Изобразительно-выразительные средства – загадки
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Что такое загадки. Их влияние на развитие речи детей-дошкольников. Как научить ребенка самому придумывать загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 28
муниципального образования Усть-Лабинский район
«Изобразительно-выразительные средства – загадки»
Подготовила: учитель – логопед:
Корсакова Наталья Петровна.
Поиск новых форм и методов воспитания и обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка - актуальные задачи современных специалистов ДОУ. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать такие образцы народной мудрости, как фольклор, который до сих пор находит применение при работе с детьми дошкольного возраста.
Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.
В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели: 1) развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли; 2)учить ребёнка облекать свои мысли в наилучшую форму с помощью художественных произведений, как народных, так и авторских; 3)практическому усвоению грамматики, предшествующему изучению её как науки. В круг чтения великий педагог включал загадки.
Фольклорист В.П. Аникин определяет загадку как «мудрёный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, предметы труда, быта и др. С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Современная жизнь богаче и разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон.
О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Под их влиянием у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как многогранное речевое средство. Богаты и разнообразны изобразительно выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений. Размышления над загадками содействует обострённому восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка - его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Он становится привычным, доступным, понятным.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Мы предлагаем использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих нарушение в речи, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе(объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. )
Нередко дошкольники испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Направления коррекционно – речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок.
- Расширение лексического строя речи:
- расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений;
- употребление синонимов и антонимов;
- сопоставление с человеком (олицетворение);
- многозначность слова;
- употребление эпитетов и сравнений, создающих выразительную характеристику предмета в загадке.
2. Формирование грамматического строя речи:
- образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных;
- согласование имён существительных с именами прилагательными и именами числительными:
- изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;
- ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;
- со способами образования слов;
- использование предлогов.
3. Развитие связного высказывания:
- построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да;
- ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;
- с однородными членами предложения.
Примеры использования загадок по направлениям коррекционно – речевой работы.
Расширение словаря прилагательных.
Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый.(Бочка).
Сам деревянный, а голова железная. ( Молоток.)
Деревянная река, деревянный катерок,
А над катерком струится деревянный дымок.(Рубанок.)
Синяя шубёнка покрыла весь мир. (Небо)
Расширение словаря глаголов
Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь, земля, трава.)
Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.(Курица)
Всё время стучит,деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Летит – говорит, сядет – молчит. (Оса.)
Ознакомление с вопросительными предложениями и их построение
Что на свете богаче и жирнее? ( Земля.)
У кого одна нога, да и то без башмака? ( Гриб.)
Какую траву и слепой знает? (Крапива.)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка.)
Ознакомление с однородными членами предложения
Без окон, без дверей полна горница людей.(Огурцы )
Не сеют,не сажают, сами вырастают.(Волосы.)
Методика обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можнозаписывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1 (приложение1)
Какой? | Что бывает таким же? |
|
|
|
|
|
|
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Логопед просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | монета |
Шипящий | вулкан |
Круглый | арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Пример: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2 (приложение 2)
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
|
|
|
|
|
|
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровозик |
Собирает | Хорошая хозяйка |
Семенит | Ребенок, который учится ходить |
Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Сломанный чайник |
Собирает | Жадина |
Семенит | Старый гном |
Модель 3 (приложение 3)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
|
|
|
|
|
|
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как" или “На”, "Но на" или “Но без”.
На что похоже? | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды |
Дом | Нет окон |
Зонтик | Тоненькая ручка |
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
- Путешествие по Стране Загадок /Сост. :Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации для педагогов по привлечению интереса детей к загадкам...
Загадки как средство развития речи детей.
О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорят лучшие педагоги и методисты прошлого и современности. Загадки могут быть эффективным средством ра...
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)
Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...
«Изобразительно-выразительные средства – загадки»
рекомендации воспитателям ДОУ по использованию загадок для дошкольников...
Изобразительно-выразительные средства – загадки
Консультация для педагогов...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных пси...