Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Булатникова Анна Геннадьевна

План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной  на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной  активности дошкольников, расширение кругозора, используя элементы хромотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект.30.59 КБ
Файл Приложение1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект групповой непосредственно – образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии «Путешествие в Радужную страну».

Цель: активизировать эмоциональное восприятие и мыслительную активность дошкольников, расширять их кругозор, используя элементы хромотерапии.

Задачи:

  • расширение представления детей о цветах;
  • развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания;
  • развитие умения подбирать антонимы;
  • развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли;
  • развитие связной речи и способности составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов;
  • формирование умения плавно и длительно выдыхать;
  • развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей;
  • развитие фантазии и творческого воображения;
  • воспитание чувства сострадания, взаимопомощи.

Оборудование и материалы:

Письмо с посланием от Феи из Радужной страны; компьютер; презентация «Цвета» с видеозаписью «Феи из радужной страны»; аудиозаписи: музыкальные произведения, зарядка для детей «Солнышко»;  проектор, экран; предметы оранжевого цвета; мяч; бусины зеленого цвета разной величины, конфигурации; картинка радуги (все разноцветные полоски отдельно); символы - схемы для описательного рассказа; натуральное яблоко (красное). Приложения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Смотрите, кто-то прислал нам послание.

«Здравствуйте, ребята! Я Фея из Радужной страны. Я много слышала про ваш детский сад. Знаю, что у вас в садике очень хорошие дети, которые любят играть, заниматься и узнавать что-то новое. Поэтому приглашаю вас посетить мою сказочную страну».

Логопед: Ребята, вы хотите побывать в Радужной стране? Проходите на ковер и садитесь в позу расслабления. (Звучит музыка).

2. Основная часть.

Логопед: (Упражнение с элементом релаксации, выполняется, прикрыв глаза, под музыку). Усаживайтесь поудобнее, закройте глаза. Представьте, что вы сидите на мягкой траве и смотрите на небо. Подул ветер, небо стало затягиваться облаками. Они кажутся тяжелыми, насыщенными влагой. Облака соединяются в темные тучи. А в другой части неба в это же время светит солнце. Его лучи проходят сквозь капли дождя, которые начинают сверкать и переливаться на солнце, как драгоценные камни. И вот на фоне облаков появляется легкая разноцветная радуга. Семь прозрачных ярких полос: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая – украшают небо. Как прекрасен окружающий нас мир! А теперь откройте глаза. (Дети открывают глаза).

Логопед: Вот мы и очутились в Радужной стране. В этой волшебной стране каждый цвет что-то значит. Фея хочет, чтобы Вы узнали о больше некоторых цветах. (Дети видят радугу, но некоторые цвета отсутствуют).

Логопед: Ребята, смотрите, что-то случилось с радугой. Давайте попробуем узнать, что произошло. (Дети смотрят видео).

Логопед: Некоторые цвета стерлись. Поможем Фее Радужной страны исправить радугу? (Ответы детей).

Задание 1.

Логопед: А сейчас отгадайте загадку и догадайтесь, о каком цвете сейчас пойдет речь.

Каждый апельсин им полон,

Веселей с ним даже клоун,

Он повсюду: на лисе

И на белке в колесе. (Ответы детей - оранжевый)

(Перед детьми на оранжевой ткани лежат разнообразные предметы оранжевого цвета).

Логопед: Посмотрите на эти предметы. Постарайтесь рассказать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает. Этот цвет вам кажется радостным или грустным? Холодным или теплым? Праздничным или обычным, повседневным? (Ответы детей).

Логопед: Предлагаю составить предложения с оранжевыми предметами. У меня оранжевая корзинка. Составляйте предложения и складывайте оранжевые предметы в оранжевую корзинку. (Ответы детей: согласование существительных с прилагательным – «оранжевый» в мужском, женском, среднем роде и числе).

Логопед: Вы замечательно почувствовали оранжевый цвет. Молодцы. А я хочу добавить, что оранжевый - это цвет радости, позитива и веселья. Помогает преодолеть плохое настроение. Если долго смотреть на оранжевый цвет, можно избавиться от плохих мыслей. И думать мы будем только о хорошем, и тогда этот цвет вернется в радугу.

Игра «Наоборот» (с мячом).

Логопед: Я предлагаю поиграть в игру наоборот. Я бросаю вам мяч, говорю вам слова, а вы возвращаете мне мяч и говорите слова наоборот.

Фея Радужной страны не злая, а добрая.

Фея Радужной страны не грустная, а веселая.

Фея не глупая, а умная.

Фея не трусливая, а храбрая.

Фея любит не пасмурный день, а солнечный.

Фея любит не холод, а жару.

Фея любит не ночь, а день.

Фея любит не черный цвет, а белый.

Логопед: Молодцы! Вот и появился оранжевый цвет. (На доске появляется оранжевая полоска радуги).

Задание 2.

Логопед: Следующая загадка.

Такого цвета море, иней,

И небо тоже. Это…(Ответы детей - синий).

Логопед: Правильно, молодцы!

Логопед: Предлагаю припомнить, что бывает синего цвета.

(Дети называют предметы синего цвета. Затем, дети смотрят на экран, на котором появляются синие предметы).

Логопед: Синий цвет помогает человеку избавиться от переживаний, помогает хорошо подумать, и быть внимательным.

Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Кто самый внимательный». Сегодня у многих из вас есть в одежде синий цвет. И сейчас мы проверим вашу наблюдательность.

(Один ребенок поворачивается лицом к детям, а педагог задает ему вопросы: у кого из детей синий рисунок на платье, у кого синие носочки, синий бант и т.д.)

Логопед: Молодцы! (На доске появляется синяя полоска радуги).

Задание 3.

Логопед: Следующая загадка.

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (Ответы детей - зеленый)

Логопед: Правильно. А что еще бывает зеленого цвета? (Ответы детей)

(Дети смотрят на экран. На экране зеленые предметы).

Игра «Зеленые бусины».

Логопед: А сейчас закройте глаза и приготовьте раскрытую ладонь. Когда в вашей ладони окажется какой-то предмет, то сожмите кулачок. (Педагог кладет каждому ребенку в ладонь зеленую бусину. Бусины разной величины и конфигурации). 

Логопед: Откройте глаза, но не раскрывайте ладонь. Попробуйте догадаться, что у вас в ладони. (Дети высказывают свои догадки).

Логопед: Молодцы. Какого цвета у вас бусины? (Зеленого цвета).

Логопед: Зеленый цвет - это цвет гармонии и равновесия. Зеленый - целительный цвет. Если долго смотреть на зеленый цвет отдыхают глаза от напряжения. Долго можно смотреть на зеленую траву и листву. Теперь рассмотрите каждый свою бусинку. Опишите, какая она: крупная, мелкая, круглая, овальная, прозрачная, гладкая, шершавая, с рисунком и т. д. (Ответы детей).

Логопед: Поиграем с бусинами в прятки. Зажмите бусинку в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы ее спрятали, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите бусинку в другой ладони. (Упражнение повторяется 3-4 раза).

Логопед: Теперь подуем на ладони, охладим их. Набираем воздух носом, выдыхаем ртом. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. (Дети плавно дуют на ладони).

Логопед: Отлично! Появился зеленый цвет. (На доске появляется зеленая полоска радуги).

Задание 4.

Логопед: Скажите, какое время года будет после зимы? (ответы детей - весна). А после весны? (ответы детей - лето).

Логопед: Что расцветает весной и летом? (ответы детей - расцветают цветы).

Логопед: Вспомните цветы желтого цвета. (Ответы детей).

Логопед: А чтобы росли цветы нужно солнышко. Какого оно цвета? (ответы детей – желтого). 

Логопед: Желтый цвет поднимает настроение, заставляет людей улыбаться друг другу. Предлагаю вам немного отдохнуть и порадоваться солнышку и друг другу.

3. Ритмическая зарядка «Солнышко» (аудиозапись зарядка для детей «Солнышко»). Дети выполняют упражнения согласно тексту зарядки.

Логопед: Смотрите, появился желтый цвет. (На доске появляется желтая полоска радуги).

Задание 5.

Логопед: Следующая загадка.

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — (Ответы детей - красный)

Логопед: Мы вспоминали времена года. Вспомнили зиму, весну, лето, а какое время года мы забыли? (ответы детей - осень).

Логопед: Осень щедра на подарки. Она дарит нам грибы и ягоды, овощи и фрукты.

Логопед: Давайте припомним, какие овощи и фрукты красного цвета вы знаете. (Ответы детей - помидор, редис, яблоко, вишня).

Игра «Что расскажет яблоко».

Логопед: Отгадайте загадку и вы узнаете, что спрятано у меня в корзинке.

Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам - зябликам

Вкусно. Это ж... (ответы детей - яблоко)

Логопед: Правильно, яблоко. Предлагаю вам рассмотреть его. Что могут увидеть ваши глаза? (Выставляется на доску карточка – символ с изображением глаз). 

Логопед: Цвет, форму. Значит, яблоко какое? (Ответы детей).

Логопед: Понюхаем яблоко. Что нам может рассказать наш нос? (Выставляется на доску карточка – символ с изображением носа).

(Яблоко передается детям, которые по очереди вдыхают его аромат).

Логопед: Что почувствовал ваш нос? (Ответы детей - яблоко ароматное, душистое, пахучее).

Логопед: Съедим по кусочку яблока. Что расскажет нам рот и язык о яблоке? (Выставляется очередной символ. Дети получают кусочки яблока). Логопед: Разжевывайте очень медленно, почувствуйте вкус яблока. Какое яблоко? (ответы детей - сладкое, сочное, спелое, хрустящее, вкусное).

Логопед: Предлагаю потрогать яблоко руками. (Символ – ладонь). (Дети по очереди трогают яблоко).

Логопед: Что расскажут нам пальцы? (ответы детей - яблоко твердое, гладкое, приятное).

Логопед: А что могут рассказать о яблоке наши уши? Яблоко издает какие-то звуки? Конечно, нет. Тогда давайте представим, что яблоко заговорило. Послушайте, что оно могло бы рассказать о себе.

Рассказ логопеда: Я – яблоко. Я расту на яблоне в саду. Я фрукт. Осенью меня снимают с дерева. Из меня можно приготовить вкусный сок, компот, варенье.

Логопед: Ваши ушки запомнили рассказ яблока? Хорошо. А теперь давайте припомним все, что мы говорили о яблоке, и составим полный рассказ. А эти картинки нам помогут (символы глаза – нос – рот – рука – уши).

Дети составляют описательный рассказ по опорной схеме.

4. Итог занятия.

Логопед: Молодцы! Вот и появился последний цвет на нашей радуге. (На доске появляется красная полоска радуги).

Логопед: Мы спасли радугу, и она снова сверкает своими красками.

Логопед: Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Логопед: А нам пора возвращаться домой. Мы покидаем Радужную страну. Фея в благодарность приготовила для вас раскраски. Поблагодарим Фею за это путешествие.

Звучит музыка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Выпуск букваря в издательстве «Пиши-Читай» в группе комбинированной направленности для детей 6–7 лет с нарушениями речи

План-конспект  интегрированной образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей 6–7 лет с нарушениями речи по подготовке к обучению грамоте...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» «Волшебная мастерская» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №6 (подготовительная группа)

Возрастная группа: подготовительнаяТема НОД: «Волшебная мастерская»Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Цель:развитие основ художественной куль...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе комбинированной направленности Тема : «Путешествие по сказке «Три поросенка»».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе комбинированной направленностиТема : «Путеше...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...