«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)
консультация по логопедии по теме
Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_konsultaciya_dlya_vospitateley.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи
Приложение 4.
Консультация для воспитателей
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»
В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на 3 группы:
- К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
- Загадки второго уровня сложности включают : загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, в которых по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
- Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы:
- тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки;
- доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития;
- сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говориться в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления.
Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников
Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....
Доклад - сообщение для педагогов на тему: "Загадка как средство развития мышления и речи".
Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей....
Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР
Публикация в сборнике материалов семинара – практикума «Структурные компоненты коррекционно–педагогического процесса», для педагогов и специалистов коррекционных ДОУ, МБДОУ №63...
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»
В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадк...
Загадка как средство развития мышления дошкольников с ТНР
Значение загадок для детей с ТНР...
"Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР"
Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ЗПР...
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...