Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Панкратова Светлана Петровна

Методические рекомендации для педагогов по привлечению интереса детей к загадкам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается  через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь народная забава.

Воспитывая в детях патриотические чувства нельзя не коснуться изучения загадок, так как загадка – жанр устного народного творчества, название которого происходит от старинного русского слова «ГАДАТИ» - думать, рассуждать. «ГАДАНИЕ» - выяснение чего-то скрытого. Цели загадки – выявить сообразительность, научить видеть мир по-новому.

Давным-давно, когда люди боялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Люди верили, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. Собираясь на охоту, на рыбную ловлю или пастбище, люди старались не произносить вслух слова, которые были связаны с успехом предстоящего дела. А чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, охотники, рыболовы и пастухи придумывали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Из этой «тайной» речи и родилась загадка.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. Старики задавали молодым мудреные вопросы. Да не как вздумается, а держались строгого порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом – про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце. Тем самым, подсознательно, расширяя кругозор подрастающего поколения.

Постепенно умнее да сильнее становился человек, меньше «темных сил» боялся. Со временем забылись «обманные» названия. А загадки не забылись.  Их широко использовали для выявления мудрости и смекалки.

Загадка показывает, как даже в самом обычном и будничном можно подменить что-нибудь интересное, неожиданное. Например, загадка: «Вниз смеется – вверх плачет». Разгадка проста: ведро в колодце. Но как точно подмечено, что пустое ведро идет вниз, звеня и потрескивая, будто плачет.

Со временем, в загадках стали выделяться новые виды:

Загадки – прятки

Например, коза спряталась в этих строчках:
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой...

Загадки – обманки (Не всегда ответ в рифму является правильным)

Кукарекает  спросонок

Милый, добрый ...

поросенок петух

Шуточное загадки

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

 А также загадки про родственников, школьные принадлежности, флору, фауну, о временах года, природных явлениях и многом другом

Загадка, как и считалка, стала «детским» жанром, она учит ребенка сообразительности, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.

Как же научить детей отгадывать загадки?

     С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определять их форму, размер, величину (большое или маленькое, круглое или квадратное, какого цвета и прочее). Без этого не обойтись, так как загадки основаны прежде всего на описании конкретных признаков предметов и явлений.

     Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей. Лучше, что бы для детей раннего возраста, после отгадывания загадки предмет можно было потрогать, т.е. в полной мере ощутить загадываемые признаки. Для детей более старшего возраста, на помощь при отгадывании, может прийти картинка-символ. Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому необходимо чаще задавать ребенку вопрос «Почему?», «Как ты догадался?». Если же отгадка не найдена следует вернуться к тексту загадки, прочитать её ещё раз и порассуждать, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

    К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, гриб – будто человечек в большой шляпе и т.д. Чем чаще взрослый будет  использовать в своей речи образные сравнения, тем легче ребенок будет отгадывать загадки.

    Для детей мир всегда полон таинственности, им еще многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие. Отгадывание и радует, и удивляет. Любой праздник, любое занятие будет намного интересней и веселей, если в него включить такой занимательный пункт как разгадывание загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Консультация «Загадка как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»

Фольклорные направления были актуальны во все времена и эпохи. Произведения народного творчества возникают в процессе формирования культуры, отражают и поддерживают национальные особенн...

Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...