«Изобразительно-выразительные средства – загадки»
консультация (старшая, подготовительная группа)
рекомендации воспитателям ДОУ по использованию загадок для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_dlya_doshkolnikov.docx | 21.95 КБ |
obuchenie_pereskazu.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 23
«Изобразительно-выразительные средства – загадки»
подготовила: учитель – логопед:
Зырянова И.А.
(сентябрь, 2020 г.)
Ознакомление с фольклором развивает речь, интерес и внимание к окружающему миру, слову, народным обычаям, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.
В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели: 1) развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли; 2)учить ребёнка облекать свои мысли в наилучшую форму с помощью художественных произведений, как народных, так и авторских; 3)практическому усвоению грамматики, предшествующему изучению её как науки. В круг чтения великий педагог включал загадки.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, предметы труда, быта и др. С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Современная жизнь богаче и разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон.
О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Под их влиянием у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как многогранное речевое средство. Богаты и разнообразны изобразительно выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.
Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих нарушение в речи, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Направления коррекционно – речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок.
- Расширение лексического строя речи:
- расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений;
- употребление синонимов и антонимов;
- сопоставление с человеком (олицетворение);
- многозначность слова;
- употребление эпитетов и сравнений, создающих выразительную характеристику предмета в загадке.
2. Формирование грамматического строя речи:
- образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных;
- согласование имён существительных с именами прилагательными и именами числительными:
- изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;
- ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;
- со способами образования слов;
- использование предлогов.
3. Развитие связного высказывания:
- построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да;
- ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;
- с однородными членами предложения.
Примеры использования загадок по направлениям коррекционно – речевой работы.
Расширение словаря прилагательных.
Сам деревянный, а голова железная. ( Молоток.)
Синяя шубёнка покрыла весь мир. (Небо)
Расширение словаря глаголов
Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь, земля, трава.)
Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.(Курица)
Всё время стучит,деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Летит – говорит, сядет – молчит. (Оса.)
Ознакомление с вопросительными предложениями и их построение
Что на свете богаче и жирнее? ( Земля.)
У кого одна нога, да и то без башмака? ( Гриб.)
Какую траву и слепой знает? (Крапива.)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка.)
Ознакомление с однородными членами предложения
Без окон, без дверей полна горница людей.(Огурцы )
Не сеют,не сажают, сами вырастают.(Волосы.)
Список литературы:
- Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
- Путешествие по Стране Загадок /Сост. :Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Обучение пересказу детей с ОНР»
подготовила: учитель – логопед:
Зырянова И.А.
(ноябрь, 2020 г.)
Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить «Умей обождать» К.Д. Ушинского, сказка «Рукавичка» и др.
Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях.
Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется приём завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Разбор содержания произведения проводится в вопросно-ответной форме. Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др.
Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо проведение специального языкового (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядного материала). Внимание детей сосредоточивается на языковом материале произведения.
Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов («Что говорится в сказке о березе/речке/лисе?» и т.д.; «Вспомните, как сказано о ней, какая она?»), а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, то есть ключевых в смысловом отношений слов, образующих основное «содержательное ядро» текста. Целенаправленный разбор лексического материала способствует лучшему осмыслению отраженных в тексте предикативных отношений и способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа. Второе занятие по пересказу (с интервалом после первого не более двух дней) начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению.
Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка. Указанный прием рекомендуется, например, при обучении пересказу на материале сказки Г.М. Цыферова «Пушистый барашек», народной сказки «Хвосты», рассказов Л.Е. Улицкой, Е.А. Сахарного и др. При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа (сказки) последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно.
Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста. Детям объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов; их закрепление происходит в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком.
При проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и др.), на употреблении предлогов с пространственным значением (в, на, над, под, из-за и т.д.). Обращается внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность), например: скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение таких слов-«маркеров» значительно облегчает детям составление связных высказываний.
При подготовке к занятиям необходимо тщательное изучение текста, выбранного для пересказа, четкое определение отрабатываемых языковых средств в соответствии с периодом обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка как средство развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации для педагогов по привлечению интереса детей к загадкам...
Загадки как средство развития речи детей.
О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорят лучшие педагоги и методисты прошлого и современности. Загадки могут быть эффективным средством ра...
Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)
Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...
Изобразительно-выразительные средства – загадки
Что такое загадки. Их влияние на развитие речи детей-дошкольников. Как научить ребенка самому придумывать загадки....
Изобразительно-выразительные средства – загадки
Консультация для педагогов...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных пси...