Факультативный курс по выработке графических навыков у детей «Школа умелого карандаша»
рабочая программа (подготовительная группа)
Некоторые 6-7-летние дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая моторика и координация пальцев рук, им трудно строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Данный курс предполагает помощь в подготовке руки дошкольника к овладению письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_umelogo_karandasha_2015-2016.docx | 59.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им.Шелковникова К.М.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ф/курсу «Школа умелого карандаша»
Класс: подготовительный
Количество часов: 33
УМК: И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша"
Ф.И.О. учителя: Мишурина Елена Геннадьевна.
Рабочая программа обсуждена на МО учителей начальных классов____________________________________ «____»___________2017 г.
Руководитель МО ____________________/_________________________
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
к факультативному курсу по выработке графических навыков у детей «Школа умелого карандаша»
Отмечено, что некоторые 6-7-летние дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. А, как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Изучив проблемы и учтя рекомендации учителей начальных классов, И.А.Подрезова предлагает систему работы по подготовке руки дошкольника к овладению письмом.
При разработке автор опирался на программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, разработанную Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, и метод рекомендации А.В.Антоновой по формированию графических навыков у детей.
Оптимальной формой проведения работы выбрана форма занятия как наиболее приемлемая в дошкольном учреждении.
В первую и вторую неделю сентября проводится три занятия подготовительного этапа.
Занятия основного этапа начинаются с третьей недели сентября и проводятся фронтально,один раз в неделю.
Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работы.
1. Работа на листах тетради, разлинованных в клетку.(рисование точек и знакомство с клеткой).
2.Занятия по изобразительной деятельности.
3. развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение:
- пальчиковой гимнастики
-пальчиковых игр
-развивающих игр(с использованием пирамидок, мозаики и т.п)
4.Общеукрепляющие мероприятия. Проведение:
-ручной терапии
-массажа пальцев рук и ладонных поверхностей
-водных процедур (теплых ванночек для снижения мышечного тонуса)
Предложенные занятия имеют следующую структуру и особенности.
- Для активации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук.
- Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги. У них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, учитель показывает на доске, как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Затем дети должны воспроизвести образец пальцем на столе( или карандашом в воздухе).После обводят образец в тетради.
- После работы в тетради обязательно выполняется гимнастика для глаз.
- Важный компонент занятий - это зрительные и слуховые диктанты
- Для снятия утомления на занятиях проводятся динамические паузы.
- В конце занятия проводятся занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки( штриховка или проведение непрерывной линии)
- Упражнения каждого занятия объединены одним сюжетом. Это делает их интересными и сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному, эстетическому воспитанию.
Планируемые результаты освоения факультативного курса по выработке графических навыков у детей:
- Дети должны научиться ориентироваться на листе в тетради;
- У детей должна быть достаточно развито:
мелкая моторика
координация пальцев рук;
- У учащихся предполагается увеличение объема внимания;
расширение словаря, развитие речи и пространственного воображения.
Тематическое планирование
по ф/курсу «Школа умелого карандаша» в подготовительном классе
2016-2017уч.год
№ | Тема | Содержание | Цели и задачи | Кол-во часов | По плану | Факт |
Клетка. |
| Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить их ориентироваться в клетке с помощью точек; а также на нелинованной бумаге; развивать зрительную память; развивать общую и мелкую моторику. | 1 | 06.09. 2016 | ||
Рисование точек |
| Продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке; развивать зрительную память, проводить коррекцию зрительного гнозиса; | 1 | 13.09 | ||
Рисование точек и крестиков |
| Продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке; развивать координацию слов и движений,закрепить знания детей об овощах. | 1 | 20.09 | ||
Рисование коротких вертикальных линий |
| Научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 1 | 27.09 | ||
Рисование коротких горизонтальных линий |
| Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; развивать общую и тонкую моторику детей; развивать зрительное восприятие; учить образовывать родственные слова (от названий животных); | 1 | 04.10 | ||
Урок-закрепление | 1 | 11.10 | ||||
Рисование длинных вертикальных линий |
| Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно; развивать тонкую моторику руки, зрительную память; | 1 | 18.10 | ||
Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными |
| Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий; учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении; | 1 | 25.10 | ||
Рисование наклонных линий |
| Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно; закрепить знания о геометрических фигурах | 1 | 08.11 | ||
Рисование прямых углов |
| - Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки; | 1 | 15.11 | ||
Рисование узора |
| Формировать умение рисовать узоры из углов, линий. Учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения; | 1 | 22.11 | ||
Рисование уголков |
| Учить рисовать уголки по точкам и по образцу; учить образовывать сложные слова и множественное число имен существительных; закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; закрепить знание геометрических фигур; развивать зрительное восприятие и зрительную память | 1 | 29.11 | ||
Урок-закрепление | 1 | 06.12 | ||||
Рисование квадратов |
| Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; учить образовывать относительные прилагательные; развивать конструктивные навыки; развивать координацию речи и движений, творческое воображение | 1 | 13.12 | ||
Рисование ромба |
| Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем; формировать пространственно-временные представления; развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения; | 1 | 20.12 | ||
Рисование прямоугольников |
| Учить рисовать прямоугольники; закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник; развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения; уточнить понятие: транспорт наземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный; | 1 | 27.12 | ||
Рисование бордюра |
| Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий; формировать умение строить деятельность по словесной инструкции; развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм. | 1 | 10.01 | ||
Урок-закрепление | 1 | 17.01 | ||||
Рисование предметов из кругов |
| Закрепить умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; учить образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; развивать координацию речи и движения | 1 | 24.01 | ||
Рисование фигур и предметов из кругов |
| Закрепить умение рисовать круги; расширять словарный запас; развивать зрительное внимание и память; творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе | 1 | 31.01 | ||
Рисование овалов |
| Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; проводить коррекцию атаксии, дизметрии; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность. | 1 | 07.02 | ||
Рисование кругов и овалов |
| Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения; развивать слуховое внимание; | 1 | 21.02 | ||
Рисование узоров из кругов и овалов |
| Формировать умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения; закрепить и уточнить знания о домашних животных | 1 | 28.02 | ||
Урок-закрепление | 1 | 07.03 | ||||
Рисование треугольников |
| Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; учить понимать и объяснять значение крылатых выражений; развивать конструктивные навыки; закрепить умение штриховать в заданном направлении; | 1 | 14.03 | ||
Рисование вертушек |
| Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; учить детей дифференцировать и правильно называть предлоги; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения | 1 | 21.03 | ||
Рисование елочек |
| Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий; согласовывать числительные с существительными | 1 | 04.04 | ||
Рисование палочек с присоединением уголков |
| Закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения; закрепить у детей понятие «насекомые», согласование числительных с существительными | 1 | 11.04 | ||
| Урок-закрепление | 1 | 18.04 | |||
Рисование ломаной линии |
| Формировать умение рисовать ломаную линию; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения. | 1 | 25.04 | ||
Рисование дуги |
| Закрепить умение рисовать дугу и включать её в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; | 1 | 02.05 | ||
Составление узора из изученных фигур |
| Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов;учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; | 1 | 16.05 | ||
Урок-обобщение. Создание картины из геометрических фигур. | 1 | 23.05 | ||||
Итого: | 33 |
ШКОЛА УМЕЛОГО КАРАНДАША
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | Факт | ||||
Клетка. | 1 | 03.09 | ||||||
Рисование точек | 1 | 10.09 | ||||||
Рисование точек и крестиков | 1 | 17.09 | ||||||
Рисование коротких вертикальных линий | 1 | 24.09 | ||||||
Рисование коротких горизонтальных линий | 1 | 01.10 | ||||||
1 | 08.10 | |||||||
Рисование длинных вертикальных линий | 1 | 15.10 | ||||||
Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными | 1 | 22.10 | ||||||
Рисование наклонных линий | 1 | 29.10 | ||||||
Рисование прямых углов | 1 | 12.11 | ||||||
Рисование узора | 1 | 19.11 | ||||||
Рисование уголков | 1 | 26.11 | ||||||
1 | 03.12 | |||||||
Рисование квадратов | 1 | 10.12 | ||||||
Рисование ромба | 1 | 17.12 | ||||||
Рисование прямоугольников | 1 | 24.12 | ||||||
Рисование бордюра | 1 | 14.01 | ||||||
1 | 21.01 | |||||||
Рисование предметов из кругов | 1 | 28.0001 | ||||||
Рисование фигур и предметов из кругов | 1 | 04.02 | ||||||
Рисование овалов | 1 | 11.02 | ||||||
Рисование кругов и овалов | 1 | 25.02 | ||||||
Рисование узоров из кругов и овалов | 1 | 03.03 | ||||||
1 | 10.03 | |||||||
Рисование треугольников | 1 | 17.03 | ||||||
Рисование вертушек | 1 | 24.03 | ||||||
Рисование елочек | 1 | 07.04 | ||||||
Рисование палочек с присоединением уголков | 1 | 14.04 | ||||||
| 1 | 21.04 | ||||||
Рисование ломаной линии | 1 | 28.04 | ||||||
Рисование дуги | 1 | 05.05 | ||||||
Составление узора из изученных фигур | 1 | 12.05 | ||||||
1 | 19.05 | |||||||
33 |
ШКОЛА УМЕЛОГО КАРАНДАША
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | Факт | ||||
Клетка. | 1 | 03.09 | ||||||
Рисование точек | 1 | 10.09 | ||||||
Рисование точек и крестиков | 1 | 17.09 | ||||||
Рисование коротких вертикальных линий | 1 | 24.09 | ||||||
Рисование коротких горизонтальных линий | 1 | 01.10 | ||||||
1 | 08.10 | |||||||
Рисование длинных вертикальных линий | 1 | 15.10 | ||||||
Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными | 1 | 22.10 | ||||||
Рисование наклонных линий | 1 | 29.10 | ||||||
Рисование прямых углов | 1 | 12.11 | ||||||
Рисование узора | 1 | 19.11 | ||||||
Рисование уголков | 1 | 26.11 | ||||||
1 | 03.12 | |||||||
Рисование квадратов | 1 | 10.12 | ||||||
Рисование ромба | 1 | 17.12 | ||||||
Рисование прямоугольников | 1 | 24.12 | ||||||
Рисование бордюра | 1 | 14.01 | ||||||
1 | 21.01 | |||||||
Рисование предметов из кругов | 1 | 28.0001 | ||||||
Рисование фигур и предметов из кругов | 1 | 04.02 | ||||||
Рисование овалов | 1 | 11.02 | ||||||
Рисование кругов и овалов | 1 | 25.02 | ||||||
Рисование узоров из кругов и овалов | 1 | 03.03 | ||||||
1 | 10.03 | |||||||
Рисование треугольников | 1 | 17.03 | ||||||
Рисование вертушек | 1 | 24.03 | ||||||
Рисование елочек | 1 | 07.04 | ||||||
Рисование палочек с присоединением уголков | 1 | 14.04 | ||||||
| 1 | 21.04 | ||||||
Рисование ломаной линии | 1 | 28.04 | ||||||
Рисование дуги | 1 | 05.05 | ||||||
Составление узора из изученных фигур | 1 | 12.05 | ||||||
1 | 19.05 | |||||||
33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...
Перспективное планирование кружка «Школа умелого карандаша» в старшей группе
В результате диагностики воспитанников отмечаем, что 80 % детей нашей группы с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и коорд...
Конспект занятия по школе умелого карандаша в средней возрастной группе детского сада
Конспект занятия по школе умелого карандаша в средней возрастной группе детского сада....
"Школа умелого карандаша"
Программа дополнительного образования...
"Рисуем заборчик на птичьем дворе"школа умелого карандаша младшая группа
quot;Рисуем заборчик на птичьем дворе"школа умелого карандаша младшая группа...
"Учимся закрашивать вторую половинку рисунка"школа умелого карандаша младшая группа
quot;Учимся закрашивать вторую половинку рисунка"школа умелого карандаша младшая группа...
"Украшаем шарик"школа умелого карандаша младшая группа
quot;Украшаем шарик"школа умелого карандаша младшая группа...