Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«У самовара. Традиции русского чаепития».
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Цель:
- приобщение детей к русской народной культуре;
- познакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
- расширять словарный запас
- закрепить у детей знания русских народных игр
- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус
- развивать общую и мелкую моторику кистей рук.
воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа.
Интегрирование образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное
• Речевое
• Художественно-эстетическое
• Физическое
Словарная работа: чай, квас, сбитень, самовар, блюдца, подстаканник, термос, традиции, чаепитие.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Ребята, а теперь и вы поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: здороваются и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).
I. Воспитатель:
«Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину».
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о чае и чайных традициях.
Пожалуй, это самый популярный в мире напиток. Родина чая Юго-Западный Китай. Существует предание: однажды много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Было время, когда на Руси многие столетия о чае ничего не знали - пили квасы, сбитни, травяные настои, меды, а чаёвничать начали лет 300 назад. И никто уже и не помнит о том, что чай - чужак, иностранец. В России чай появился во времена дедушки Петра 1, Алексея Михайловича. Китайский император послал ему в подарок два мешка чая. Вначале чай считался напитком богатых и знатных людей и использовался как лекарство. Считалось, что чай может вылечить любой недуг. Но со временем чай стал самым любимым напитком в России и даже появились традиции чаепития.
Чаепитие на Руси – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком.
Само чаепитие являлось не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением жизни. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.
Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.
II. Воспитатель: Загадаю вам загадку:
«Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится - Пригласит чайку напиться».
Дети: Это самовар.
Воспитатель: Да это русский Самовар, непременный атрибут русского чайного стола. Почему назвали самовар «самоваром»?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды. Кто-нибудь знает: «Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).
Воспитатель: Много лет тому назад наши талантливые предки в городе Туле, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки.
Давайте посмотрим. Слайды
Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» так и осталась Тула (столица-это главный город).
Самовары получили очень широкое распространение. Каких только самоваров они не делали! Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос-это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Слайды
Воспитатель: Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один - повседневный, а другой - праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
Особая гордость хозяйки - чайный сервиз, которые она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. Сервировка чайного стола согласно русской традиции выглядит так: на стол накрытый красивой скатертью ставится самовар, около него поднос с чайным сервизом, корзиночки с печеньем, тарелочки с пирогами между ними молочник и блюдечки с нарезанными лимонами.
В наше время самовар заменили на другой более удобный и практичный в применении предмет, что это за предмет вы узнаете отгадав мою загадку:
« На голове пуговица, одна рука и то на спине.»
Ответы детей.
- Подвижная игра
Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам немного отвелечься и поиграть в русскую народную игру «Хоровод»
Воспитатель: - А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
Дети: 1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней
Помогает от болезней.
Чай в жару вас освежает
И в морозы согревает
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит
Сокрушит любой недуг Чай здоровью — лучший друг.
V. Мастерская (продуктивная деятельность).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Мы с вами будем украшать чайники. Они будут единственны и неповторимы. Кто знает, может, и наше творение прославится на весь мир.
VI. Итог занятия
Воспитатель:
-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
-Где производят самые известные самовары?
-Как можно в современной жизни использовать самовар?
-Что такое чаепитие на Руси?
Ответы детей и совместное обсуждение.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Пахоменкова И. М.
Программное содержание: Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Цель: Углублять представление детей...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости»
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Урок вежливости»...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада
Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»
Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема: «Учимся быть вежливыми»
Подготовила Сергеева Е. А. Методическая разработка по речевому развитию в средней группе "Учимся быть вежливыми"...
Методическая разработка Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Культура и традиции русского народа»
Методическая разработкаИнтегрированное занятие в средней группена тему:«Культура и традиции русского народа»...