Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»
материал по развитию речи (старшая группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr_zh-sh.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи  «Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш»

Программное содержание : Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка ослик.

Ход занятия

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

Дети здороваются с гостями.

куВоспитатель: - Ребята отгадайте загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Узнать большеСел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как вы думаете с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с вами играть со звуками [ж] и [ш].

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Слушать

(Сжимаем кулаки)

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

- Покажите . как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Артикуляционная гимнастика.

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

У— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель: Ребята звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Сейчас у меня к вам будет задание я буду произносить звуки, а вы услышав тот или иной звук будете выполнять соответствующие движения: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). (Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж . Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.)

Воспитатель: Молодцы справились с заданием.

У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом

Дети: (желтого, зеленого).

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова со звуками ш и ж, а вы будете показывать мне кружочки. Если в слове слышится звук ш, то показываете зелёный кружочек, а если звук ж, то жёлтый.

Узнать большеДалее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка.

Чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. - тихо

Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «четвертый лишний»

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

1. Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

2. Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

3. Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все лишние предметы. А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел        стоя, руки в стороны

Вот направо полетел,                поворот туловища вправо

Вот налево полетел,                поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть,            показывать

Не дадим ему присесть,            отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился,             сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук наверх полетел                   руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали,            на носочках

Но жука мы не достали,

Хлоп-хлоп-хлоп                            хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Воспитатель: Ребята, а вы не знаете не знаете почему у осликов такие большие уши?

Воспитатель: Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение-сказку, а вы скажете сказка это или нет. Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно.

У ослика был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.


Воспитатель: Сказка это или нет?

(Педагог ставит на свой стол три цилиндра одинакового цвета и один – другого цвета). Назовите м слова со звуком ш.

Ответы детей: ( Ушки, лошадки, хрюшки.)

( По мере называния слов убирает один за другим три цилиндра. Затем привлекает внимание детей к оставшемуся цилиндру)

Ребята, в стихотворении есть слово со звуком ж .

У ослика был день рождения. В каком слове есть звук Ж

Воспитатель: Молодцы, правильно. Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, . – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист.

Воспитатель: какие звуки слышатся в словах ширины, ужины .

Молодцы, ребятки, а сейчас у меня к вам еще одно задание.

Дети составляют слова.

Воспитатель: Какой звук слышим в словах лягушка и желудь?

Где находится звук ш и ж в начале, середине или в конце слова?

Молодцы со всеми заданиями справились.

Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный.

– С какими звуками мы сегодня работали? Чему мы учимся на занятиях по развитию речи? Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!

Занятие направлено на развитие фонематического слуха у детей, умение дифференцировать и отчётливо произносить звуки, определять место звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...

НОД по развитию речи " Звуковая культура речи: работа со звуками ч - щ"

Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные задачи:- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Фо...