Перспективное планирование по речевому развитию старший дошкольный возраст
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
«Речевое развитие» по О.С. Ушаковой старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое развитие» по О.С. Ушаковой старший возраст
Сентябрь | |||
1 | пересказ сказки «Лиса и рак» | учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой-маленький, сильный-слабый, быстро-медленно); развивать голосовой аппарат(произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом) | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 24 |
2 | составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учит отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 26 |
3 | рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки» | учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки ест дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями. Учить произносить слова со звуком/с/ и /з/ отчетливо и внятно. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 32 |
4 | составление рассказа по скороговорке. | формировать навыки связной речи. Учит использовать в речи сложноподчинённые предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков /с/ и /ц/. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 33 |
Октябрь | |||
1 | пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» | учить выразительно, пересказывать текст; активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детёнышей животных. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 38 |
2 | составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» | учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков /ш/ и /ж/, учит дифференцировать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 41 |
3 | составление рассказов на темы стихотворений. | учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчинённые предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками /ш/ и /ж/, четко произносить фразы, насыщенные данными звуками. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 44 |
4 | составление рассказа на заданную тему. | учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчинённые предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 48 |
Ноябрь | |||
1 | пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» | учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 50 |
2 | составление рассказа по картине «Ежи» | учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); активизировать у них в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ⦋ч,⦌ и ⦋щ, ⦌; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки ⦋ч,⦌ и ⦋щ, ⦌, выделять их в словах. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 52 |
3 | составление рассказа на тему «Домашнее животное» | учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы; учить выделять во фразах слова со звуками ⦋ч,⦌ и ⦋щ, ⦌, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 55 |
4 | составление описательного рассказа о предметах посуды. | учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов), многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница) | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 58 |
Декабрь | |||
1 | пересказ рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок» | учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 61 |
2 | составление рассказа по картине «Река замёрзла» | учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков ⦋с⦌ и ⦋ш⦌, учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками ⦋с⦌ и ⦋ш⦌; закрепить умение делить слова на части – слоги. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 64 |
3 | составление рассказа на тему «Игры зимой» | учить составлять связной рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками ⦋с⦌ и ⦋ш⦌, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно, проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 67 |
4 | составление рассказа на темы скороговорок. | учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм множественного числа существительных; учить различать на слух звуки ⦋з⦌ и ⦋ж⦌; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки ⦋з⦌ и ⦋ж⦌ протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 70 |
Январь | |||
1 | пересказ сказки «Петух да собака» | учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчинённые и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 74 |
2 | составление рассказа по картине «Северные олени» | учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков ⦋ч,⦌ и ⦋ц⦌; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками ⦋ч,⦌ и ⦋ц⦌ | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 76 |
3 | составление описательного рассказа на тему «Зима» | учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ⦋ч,⦌ и ⦋ц⦌, приучать правильно, пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 79 |
4 | ознакомление с предложением | дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 84 |
Февраль | |||
1 | пересказ сказки «Лиса и кувшин» | учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова «жать», учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу ; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная ласковая). | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 88 |
2 | составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» | учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 90 |
3 | составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» | учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 92 |
4 | составление рассказа на заданную тему. | учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить названия слов мебель и посуда; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умения строить предложения. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 94 |
Март | |||
1 | пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» | учить связно, последовательно, выразительно пересказывать худ. Текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения – путаницы и заменять слова в этих предложениях. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 97 |
2 | составлять рассказ по картине «Весна пришла» | учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные; учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз. | |
3 | сочинение на тему «Приключение зайца» | учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учит подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Добиваться внятного и четкого произношения слов и фраз, включающих звуки ⦋с⦌-⦋с,⦌, ⦋щ⦌, учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представление об ударных и безударных слогах. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 101 |
4 | составление рассказа на предложенную тему. | учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ⦋л⦌ - ⦋л,⦌, ⦋р⦌ - ⦋р,⦌, изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 103 |
Апрель | |||
1 | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта | В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 94) |
2 | составление рассказа по картине «Зайцы» | учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый –весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 108 |
3 | составление рассказа на тему «Как Серёжа нашел щенка» | учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов – названий профессий. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 110 |
4 | пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик» | учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слов, подводить к усвоению способов словообразования. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 111 |
Май | |||
1 | составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей, (игрушек) давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из 2-3 слов - самостоятельно. Учить различать на слух звуки ⦋с⦌-⦋с,⦌, ⦋щ⦌ в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 99 |
2 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». | проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на тему из личного опыта | В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 102) |
3 | Дидактические игры со словами | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 61) |
4 | пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» | учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий. Учить называть предметы необходимые людям той или иной профессии. | Развитие речи детей 5-7 лет О.С. Ушакова стр. 106 |
Литература: О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», Творческий центр «Сфера», Москва 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями
Представленный план носит комплексный характер, при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с народными традициями национальностей проживающих в Туапсинском районе, п...
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения
Цель занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи:·...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту
МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"
«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патр...