Методическая разработка. Конспект Непрерывная образовательная деятельность Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Вашему вниманию представлен конспект для детей подготовительной группы по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_konspekt_levitan.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект
Непрерывная образовательная деятельность
Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана
«Золотая осень»
подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»
Воспитатель:
Сорокина С.П.
Санкт-Петербург
2018 год
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- совершенствовать умения детей составлять рассказ по пейзажной картине, используя разные типы предложений
- учить детей произносить предложения с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение
- упражнять детей в подборе определений и сравнений
- формировать образную речь детей
- продолжать учить детей согласовывать качественные прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
Развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь детей
- развивать у детей наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже
Воспитательные:
- воспитывать эстетические чувства детей, эмоциональную отзывчивость по отношению к осенней природе
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к произведениям искусства
Используемые технологии:
- здоровьесберегающая технология
- информационно – коммуникационная технология
- игровая технология
- технология сотрудничества
- технология музыкального воздействия
Оборудование:
- репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,
- музыкальная запись произведения «Осенняя песнь» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского
- магнитофон
Предварительная работа:
- наблюдение в природе
- чтение художественной литературы
- заучивание стихов, пословиц об осени
- рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами
Ход деятельности:
Воспитатель:
Ребята, во все времена года природа прекрасна. Но
есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это
время природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко,
загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким
сном.
Какое это время года?
Воспитатель:
А какая еще бывает осень?
Какие осенние месяцы вы знаете?
А за окном какую осень мы видим?
А какие вы знаете пословицы об осени?
(заслушиваются ответы детей)
Воспитатель:
Давайте сегодня вспомним, как мы любовались красотой осенней
природы на прогулке. А поможет нам в этом картина художника
Исаака Ильича Левитана.
(Открывается картина, детям дается время рассмотреть её, звучит музыка П.И. Чайковского)
Какая же здесь нарисована осень?
Художник так и назвал картину «Золотая осень».
А как вы думаете, почему он ее так назвать - «золотая»?
Как называются картины, на которых мы видим природу?
Воспитатель:
Ах, какая красота! Что за прелесть эти осенние пейзажи!
Помните, как удивительно точно и красиво сказал об этой поре
поэт Александр Сергеевич Пушкин.
«Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса»
Ребята, давайте поиграем в игру
Посмотрим,
кто из вас внимательный и больше всех увидит и
назовет предметов этого осеннего пейзажа.
Дети:
Поляна, трава, березы, стволы, ветви, листья, тени, роща,
река, берега, кусты, вода, деревня, дома, поля, огороды, небо, облака.
Вост.:
А теперь к каждому предмету подберем слово, которое
сделает наш предмет ярким и красивым.
Поляна какая? (Поляна солнечная)
Трава какая? (Трава желтая, трава высохшая)
Березы какие? (Березы белоствольные, березки тонкие, березки
молодые, березки стройные).
Листья какие? (Листья осенние, листья березовые, листья
золотисто- оранжевые, листья желто-лимонные)
Река какая? ( Река темно-синяя, река узкая, река глубокая).
Вода какая? (Вода холодная, вода гладкая, вода цветная.)
Небо какое? (небо голубое, небо лазурное, небо бездонное)
Облака какие? (Облака легкие, облака воздушные, облака
пушистые)
Восп.:
Подберите слова - сравнения, продолжите предложение:
Русские березки, словно... (девушки в белых сарафанах)
Тонкие ветви берез, как... (девичьи косы)
Осенние листья порхают и кружатся, словно...(бабочки)
Осенние листья падают на землю, как ...(золотые монетки)
Опавшие листья лежат на земле, как...(золотой ковер).
Белые облака плывут по небу, словно...(пушистая вата, легкие
перышки)
Прибрежные кусты отражаются в воде, как...(в зеркале).
Динамическая пауза.
Восп.:
А теперь давайте немного поиграем на осенней полянке.
Майков
«Осенние листья»
«Осенние листья по ветру кружат.
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел! »
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны».
Рассматривание картины:
Восп.:
Что мы видим на переднем плане осеннего пейзажа, слева?
Дети:
Мы видим полянку, березки в ярком осеннем наряде.
Восп.:
А немного подальше?
Дети:
Немного подальше растет березовая роща.
Восп.:
А теперь посмотрите на правую часть картины. Что мы
видим здесь?
Дети:
Мы видим узенькую, синюю речку, по берегам кусты. На
правом ее берегу хоровод зеленовато- коричневых деревьев.
Восп.:
А на самом дальнем плане, там, где начинается небо?
Дети:
На горе мы видим зеленые поля, деревню. А еще дальше
стена березок и лес.
Восп.:
Расскажите о небе. Какое оно?
Дети:
Небо голубое, лазурное, бездонное. По небу плывут легкие
белые облака.
Восп.:
А видим ли мы солнышко?
Дети:
Мы видим на картине тени от деревьев - значит солнышко
светит.
Восп.:
Теперь
сядем и послушаем
звуки осенней природы. Что
мы можем услышать?
Дети:
Крики птиц, шум ветра, шелест листвы, плеск воды.
Восп.: А какие особенные запахи у осени?
Дети:
Запах сухой травы, запах прелых листьев, удивительный
запах грибов, запах дыма.
Восп.:
Какое настроение вызвала эта картина?
Дети:
У меня хорошее настроение, потому что я любуюсь
роскошным нарядом осени.
У меня веселое настроение, потому что я люблю собирать осенние
листья в букеты и бегать по ковру из опавших листьев.
У меня грустное настроение, потому что осень уходит, прощается
с нами.
Восп.:
Теперь я предлагаю вам самостоятельно составить
рассказы по картине.
При составлении своего рассказа нужно припомнить
яркие
красивые слова, чтобы сказать точнее и интереснее.
Послушайте, как я расскажу, что я вижу на картине:
- На картине мы видим красивый пейзаж русского художника Левитана «Золотая осень». Спокойный, осенний, светлый день. Солнце светит, но не так ярко, по синему небу плывут белые облака. Перед глазами открываются русские просторы: поля, роща, река.
В центре картины, течет узкая речка с невысокими берегами, в которой отражается небо. Трава ещё зелёная только, только начинает желтеть. А вот берёзки, на своих тоненьких ножках, уже нарядились в жёлто-рыжие наряды.
В далеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорее всего – это село. Осень - это волшебная пора. Внимание к картине притягивает именно желтые берёзки. В картине, нет грусти. Это золотая осень. Предложить детям составить описательный рассказ по картине.
Рефлексия.
- Какую картину мы с вами сегодня рассмотрели?
- Что вам больше всего запомнилось в картине? Понравилась вам эта картина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...
«Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Поздняя осень»
Задачи:Обучающие задачи: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксическ...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»» Старшая группа общеразвивающей направленности
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Методическая разработка "Конспект занятия по обучению составления описательного рассказа по картине А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Методическая разработка...
Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...
Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...