Загадки как средство развития речи детей.
статья по развитию речи по теме
О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорят лучшие педагоги и методисты прошлого и современности. Загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка дает как бы словесный портрет предмета и явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_dete.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки как средство развития речи детей.
Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его устная речь. Это положение общеизвестно. Продолжая и развивая эту мысль, можно добавить, что, чем лучше развита устная речь ребенка, тем быстрее овладеет он при школьном обучении навыком чтения. О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты прошлого. К. Д. Ушинский, например, ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для развития мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения.
О том, что общее высокое развитие ребенка и хорошо развитая устная речь позволят ему быстрее овладеть навыком чтения, писал другой известный педагог и методист В. П. Вахтеров: «Чем развитее ученик, тем легче он схватывает логические и грамматические связи между отдельными словами в целом предложении, тем лучше читает. Заботясь о развитии детей, мы тем самым облегчаем им механизм чтения».
Современные методисты, педагоги, лингвисты, психологи тоже подчеркивают необходимость развития речи ребенка не только в процессе обучения, но и в дошкольный период, поскольку от развития устной речи ребенка-дошкольника, от его общего развития зависит успех обучения в школе.
Наблюдения над словарем детей старшего дошкольного возраста показывают, что, хотя к моменту поступления в школу практически они овладевают системой грамматических и синтаксических форм языка, их речь несовершенна, словарь беден. Бедность словаря заключается не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре ребенка, но и в неправильном словоупотреблении, в непонимании разных значений слов, переносных значений. Между тем способность различать в слове несколько значений, умение понимать переносные значения слов, метафоры языка и художественные метафоры надо развивать у детей уже в дошкольном возрасте. И в этом отношении большую помощь может оказать загадка.
Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет ее как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной». Литературная энциклопедия определяет загадку как «замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры». Иносказание, метафоричность загадки и делают ее замысловатой. (Аристотель: «Загадка—хорошо составленная метафора».) Хотя метафоричность не является обязательным свойством загадки, так как встречаются загадки в форме прямого вопроса, где не используется переносное значение слова. Та же литературная энциклопедия сообщает, что первоначально загадка служила культу, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений — мифов. Кроме этого религиозного значения, загадка служила в старину одним из способов испытания мудрости: судьба человека зависела от его находчивости (этот мотив часто используется в сказках, легендах). В свадебных обрядах некоторых народов до сих пор жених, например, получает право сесть рядом с невестой только в том случае, если сумеет разгадать предложенные ему загадки. У некоторых финских племен сохранился до наших дней обычай устраивать вечера загадок. В святочных увеселениях русского народа загадки тоже играли большую роль; вплетаясь в песни, обряды, они становились как бы составным элементом этих обрядов.
В произведениях древней литературы распространен мотив загадок, например в сказаниях об Эдипе, в «Эддах», «Калевале»; видное место занимают загадки и в средневековых произведениях как западной, так и русской литературы (например, «Повесть о царевиче Петре и мудрой деве Февронии»), много загадок содержали азбуковники. Художественная литература пользовалась загадками во все времена, вкрапливая их в крупные произведения, а иногда даже строя на загадках целостную композицию. Много загадок в фольклорном сказочном жанре.
По своему строению загадка, как уже говорилось, чаще всего заключает в себе метафору и основана на параллелизме. Иногда она строится на отрицательном параллелизме: «Красна, да не девка, зелена, да не дубрава» (морковь), иногда представляет собой замысловатый числовой вопрос: «Сидят четыре кошки, против каждой — по три кошки, много ли их? четыре» Встречаются загадки, построенные на явлении омонимии: «От чего гусь плавает» (от берега), «По чему птица летает?» (по воздуху). По своему стилистическому строению загадки близки к пословицам и поговоркам. Часто в тексте загадок используются собственные имена в значении нарицательных существительных, например: «Дарья с Марьей видятся, да не сходятся» (пол и потолок). «Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается» (гриб). «Стоит Арина, рот разиня» (труба на крыше). Занимательную форму придают загадке аллитерации (звуковые повторы): «Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь» (жук).
Что касается синтаксического строения, то, несмотря на заключенный в ней вопрос, вопросительная форма загадки необязательна, обычно она состоит из одного, реже — из двух-трех предложений, иногда неполных.
Тематика загадок очень разнообразна. Напоминая по форме афоризм, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию явлений природы. Причем в толковании этих явлений используются часто образы животного мира, что говорит о том, что в загадке находит свое выражение анимистическое мировоззрение: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звезды, месяц). Живя долгие годы в памяти народной, загадка сохранила до наших дней элементы отживших понятий и быта. Для историков и этнографов такие загадки представляют большой интерес, а современному человеку уже непонятны: «Серое сукно тянется в окно» (дым в курной избе). Иные загадки дают довольно точное описание предметов старого быта, семейных устоев и обычаев. В знаменитом словаре В. И. Даля таких загадок много.
Для работы с детьми мы отбираем загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Например, если сравнить две загадки (о мышах): 1) «Маленький шарик по полочкам шарит», 2) «Маленькие зверьки, серенькие шубки, остренькие зубки», то увидим, что в первой предмет определяется слишком неопределенно, без учета типичных признаков, и поэтому дети дают на нее такие ответы: солнечный зайчик, паук, мышь. Вторая же точно и полно характеризует предмет и отгадывается легко. Точно так же дети дают разноречивые ответы на загадку о ветре: «Вокруг носа вьется, а в руки не дается» — это и комар, и бабочка, и пушинка, и мотылек. Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идет речь. Например, загадка о самоваре: «В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь и вода». Или: «Новая посудина, а вся в дырах» (сито, решето); «Сто братьев в одной избушке ночуют» (зерна в колосе). Городские дети не всегда даже отгадывают загадку о корове: «Посреди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади метла», так как им незнакома семантика слов копна, вилы.
Большой интерес для детей представляют авторские загадки, сочиненные в виде небольших стихотворений, и загадки в стихотворной форме, где требуемое слово подсказывает в последней строчке рифма («подскажи словечко»). Широко известны стихотворные загадки К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Серовой и других авторов. Например:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда живое
Выбежало чудо — такое теплое,
Такое пушистое и золотое.
(К. Чуковский.)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца, баран — барана,
Овцу в нем видела овца, и обезьяна —обезьяну.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(К. Чуковский.)
Загадки типа «подскажи словечко»:
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый,., (мухомор).
Стелют на кровать меня, Называюсь ... (простыня).
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его... (скворец).
Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определенную последовательность при работе с загадками. Вероятно, было бы целесообразно вначале знакомить детей со стихотворениями-загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова. Это приучит ребенка более пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл его. Например:
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются ... (иголки).
У сосны и елки листики — иголки,
А на каких листочках растут
Слова и строчки? (Книга.)
Я в дверях, и я в замке,
Я и в нотной строчке.
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку отгадать. (К л ю ч.)
Стучат, стучат,
Не велят скучать,
Идут, идут,
А все тут да тут. (Часы.)
Помимо обогащения и уточнения словаря ребенка, эти загадки вызывают большой : интерес, так как, по замечаниям исследователей детской речи, знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом, Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать. Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами, например:
И на земле, и на снегу,
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт,
На то ведь я и ... (следопыт).
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский ... (вертолет),
И затем уже можно загадывать и авторские и народные загадки. Причем авторские загадки, обычно более распространенные по форме, подробно характеризуют предмет или явление:
Я лаю со всякой собакой,
Я вою со всякой совою,
И грустную песню свою
Я вместе с тобою пою.
И если вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: У-у-у.
(Эхо.)
Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, так как обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.
Но загадки можно использовать шире, пример как исходный подсобный материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые (подосиновик, мак, окунь, чашка и т. п.) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Хотя у детей старшего дошкольного возраста довольно большой словарный запас, но знакомые предметы и явления не всегда осознаются ими в системе взаимосвязи, они не умеют пользоваться такими приемами мышления, как сравнение, обобщение, группировка и др. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приемов мышления, помогают систематизировать словарный материал. Вот несколько примеров таких упражнений, например про овощи:
Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный.
(Арбуз.)
Семьдесят одежек, все без застежек.
(Капуста.)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь.)
Кругла, да не луна, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.
(Репа.)
Без окон, без дверей полна горница людей.
(Огурец.)
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
Потом можно задать вопрос: «Как назвать огурец, лук, морковь, капусту одним словом?» (Овощи.)
Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок, так как природа детского мышления требует наглядности.
На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно назвать зверей, отдельно — насекомых, например:
медведь («Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу»),
свинья («Хвост крючком, а нос пятачком»),
оса, пчела («Не мотор, а шумит, не пилот, а летит, не змея, а жалит»),
заяц («Маленький, серенький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык»),
жук («Два рога, а не бык, шесть ног, а без копыт»),
паук («Одежды не шьет, а ткань всегда ткет»),
еж («Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной»),
белка (Она прыгать мастерица, она прыгать не боится, небольшой у нее рост, но зато пушистый хвост»),
лиса («длинный рыжий хвостище, сама умна, хитрища»).
Для упражнений на группировку обычно достаточно 4—5 загадок.
Упражнения типа «кто лишний и почему?». Дети отгадывают, например, две-три загадки о птицах и одну загадку о каком-либо животном:
дятел («Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник»),
гусь («В воде купается, а сухим остается»),
грач («Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей»),
баран («По горам, по долам ходит шуба да кафтан»).
А потом задается вопрос: «Кто лишний и почему?» Дети отвечают: «Баран, потому что гусь, грач, дятел — птицы, а баран — животное».
Сравнение. Для этого упражнения можно использовать любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о елке («Что это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год»), можно спросить их, какие еще хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну. Или верблюда («Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам») и слона («Я стою разинув рот: носом пищу зверь берет! Подхожу к нему с вопросом: вы и воду пьете носом? Он отвесил мне поклон, я сказал: чудак вы, слон»); бабочку («Шевелились у цветка все четыре лепестка, я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел») и кузнечика («На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь»). Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность. И здесь тоже большую помощь могут оказать картинки.
Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадку о топоре («Кланяется, кланяется, придет домой, растянется»), пиле («Принялась она за дело, завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб»), ножницах («Два конца, два кольца, посередине гвоздик»), молотке и гвоздях.
«Как столкнутся — стук да, стук,
тишину вспугнут вокруг,
толстый тонкого побьет —
тонкий что-нибудь прибьет»,
дети отвечают на вопросы: «Что делают топором?» (Рубят, колют.), «пилой?» (Пилят.), «ножницами?» (Обрезают, режут, стригут), «молотком?» (Прибивают, забивают.)
Или загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подает»:
корова («Посреди двора стоит копна, спереди, вилы, сзади метла»),
кот («Живет в доме хозяин, шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие. Днем спит или сказку говорит, ночью бродит, на охоту ходит»),
лягушка («Скачет зверушка, не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар, и мушка») —корова мычит, кот мяукает, лягушка квакает.
И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом-отгадкой. Нецелесообразно говорить детям: «Составьте предложение с таким-то словом» (например, со словом черепаха после ответа на вопрос: «Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто?»), так как сам термин «предложение» еще незнаком им и они не поймут нашего требования. Умению составлять предложение надо учить, и лучше всего это делать, добиваясь полного ответа на предложенный вопрос. Например: загадка о воробье («Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает»).
Детей можно спросить: «Где живут воробьи, чем они питаются, кто является врагом воробьев?» Животный и растительный мир более близок и понятен детям, он окружает их, и наблюдательный глаз ребенка подмечает все детали, а восприимчивая память фиксирует их. Или с помощью загадки о гнезде («Без рук, без топоренка построена избёнка спросить: «Кто вьет гнезда? Где вьют гнёзда вороны, аисты?»
Дети любят загадки, хорошо их понимают часто по аналогии с услышанными пытаются составлять загадки сами. Все это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка дает как бы словесный портрет предмета и явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка, как средство развития речи детей с ОВЗ. Консультация для педагогов.
Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка – актуальные задачи для специалистов образовательного...
Консультация для воспитателей на тему: "Загадки, как средство развития речи детей".
Общеизвестно, что чем выше общее развитие ребёнка, тем лучше развита его устная речь, соответственно, тем быстрее он овладевает при школьном обучении навыком чтения. К моменту поступления в школу у бо...
Загадки как средство развитие речи детей
Консультация для родителей...
Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста
Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....
"ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Загадка как средство развития речи...