Изобразительно-выразительные средства – загадки
консультация по логопедии

Калинина Ольга Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_zagadki.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Изобразительно-выразительные средства – загадки»

Подготовила: учитель – логопед:

Калинина О.Н.

Поиск новых форм и методов воспитания и обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка - актуальные задачи современных специалистов ДОУ. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать такие образцы народной мудрости, как фольклор, который до сих пор находит применение при работе с детьми дошкольного возраста.

Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели: 1) развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли; 2)учить ребёнка облекать свои мысли в наилучшую форму с помощью художественных произведений, как народных, так и авторских; 3)практическому усвоению грамматики, предшествующему изучению её как науки. В круг чтения великий педагог включал загадки.

Фольклорист В.П. Аникин определяет загадку как «мудрёный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как  правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, предметы труда, быта и др. С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Современная жизнь богаче и разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон.

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Под  их влиянием у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как многогранное речевое средство. Богаты и разнообразны изобразительно выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений. Размышления над загадками содействует обострённому восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка - его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Он становится привычным, доступным, понятным.  

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.

Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Мы предлагаем использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих нарушение в речи, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе(объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. )

Нередко дошкольники  испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Направления коррекционно – речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок.

  1. Расширение лексического строя речи:

расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений;

- употребление синонимов и антонимов;

- сопоставление с человеком (олицетворение);

- многозначность слова;

- употребление эпитетов и сравнений, создающих выразительную характеристику предмета в загадке.

2. Формирование грамматического строя речи:

- образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных;

- согласование имён существительных с именами прилагательными и именами числительными:

- изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;

- ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;

- со способами образования слов;

- использование предлогов.

3. Развитие связного высказывания:

- построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да;

- ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;

- с однородными членами предложения.

Примеры использования загадок по направлениям коррекционно – речевой работы.

Расширение словаря прилагательных.

Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый.(Бочка).

Сам деревянный, а голова железная. ( Молоток.)

Деревянная река, деревянный катерок,

А над катерком струится деревянный дымок.(Рубанок.)

Синяя шубёнка покрыла весь мир. (Небо)

Расширение словаря глаголов

Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь, земля, трава.)

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.(Курица)

Всё время стучит,деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Летит – говорит, сядет – молчит. (Оса.)                

Ознакомление с вопросительными предложениями и их построение

Что на свете богаче и жирнее? ( Земля.)

У кого одна нога, да и то без башмака? ( Гриб.)

Какую траву и слепой знает? (Крапива.)

Кто на себе свой домик носит? (Улитка.)

Ознакомление с однородными членами предложения

Без окон, без дверей полна горница людей.(Огурцы )

 Не сеют,не сажают, сами вырастают.(Волосы.)

Методика обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можнозаписывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

            А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Педагог  вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Список литературы:

  1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
  2. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
  4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.
  5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
  6. Путешествие по Стране Загадок /Сост. :Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
  7. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7
  8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.
  9. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.
  10. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для педагогов по привлечению интереса детей к загадкам...

Загадки как средство развития речи детей.

О необходимости развивать речь ребенка, при­вивать ему интерес и любовь к родному языку говорят лучшие педагоги и методисты прош­лого и современности. Загадки могут быть  эффективным средством ра...

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)

Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...

Изобразительно-выразительные средства – загадки

Что такое загадки. Их влияние на развитие речи детей-дошкольников. Как научить ребенка самому придумывать загадки....

«Изобразительно-выразительные средства – загадки»

рекомендации воспитателям ДОУ по использованию загадок для дошкольников...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.

      Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных пси...