Конспект ООД в старшей группе по развитию речи: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шаркевич Екатерина Николаевна

Данный конспект разработан с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_razvitie_rechi_2019.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе

по развитию речи:

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «Ч» – «Ц»: слышать и различать в слогах, словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные: умение различать звуки «Ч», «Ц»; расширение и активизация словаря; дифференциация звуков и букв «Ц», «Ч»; упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

Развивающие: совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов; развитие общей и мелкой моторики; развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия, ориентации в пространстве.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, умение работать в подгруппах, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, беседа

Индивидуальная работа: проработка слогов и слов с заданным звуком.

Материалы и оборудование: карточки, мнемотаблица, сумка Айболита, мяч, конверты с заданием, свечка, очки, полотенце, упаковка чая, часы, карандаши, листы бумаги.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, а что это за сумка у нас стоит? Может Саша это твоя? (ответы детей)  

Нет? А может Даша твоя?(ответы детей)   Тоже нет?

Давайте подойдем и посмотрим, что там?

Воспитатель  с детьми подходят к сумке.

Действительно, здесь записка. Прочитаем?(ответы детей)  

«Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен»

Ребята, а вы знаете, кто такой доктор Айболит? Из какой он сказки? (ответы детей)

Ну что нам надо сделать? (Ответы детей) Поможем? Интересно?(ответы детей)    

Помогите мне открыть сумку.

Открываем сумку.

Посмотрите, а здесь запечатанные конверты, они, наверное, с заданиями.

Давайте посмотрим, что же за задания оставил нам доктор Айболит. Не хотите ли присесть?

Ребята! А здесь подсказка. Все вещи, которые хотел собрать Айболит, имеют два определенных звука. Посмотрите на картинку. Какая скороговорка здесь нарисована?

1.Выставляется мнемотаблица.

«У черной курицы четыре цыпленка».

 Давайте все вместе повторим. Повтори скороговорку Маша, Лена, Сережа.(дети повторяют скороговорку)

Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке? (звуки «Ц» и «Ч»)

Выставляется картинка с буквой «Ч».

Давайте расскажем про звук «Ч».

Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (язык и зубы) Мы можем пропеть его? (нет)Нет, значит какой это звук? (значит звук согласный) Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.

Он глухой.

Значит, какой звук «Ч», Тимур? (глухой)

Молодец, Тимур.

Придумайте слова со звуком Ч в начале слова. (чайник, чашка, часы, чайка, черепаха, червяк, чеснок)

Давайте посмотрим на другую картинку и расскажем про  звук «Ц».

Выставляется картинка с буквой «Ц».

Произнесите звук «Ц». Звук «Ц» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (мешает язык и зубы) Мы можем пропеть его? Нет, значит, какой это звук? Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его пропеть как.

Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет?  Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ц-ц-ц-ц..

Он глухой.

Кто хочет рассказать? Кира, расскажи нам про звук «Ц», только полным предложением, какой он? (звук «Ц» согласный, глухой)

Умница, Кира.

Придумайте слова со звуком «Ц» в начале слова. (цирк, цифры, цветок, цапля, царь)

Ребята все вещи, которые должен собрать Айболит, имеют звук «Ч» или «Ц».

Первая вещь-полотенце. Эвелина, посмотри в нашем домике полотенце.

Ребята, а полотенце нужно в дорогу? А для чего? (ответы детей)

2.Открываем первый конверт.

А здесь задание, которое называется «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я.

Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют:

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца–цаца – цу –чи

Чи – ци–чиац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

Ребята, вы справились с заданием, вот для вас карточка из списка необходимых вещей. Только вот не могу понять, что здесь написано. Цай или чай. Как правильно? (ответы детей)

Сережа, сходи к девочкам на кухню и принеси упаковку чая. Мы начнем собирать вещи для Айболита в сумку. А как вы думаете, чай нужен в дороге? Зачем? (ответы детей)

Давайте с вами немного отдохнем. Давайте встанем. Повторяйте за мной слова и движения.

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Наклонился влево, вправо.

Хорошо на свете, право!

А потом пошел гулять,

Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

Присаживайтесь.

3.Следующий конверт с заданием. А здесь задание-игра «Слушай внимательно». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуком «ц». Если вы услышите, звук «ц» – хлопните по ножкам. Вот так.

Воспитатель показывает движения.

ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч,ц,

ач, уч, оц, иц, ач, ча, ци, ца,

ночь, час,  цель,  дочь,  цепь, почка, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь.

Молодцы, справились, ошибались очень редко. Вы меня порадовали, вы такие внимательные.

Открываем конверт, а там опять непонятное слово. Оцки. Или как правильно сказать? (ответы детей)Очки! Какой звук мы слышим? Звук «Ч». Повтори Вася. Теперь посмотри, где же в группе лежат очки. Неси их в чемодан.

А как вы думаете, очки нужны Айболиту в дороге? Зачем? (ответы детей)

4. Здесь такое задание. Чебурашка и Цыпленок предлагают нам поиграть. Надо разложить картинки по домикам. Картинки со звуком «Ц» в домик к цыпленку. А картинки со звуком «Ч» в домик с Чебурашкой. Мы разделимся на команды.

Дети выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли вы разложили.

Проверяем вместе домик Чебурашки и домик Цыпленка. Находим ошибки. Проговариваем слова.

Проговорите слово и определите, где находится звук, в начале, середине или в конце слова.

Молодцы, справились с заданием. А наш список пополняется. Цасы. Как правильно сказать? Какой звук должен стоять? Звук «Ц» или звук «Ч»? (ответы детей)

Миша, найди нам часы. А как вы думаете, часы нужны в дороге? Для чего? (ответы детей)

5. Следующее задание.  А здесь игра «Большой – маленький». Становитесь быстро в круг, поиграем в игру. Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы слово превращайте в уменьшительно-ласкательное и бросайте мне мяч обратно. Например, «Птица – птичка».

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Молодцы, давайте посмотрим, что же еще надо собрать в дорогу доктору Айболиту.

Воспитатель открывает конверт.

Слово «свецка». Или как правильно сказать? Свечка! Какой звук в середине? Звук «Ч». Повтори Маша. Теперь посмотри где же стоит у нас свечка. Неси ее к нам.

Молодцы, вот мы и собрали вещи для доктора Айболита, теперь он быстро сможет отправиться в Африку и вылечить больных зверей.

Рефлексия

О каких звуках мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложным? Как вы думаете, помогли мы доктору Айболиту?(ответы детей)

В окончании нашего занятия я предлагаю вам нарисовать список вещей в дорогу, чтобы Айболит точно не потерял его и ничего не перепутал. И  еще подумайте, что может взять с собой Айболит, в которых есть звуки «Ц» и «Ч». Проходите за столы и приступайте к работе.

«Дорогие ребята! Это доктор Айболит. Я очень тороплюсь уехать в Африку и вылечить  зверей. Но я так занят, что не успеваю собрать свою сумку. Мне рассказали, что в вашем садике очень добрые и отзывчивые дети. И вы поможете собрать все необходимое. В сумке список вещей, но не простой, а зашифрованный. Только после выполнения заданий, можно узнать, что же необходимо собрать. Я очень прошу помочь мне. Заранее благодарен»

«ЭХО»

ц-ц-ц;   ч-ч-ч;   ц-ч-ц;  

ц-ч-ч;   ч-ц-ч;   ч-ч-ц;  

Ча – ца–цаца – цу –чи

Чи – ци–чиац – уц - ча

Ач – ач – цу  чу – ча – ци

«Слушай внимательно»

ч, ц, ц, ч, ц, ч, ч,ц,

ач, уч, оц, иц, ач, ча, ци, ца,

ночь, час,  цель,  дочь,  цепь, почка, кольцо, тачка, платочки,  пальчик,  очки, печенье, царь

«Большой – маленький»

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...