Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Давыдова Юлия Ряисовна
Цель: 
- приобщение детей к русской народной культуре;
- познакомить с традицией чаепития на Руси.
 
Задачи:
- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
- расширять словарный запас
- закрепить у детей знания русских народных игр
- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус
- развивать общую и мелкую моторику кистей рук.
воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа.
 
Интегрирование образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное
• Речевое
• Художественно-эстетическое
• Физическое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_chay.odt20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                        «У самовара. Традиции русского чаепития».

               Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Цель:

- приобщение детей к русской народной культуре;

- познакомить с традицией чаепития на Руси.

Задачи:

- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

- расширять словарный запас

- закрепить у детей знания русских народных игр

- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус

- развивать общую и мелкую моторику кистей рук.

воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа.

Интегрирование образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

Словарная работа: чай, квас, сбитень, самовар, блюдца, подстаканник, термос, традиции, чаепитие.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь и вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: здороваются и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

I. Воспитатель:

«Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину».

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о чае и чайных традициях.

Пожалуй, это  самый популярный в мире напиток.  Родина чая Юго-Западный Китай. Существует предание: однажды много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Было время, когда на Руси многие столетия о чае ничего не знали - пили квасы, сбитни, травяные настои, меды, а чаёвничать начали лет 300 назад. И никто уже и не помнит о том, что чай - чужак, иностранец. В России чай появился во времена дедушки Петра 1, Алексея Михайловича. Китайский император послал ему в подарок два мешка чая. Вначале чай считался напитком богатых и знатных людей и использовался как лекарство. Считалось, что чай может вылечить любой недуг. Но со временем чай стал самым любимым напитком в России и даже появились традиции чаепития.

Чаепитие на Руси – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком.

Само чаепитие являлось не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением жизни. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.

Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.

II. Воспитатель: Загадаю вам загадку:

«Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится -  Пригласит чайку напиться».

Дети: Это самовар.

Воспитатель: Да это русский Самовар, непременный атрибут русского чайного стола. Почему назвали самовар «самоваром»

Ответы детей.

Воспитатель«Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар»Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды. Кто-нибудь знает«Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).

Воспитатель: Много лет тому назад наши талантливые предки в городе Туле, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки.

 Давайте посмотрим. Слайды

Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» так и осталась  Тула (столица-это главный город).

Самовары получили очень широкое распространение. Каких только самоваров они не делали! Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос-это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Слайды

ВоспитательСамовар стал символом добра и домашнего уюта.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один - повседневный, а другой - праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

Особая гордость хозяйки - чайный сервиз, которые она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. Сервировка чайного стола согласно русской традиции выглядит так: на стол накрытый красивой скатертью ставится самовар, около него поднос с чайным сервизом, корзиночки с печеньем, тарелочки с пирогами между ними молочник и блюдечки с нарезанными лимонами.

В наше время самовар заменили на другой более удобный и практичный в применении предмет, что это за предмет вы узнаете отгадав мою загадку:

« На голове пуговица, одна рука и то на спине.»

                                                        Ответы детей.

  1. Подвижная игра

Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам немного отвелечься и поиграть в русскую народную игру «Хоровод»

Воспитатель: - А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:

Дети: 1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней

Помогает от болезней.

Чай в жару вас освежает

И в морозы согревает

И сонливость переборет

И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг  Чай здоровью — лучший друг.

V. Мастерская (продуктивная деятельность).

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Мы с вами будем украшать чайники. Они будут единственны и неповторимы. Кто знает, может, и наше творение прославится на весь мир.

VI. Итог занятия

Воспитатель:

-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?

-Где производят самые известные самовары?

-Как можно в современной жизни использовать самовар?

-Что такое чаепитие на Руси?

Ответы детей и совместное обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.

Программное содержание: Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цель: Углублять представление детей...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости»

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости»...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Учимся быть вежливыми»

Подготовила Сергеева Е. А. Методическая разработка по речевому развитию в средней группе "Учимся быть вежливыми"...

Методическая разработка Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Культура и традиции русского народа»

Методическая разработкаИнтегрированное занятие в средней группена тему:«Культура и традиции русского народа»...