыто рыжей шерстью, но не белка
(Лиса)
Образец мнемотаблицы см. в приложении.
Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованию, надо научить детей находить графическую аналогию самостоятельно. Можно предложить следующее задание: придумать карнавальные костюмы для букв, подрисовав характерные детали, затем полученные графические портреты использовать при составлении мнемотаблиц к загадкам.
Можно предложить детям «поиграть» линией, стрелкой, и с их помощью изобразить глаголы, прилагательные. Необходимо на изображение давать определенное время - это может быть небольшая пауза. Данный прием необходим, чтобы дети не увлекались подробностями в изображении. Подобные упражнения помогут детям научиться выявлять суть явления или предмета, развивают образное мышление и помогают запоминать информацию через образы (образцы см. в приложении)
Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
При использовании в занятиях элементов ТРИЗ реализуется главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Генрих Альтшуллер).
Список используемой литературы:
- Ю. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», М.: «Просвещение», 1985
- Т. А. Сидорчук, «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи», Ульяновск, 1996
- А. Нестеренко, «Страна загадок». Ростов – на – Дону, 1993
- А. Страунинг, «Методы активации творческого мышления», ж. «Дошкольное воспитание» № 4/1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ
Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"...
Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок
Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ста...
Консультация для педагогов «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок....
Методика бучение детей дошкольного возраста составлению загадок
познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок....
Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок
Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компа...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...