Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Методические рекомендации для педагогов по привлечению интереса детей к загадкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_soobrazitelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь народная забава.
Воспитывая в детях патриотические чувства нельзя не коснуться изучения загадок, так как загадка – жанр устного народного творчества, название которого происходит от старинного русского слова «ГАДАТИ» - думать, рассуждать. «ГАДАНИЕ» - выяснение чего-то скрытого. Цели загадки – выявить сообразительность, научить видеть мир по-новому.
Давным-давно, когда люди боялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Люди верили, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. Собираясь на охоту, на рыбную ловлю или пастбище, люди старались не произносить вслух слова, которые были связаны с успехом предстоящего дела. А чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, охотники, рыболовы и пастухи придумывали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Из этой «тайной» речи и родилась загадка.
Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. Старики задавали молодым мудреные вопросы. Да не как вздумается, а держались строгого порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом – про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце. Тем самым, подсознательно, расширяя кругозор подрастающего поколения.
Постепенно умнее да сильнее становился человек, меньше «темных сил» боялся. Со временем забылись «обманные» названия. А загадки не забылись. Их широко использовали для выявления мудрости и смекалки.
Загадка показывает, как даже в самом обычном и будничном можно подменить что-нибудь интересное, неожиданное. Например, загадка: «Вниз смеется – вверх плачет». Разгадка проста: ведро в колодце. Но как точно подмечено, что пустое ведро идет вниз, звеня и потрескивая, будто плачет.
Со временем, в загадках стали выделяться новые виды:
Загадки – прятки
Например, коза спряталась в этих строчках:
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой...
Загадки – обманки (Не всегда ответ в рифму является правильным)
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...
поросенок петух
Шуточное загадки
У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
А также загадки про родственников, школьные принадлежности, флору, фауну, о временах года, природных явлениях и многом другом
Загадка, как и считалка, стала «детским» жанром, она учит ребенка сообразительности, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.
Как же научить детей отгадывать загадки?
С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определять их форму, размер, величину (большое или маленькое, круглое или квадратное, какого цвета и прочее). Без этого не обойтись, так как загадки основаны прежде всего на описании конкретных признаков предметов и явлений.
Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей. Лучше, что бы для детей раннего возраста, после отгадывания загадки предмет можно было потрогать, т.е. в полной мере ощутить загадываемые признаки. Для детей более старшего возраста, на помощь при отгадывании, может прийти картинка-символ. Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому необходимо чаще задавать ребенку вопрос «Почему?», «Как ты догадался?». Если же отгадка не найдена следует вернуться к тексту загадки, прочитать её ещё раз и порассуждать, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.
К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, гриб – будто человечек в большой шляпе и т.д. Чем чаще взрослый будет использовать в своей речи образные сравнения, тем легче ребенок будет отгадывать загадки.
Для детей мир всегда полон таинственности, им еще многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие. Отгадывание и радует, и удивляет. Любой праздник, любое занятие будет намного интересней и веселей, если в него включить такой занимательный пункт как разгадывание загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Консультация для родителей и педагогов "Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация «Загадка как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»
Фольклорные направления были актуальны во все времена и эпохи. Произведения народного творчества возникают в процессе формирования культуры, отражают и поддерживают национальные особенн...
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
«Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
консультация...
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...