Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Канакова Елена Владимировна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh_s.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.

Задачи:

-познакомить со звуками с-ш;

-научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;

- развивать внимание, память.

Наглядный и демонстрационный материал: мяч, коробка, картинки с изображением змеи и слона, круги синего и зеленого цвета (по 10 шт.), предметные картинки по теме, мешочек с предметными фишками (10 шт.), домики с кармашками (2 шт.), карточки из 3 окошек (10 шт. + 1 большая), фишки (10шт. на каждого ребенка и 1 большая).

                                                  Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

                  (Стоим в кругу, взявшись за руки.)

- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)

- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.

- А теперь послушайте стихотворение.

Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!

О чем это стихотворение? (О речи.)

- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)

- Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.

2. Основная часть.

- Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой. (показываю)

- Хотите узнать, что там? (Да.)

- Тогда слушайте загадку.

Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый … 
(Слон)

- Правильно. А какие у слона уши? (Огромные)

- А еще у слона есть хобот. Хобот, он какой? (Длинный)

- А еще у слона огромные ноги. И он ходит очень тяжело. Давайте с помощью наших ручек покажем. (показываем)

- Давайте еще раз произнесем слово «С-с-слон». Какой первый звук мы слышим? («с»)

- Вот еще одна загадка.

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря - 
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
(Змея) 

- Чего нет у змеи?(рук, ног)

- Но зато она умеет, что делать? (ползать)

- Давайте покажем, как ползает змея? (показываем.)

- А как шипит змея? (Ш-ш-ш)

- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).

- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.) 

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? ([c] [ш])

- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то показываете как ходит слон, а если звук  Ш, то показываете, как  ползает змея. Звук произносить не нужно.

С-ш-ш-с-с-ш-с.

( Дети дают ответ соответствующим движением.)

- А теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.

Ша-ша-ша - Соня моет малыша

 Са – са – са - в лесу бегает лиса.

Шу-шу-шу - Я письмо пишу.

Су –су –су- Было весело в лесу.

Аш – аш - аш - Есть у Лены карандаш.

Ас – ас –ас - В нашей группе свет погас.

Са-са-са - у Маши есть коса.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. (все вместе)

            (Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.)

- А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!». Я сейчас вам раздам по два круга. (раздаю) Какого цвета у вас круги? (синий и зеленый). Синий круг обозначает звук Ш, а зеленый звук С. Я вам буду сейчас говорить слова, если в слове слышится звук Ш, то вы поднимаете синий круг, а если слышится звук С, то показываете зеленый круг. Готовы? Проверяем, если звук Ш, какой круг? (показывают.) Если звук С, какой? (показывают.) 

 

          Шар, сок, машет, несет, нос, ландыш, сильный, шапка, маска, оса, голос.

Игра «Определи жильца».

- Посмотрите, у меня в руках волшебный мешочек, в котором картинки с предметами и животными. Каждый из вас сейчас вытянет одну картинку, и мы с ними поиграем.

(Выбирают картинку из мешочка.)

- Ребята, посмотрите, у меня на доске появилось два домика. В одном домике живет Змея, и она принимает у себя в гостях только слова в которых есть звук  Ш, а в другом домике живет Слон, и он принимает у себя в гостях только слова, в которых есть звук С. Ваша задача определить, что у вас на картинке, какой звук слышится в этом слове и заселить в нужный домик.

(Ребята определяют, что изображено на картинке, определяют , какой звук слышится в слове, и заселяют в нужный домик.)

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)

Да! (хлопки в ладоши)

Поэтому все встали (Встали, руки вверх).

Дружно вытянули шеи (наклон вперед),

И как гуси зашипели: ш-ш-ш.

Пошипели, помолчали,

Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки).

И как зайцы поскакали,

Поскакали, поскакали.

И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)

4. Продолжение работы по теме.

-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.

 Давайте с вами поиграем со звуком С и попробуем определить его место в слове, а поможет нам в этом вот такая решетка (вешаю на доску). Если звук С будет слышится в начале слова, то я буду ставить фишку в первую клетку, если в середине слова, то в среднюю клетку, а если звук С будет слышится в конце слова, то в самую последнюю клетку. Присядьте, пожалуйста, за столы.

                                 (Дети садятся за столы.)

Игра «Определи, место звука в слове».

                (Вывешиваю картинку с изображением Сапог.)

-Что это? (сапоги)

- Произнесите слово С-с-сапоги.

- Как вы думаете, где слышится звук С, в начале, середине или конце слова? (в начале.)

- Молодцы! Т.к. звук слышится в начале слова, я поставлю фишку в первую клетку. У вас на столах такие же карточки как на доске. Поставьте фишку в ту же клетку, как и у меня. (Ставят фишку.)

Аналогично разбирается слово Рис и слово Маска.

А теперь мы также поиграем со звуком Ш, и определим его место в слове. Только работать вы уже попробуете самостоятельно.

(Чашка, Шапка, малыш.)

 (Сначала вешаю на доску картинку со словом чашка.)

-Что это? (чашка)

- Скажите слово чашка медленно.( Чааа-ш-кааа.)

- Где слышится звук Ш? (в середине.)

- Поставьте фишку в нужную клетку.

(Сначала просматриваю правильность выполнения задания, затем спрашиваю 2-3 детей, куда они поставили фишку. После ставлю сама фишку в нужную клетку.)

 

Аналогично разбираются следующие 2 слова.

Молодцы! Справились с заданием и помогли нашим звукам. Ребята, существует много скороговорок со звуком С и Ш. Послушайте одну из них.

Саше дали кашу, а Маше простоквашу.

- Давайте повторим сначала медленно,

- побыстрее

- быстро

- грустно

- весело.

  1. Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, учились произносить скороговорку быстро и медленно.)

- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.

Ш

с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект квеста для детей старшей группы по развитию речи: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с –ц»

Различение и правильное произношение звуков С и Ц.Развитие речевых навыков через игровую деятельность.Повышение интереса детей к обучению через квестовые задания....