"Школа умелого карандаша"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Куделина Юлия Юрьевна

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_umelogo_karandasha.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г.Сухиничи

«ШКОЛА  УМЕЛОГО  КАРАНДАША»

 КРУЖКОВАЯ РАБОТА
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
КУДЕЛИНОЙ Ю.Ю.

Пояснительная записка

Учителя-логопеды в детских садах и школах отмечают, что многие дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. А, как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многие сложности при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе.

Изучив проблему и учтя рекомендации учителей начальных классов, было решено в МКДОО «Детский сад «Родничок» в рамках кружка «Школа умелого карандаша»  проводить занятия по подготовке руки дошкольников к письму.

Цель работы: развить четкие движения и координацию руки дошкольника, подготовить руку ребенка к письму.

Занятия предполагают проведение следующих видов работы.

  1. Развитие графических навыков (знакомство с клеткой)
  2. Развитие тонкой моторики пальцев рук

 - пальчиковые гимнастики;

 - пальчиковые игры;

 - использование «бросового» материала (шнуровки, прищепки, бусины, счетные палочки и т.д.);

- развивающие игры (пирамидки, мозаики, пазлы, конструкторы и т.д.)

3. Общеукрепляющие мероприятия предполагают массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (массажными мячиками, шестигранными карандашами, самомассаж).

Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом, что делает их интересными для детского восприятия. Данные занятия способствуют развитию усидчивости, у детей улучшается зрительная, двигательная  и слуховая память, пространственное воображение. Уточняется и расширяется словарь, развивается связная речь.

 Ожидаемые результаты занятий:
Дети должны научиться: 
1. Правильно держать карандаш в руке.

2.Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам. 
3. Ориентироваться на листе бумаги.

4. Освоить элементарные навыки письма.

В дальнейшем - успешная учёба в школе и отсутствие многих школьных проблем.

  • Примерный план кружкового занятия по развитию графических навыков

  1. Сообщение детям темы занятия.
  2. Рассматривания образца упражнения, объяснение способа его выполнения.
  3. Показ способа выполнения задания на доске или в тетради с одновременным пояснением.
  4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.
  5. Выполнение задания.
  6. Контроль за точностью выполнения задания.
  7. Привлечение ребенка к анализу качества выполненной работы.

СЕНТЯБРЬ.

ТЕМА№1. «Молчаливая страница»
Цель: познакомить детей с тетрадью, учить детей правильно держать в руках карандаш, обводить по контуру, не отрывая карандаш от бумаги, следить за своей осанкой.

ОКТЯБРЬ.

ТЕМА№1. «Овощи»
Цель: продолжить знакомство с тетрадью, учить ориентироваться на листе. Раскрашивать овощи в соответствии с геометрической фигурой. Формировать нажим карандаша, развивать творческое воображение.

ТЕМА№2. «Дом кота Матроскина»
Цель: научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам самостоятельно, формировать навык ритмичности двигательной функции кисти.

НОЯБРЬ.

ТЕМА№1. «Осенние листья»
Цель: учить обводить по точкам контур рисунка, совершенствовать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развивать усидчивость, аккуратность.

ТЕМА№2. «Слуховой диктант»
Цель: закрепить умение рисовать круг, квадрат, развивать слуховое внимание, пространственную ориентацию.


ДЕКАБРЬ

ТЕМА№1. «Белочка»
Цель: Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий. Учить штриховать картинку сверху вниз, развивать воображение.

 

ТЕМА№2. «Украшаем елочку»
Цель: закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий, штриховать картинку в разных направлениях, развивать координацию движений, воображение.

ЯНВАРЬ

ТЕМА№1. «Новогодние шары»
Цель: продолжать учить штриховать рисунок в разных направлениях, закрепить умение обводить рисунок по контуру, не отрывая карандаш от листа, формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки.

ТЕМА№2. «Сапожок» (дорисуй картинку по образцу)
Цель:  учить симметрично, копировать детали рисунка и точно передавать последовательность линий, развивать зрительное внимание, умение сравнивать.


ФЕВРАЛЬ

ТЕМА№1. «Угощенье Чебурашки»
Цель: продолжать учить штриховать картинку, ведя прямые линии справо-налево, слево-направо, развивать зрительное внимание.

ТЕМА№2. «Графический диктант»
Цель: продолжать учить детей «писать» графические диктанты, развивать пространственную ориентировку, зрительное внимание.


МАРТ

ТЕМА№1. «Петрушка»
Цель: продолжать  учить копировать детали рисунка и точно передавать последовательность линий, закрепление умения рисовать круги, развивать пространственную ориентацию, воспитывать усидчивость.

ТЕМА№2. «Воздушный змей»
Цель: продолжать учить штриховать картинку, ведя прямые полоски справо-налево, слево-направо, развивать зрительное внимание, аккуратность.


АПРЕЛЬ

ТЕМА№1. «Зонтики – платочки»
Цель:  учить рисовать бордюр, состоящий из разных геометрических фигур. Продолжать учить рисовать овалы и круги по точкам самостоятельно, развивать внимание.


ТЕМА№2 «Угощения»

Цель: продолжать учить рисовать дуги по точкам самостоятельно, закрепить умение аккуратно раскрашивать, не выходя за контур рисунка, развивать творческую фантазию.


МАЙ

ТЕМА№1. «Раз – полоска, два – полоска»
Цель: закрепить умение заштриховывать рисунок слево-направо, справо-налево, сверху-вниз, снизу-вверз.

Методическое обеспечение:

Подрезова И.Д. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями., Гном и Д; 2008.

 Игры и пособия для развития мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки: массажные «ежики», шнуровки, счетные палочки, карточки-задания на развитие графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружка «Школа умелого карандаша» в старшей группе

В результате диагностики воспитанников  отмечаем, что 80 % детей нашей группы с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и коорд...

Конспект занятия по школе умелого карандаша в средней возрастной группе детского сада

Конспект занятия по школе умелого карандаша в средней возрастной группе детского сада....

"Рисуем заборчик на птичьем дворе"школа умелого карандаша младшая группа

quot;Рисуем заборчик на птичьем дворе"школа умелого карандаша младшая группа...

"Учимся закрашивать вторую половинку рисунка"школа умелого карандаша младшая группа

quot;Учимся закрашивать вторую половинку рисунка"школа умелого карандаша младшая группа...

"Украшаем шарик"школа умелого карандаша младшая группа

quot;Украшаем шарик"школа умелого карандаша младшая группа...

Факультативный курс по выработке графических навыков у детей «Школа умелого карандаша»

Некоторые 6-7-летние дети плохо координируют движения  руки и глаза, у них слабо развита мелкая моторика  и координация пальцев рук, им трудно  строить свою деятельность и копирова...

Конспект занятия по разделу «Школа умелого карандаша» на тему: «Вовка в тридевятом царстве»

Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений....