Конспект ООД по развитию речи "Литературный калейдоскоп"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бояринова Светлана Вячеславовна

Цель: учить находить противоположные понятия, активизировать употребление в речи слов – антонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе                                                                                      Задачи: Учить находить противоположные понятия, активизировать употребление в речи слов – антонимов. Закрепить знание сказок, пословиц, поговорок. Расширять словарный запас. Воспитывать умение слушать воспитателя.                              

Предварительная работа: Чтение сказок. Прослушивание их в аудиозаписи, рассматривание иллюстраций. Разучивание пословиц и поговорок.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам, картинка с изображением станы Антонимов, карточки со словами – антонимами, клей – карандаш.                                                                       Вос – ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!                                                         Вос – ль: В мире много сказок грустных и смешных.                                    И прожить на свете нам нельзя без них.                                                   Пусть герои сказок дарят нам тепло.                                                      Пусть добро навеки побеждает зло.                                                       Ребята, больше всего на свете я люблю сказки. Я их знаю очень много. А вы знаете сказки? Сейчас проверим. Воспитатель загадывает загадки о сказочных героях и показывает иллюстрации к сказкам.

Налетела злая вьюга,                                                                                                                          Герда потеряла друга:                                                                                                                              В царство льда умчался Кай.                                                                                                           Герда, Герда, выручай!                                                                                                                    Вьюга кружит вправо, влево                                                                                                                           В сказке…(«Снежная королева»).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

                                                                                                                              Она была подружкой гномов                                                                     И вам, конечно же, знакома. ( Белоснежка)

 

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?...( Буратино)

                                                                                                        Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)

Воспитатель : Ребята, сегодня утром около нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Детям группы «Светлячки». Наверное, оно пришло от волшебника. Давайте его вместе откроем и прочитаем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась?                                                              Рассказ о стране Антонимов.                                                                                                                                                     

            Вос – ль: – Эта сказочная история  произошла в стране Антонимов. У злого волшебника была картина, которая была ему очень дорога. Он её никогда никому не показывал. Гномам- жителям страны, давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали её. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть её и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился  и наказал гномов. Он заколдовал страну Антонимов и из неё пропали все противоположности. В стране поселился мрак, после ночи не наступал день, всё время дул только холодный ветер и шел дождь, от этого жители перестали быть веселыми, а стали грустными. Деревья в садах стали расти низкими, с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими.                                                                                                                                                  

               - Ребята, нужно срочно спасать страну Антонимов. Для этого вы должны выполнить все задания и за это получить по одной картинке.  Из них нужно будет собрать всю картину. Поможем жителям страны Антонимов! Тогда слушайте первое задание. Но вначале, давайте вспомним, какие слова называются антонимами?(Ответы детей) Вос- ль: Антонимы – это пары слов, с прямо противоположными лексическими значениями, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток, пространство).

Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.

Задание 1                                                                                                  Вос- ль:А теперь первое задание. Попробуйте отгадать загадки про антонимы.                                                                           Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)

Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).

Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).

Вос- ль: Молодцы! Загадки отгадали.А пословицы вы знаете? Сейчас проверим. Я скажу начало пословицы выделяя голосом слово, а вы закончите, используя слово с противоположным значением.                                                    Задание 2

 Хочешь себе добра, не желай другому -…  зла.                                                                                                                                                   Как аукнется,  так и -…  откликнется.                                                Ученье свет, а неученье -…тьма.                                                                     В учебе корень горек, зато плод ее -…сладок.                                     Лучшая вещь новая, лучший друг -… старый.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Задание 3                                                                              Вос-ль: А сейчас я предлагаю послушать пословицы ,а вы найдите в них слова с противоположным значением. Посмотрим кто из вас внимательнее.                                                                                 Готовь сани летом, а телегу зимой. ( Какие слова с противоположным значением есть в этой пословице?)                  Труд кормит, а лень портит.                                                                                                        Слушай больше, говори меньше.                                                                                                                         Плохое начало, не к доброму концу.                                                                 В большом деле и малая помощь хороша.                                    Глазами плачет, а сердцем смеется.                                                                                                           Вос- ль: Ребята, а как вы понимаете выражение « глазами плачет»?   ( Льет слезы)                                                                                                                А какими другими словами можно сказать, что человек плачет?    ( Рыдает, хнычет, ноет, ревет)                                                                 Как можно назвать мальчика, который все время плачет?                ( Плакса, рева)                                                                                                   А что означает выражение «сердце смеется».                                                ( Человеку радостно, весело)                                                                                         А какими словами можно заменить слово смеется?                           (Хохочет, заливается смехом)                                                    Вос – ль:  А сейчас я вам назову слова , а вы составите из них предложения   со словами – антонимами:                            Задание 4 Игра «Составь предложение»                                                       Снеговик. горячий, огонь, холодный                                           Дерево, низкий, куст, высокое.                                             Лимон, сладкая, малина, кислый.                                              Слон, комар, маленький, большой.                                             Река, широкий, узкий, ручеек.                                                    Суп, холодный, горячий, компот,                                                                         Вос- ль : Вы отлично справились с заданием. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть!                                                Физкультминутка                                                                           Раз,два,три,четыре,пять                                                                      Любим сказки мы читать.                                                                Отдыхать умеем тоже                                                                              Руки за спину положим                                                                                Голову поднимем выше                                                                                          И легко, легко подышим…                                                                          Вос – ль: _Ребята, а хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнить все движения наоборот.                                              Сели – (встали)                                                                                               Встали - (сели)                                                                                              Опустили руки – (подняли руки)                                                               Подняли руки – (опустили руки)                                                                Открыли глаза – (закрыли глаза)                                                                                                                  Закрыли глаза - (открыли глаза)                                                                      Показали ладони – (спрятали ладони)                                                  Спрятали ладони -  (показали ладони)                                                                        Задание 5                                                                                                                         Вос-ль: А сейчас давайте вспомним сказочных персонажей и найдем им героев из этой же сказки , но с противоположным значением. Например:                                                                                                        Волк плохой, а Красная шапочка хорошая.                                           Кащей худой,а царь толтый .                                                              Букашки трусливые, а комарик храбрый.                                               Пьеро печальный, а Буратино веселый.                                                      Федора неряшливая - Федора аккуратная.                                             Дед старый, а Иванушка молодой.                                                                        Вос- ль: А сейчас я вам назову персонажей из сказок, а вы должны отгадать как это сказка назывется.                                      Царь, три сына, стрела лягушка. Как называется сказка, в которой есть такие персонажи?( Эта сказка называется «Царевна лягушка)                                                                                        Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз. «( Сказка «Морозко»)        Три дочери, злая мачеха, рябая коровушка  («Крошечка Хаврошечка»)                                                                                                        Три девицы, Царь, Царица, царевич, белая лебедь («Сказка о царе Салтане». А кто автор этой сказки помните? – А.С. Пушкин)   Зима, злая мачеха, подснежники. (сказка «Двенадцать месяцев»)                                                                                                  Задание 6                                                                                                    Вос-ль: Какие молодцы! А я приготовила вам еще одну загадку.  Я буду говорить предложение, а вы должны заменить слово, которое я выделю голосом на слово с противоположным значением.                                                                                                   Вос- ль:  Этот зверь живет в воде.                                                        Дети: Этот зверь живет на суше.                                                               Вос- ль:  Он маленький.                                                                                                         Дети: Он большой                                                                                                             Вос- ль:  Зимой он бодрствует.                                                                              Дети: Зимой он спит.                                                                                        Вос-ль:Он любит горькое.                                                                        Дети: Он любит сладкое.                                                                              Вос-ль: Вы догадались кто это?                                                            Дети: Медведь.                                                                                              Вос-ль: Правильно! Это медведь. Герой многих сказок. А как в сказках называют медведя? ( Михайло Потапыч, Миша Косолапый, Топтыгин)                                                                                            Задание 7                                                                                   Вос-ль: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка- …норушка;                                                                                                                                                        Зайчик -…побегайчик;                                                                           Лисичка-… сестричка;                                                                            Волк - … зубами щелк.                                                                             Вос-ль: А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:                                                              Косолапый -… медведь;                                                              Косой - …заяц;                                                                                   Серый -… волк;                                                                             Кумушка -… лиса;                                                                                    Вос-ль: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились? А сейчас я хочу с вами поиграть! Встаньте около стульчиков. « Прощальная игра» с мячом:         Скажу я слово высоко                                                                                А ты ответишь … низко.                                                                               Скажу я слово далеко                                                                              А ты ответишь… близко                                                                           Скажу тебе я слово трус                                                                    Ответишь ты …храбрец.                                                                           Теперь начало я скажу                                                                                 А ты скажи …конец.                                                                          

Вос-ль: - Ребята, наше занятие подходит к концу. Вы справились с заданиями и за это получаете по одной картинке. Из этих картинок вы должны собрать картину. (Дети собирают из картинок картину . На картине - страна Антонимов.)

        - Вос ль: Посмотрите на картину. Эта картина волшебная, она хранила город от неприятностей. Вы её склеили и теперь в городе после зимы наступит лето, после дождей - солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные - весёлыми.

             Итог. Вос-ль: Молодцы! Наше занятие подходит к концу. Чем мы с вами сегодня занимались на занятии. (Ответы детей) Мы с вами вспомнили очень много сказок, назвали их героев, повторили пословицы и поговорки, вы назвали очень много слов с противоположным значением. Молодцы! И я хочу подарить вам вот такие раскраски, на которых изображены сказочные герои. Но на каждой раскраске не хватает какого – то предмета. Вы должны подумать и дорисовать предмет, которого не хватает. И раскрасить. Но сначала давайте попрощаемся с нашими гостями, и поблагодарим их за внимание. Спасибо. До, свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»

Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в                       повседне...

конспект занятия по развитию речи "Калейдоскоп сказок"

Тема: «Калейдоскоп сказок»Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках; развивать связную речь с помощью пересказа сказки; воспитывать любовь к художественной литературе.Материал:  ка...

ПРОЕКТ по художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию «НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Проект поможет воспитателю организовать работу по подготовке детей 3-4 лет к встрече Нового года. В презентации можно ознакомиться с фотодокументами, иллюстрирующую эту работу...

Конспект НОД по познавательному развитию "Новогодний калейдоскоп"

Занятие по пазновательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

КВН с родителями по познавательному развитию «Экологический калейдоскоп»

КВН с родителями ДОУ по познавательному развитию «Экологический калейдоскоп»....

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию "Новогодний калейдоскоп"

                                        ХОД НОДДети наряжают елку. В зал входит музыкаль...