Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» " Осень.Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по речевому развитию "Осень.Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.pereletnye_ptitsy.docx | 25.25 КБ |
osen.pereletnye_ptitsy.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»
Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
«Осень. Перелетные птицы».
(старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Воспитатель :
Ахмедова.Э.К.
24.11.2018г.
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)
Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.
Задачи:
образовательная:
- закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.
- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;
- закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;
- совершенствовать грамматический строй речи;
развивающая:
- развитие интереса к представителям живой природы;
- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.
- Здравствуй, солнце золотое! (вытянуть руки вперёд)
- Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
- Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! (протягивают друг другу ладошки)
- Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра! (улыбнуться гостям, поклониться).
Раздается звук пришедшего электронного письма.
Воспитатель: - Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Незнайки «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».
Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).
Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)
Дети:- Время года осень.
Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете?
Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?
Дети - (потому что становится холодно, нечего кушать).
Воспитатель: - А все ли птицы улетают в теплые края?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?
Дети:-(ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).
Воспитатель: - А почему? Чем питаются эти птицы?
Дети: - Они едят насекомых.
Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)
- Вслед за насекомоядными птицами улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
- Как вы думаете, а с чем это связано?
Дети: - (это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).
Воспитатель: - Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.
- Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове –водоплавающие .
Дети: - (плавать в воде)
Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей.
Игра "Классификация"
На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.
В: Назовите перелетных птиц.
Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси....
Физкультурная минутка.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки (картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»
1. Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
2. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад — вперед по пашне скачет,
А зовется птица. (Грач)
3. Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день… (Скворец)
4. Спереди — шильце,
Сзади — вильце.
Сверху — черное суконце,
А снизу — белое полотенце. (Ласточка)
5. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)
- Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.
Игра "Составь слово" Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)
Паша - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)
Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)
Максим - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)
Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)
Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».
Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.
- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Скажи, какой, скажи какая». - Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)
У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)
Цапля - у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У цапли длинные ноги. Она...(Длинноногая)
Воспитатель - Ребята, скажите, что могут делать птицы?
Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»
(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).
Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
Воспитатель - А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
Птиц нужно любить и охранять, потому что…
Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).
Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»
Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
«Осень. Перелетные птицы».
(старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Воспитатель :
Ахмедова.Э.К.
24.11.2018г.
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)
Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.
Задачи:
образовательная:
- закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.
- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;
- закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;
- совершенствовать грамматический строй речи;
развивающая:
- развитие интереса к представителям живой природы;
- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.
- Здравствуй, солнце золотое! (вытянуть руки вперёд)
- Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
- Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! (протягивают друг другу ладошки)
- Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра! (улыбнуться гостям, поклониться).
Раздается звук пришедшего электронного письма.
Воспитатель: - Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Незнайки «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».
Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).
Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)
Дети:- Время года осень.
Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете?
Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?
Дети - (потому что становится холодно, нечего кушать).
Воспитатель: - А все ли птицы улетают в теплые края?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?
Дети:-(ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).
Воспитатель: - А почему? Чем питаются эти птицы?
Дети: - Они едят насекомых.
Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)
- Вслед за насекомоядными птицами улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
- Как вы думаете, а с чем это связано?
Дети: - (это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).
Воспитатель: - Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.
- Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове –водоплавающие .
Дети: - (плавать в воде)
Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей.
Игра "Классификация"
На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.
В: Назовите перелетных птиц.
Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси....
Физкультурная минутка.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки (картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»
1. Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
2. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад — вперед по пашне скачет,
А зовется птица. (Грач)
3. Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день… (Скворец)
4. Спереди — шильце,
Сзади — вильце.
Сверху — черное суконце,
А снизу — белое полотенце. (Ласточка)
5. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)
- Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.
Игра "Составь слово" Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)
Паша - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)
Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)
Максим - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)
Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)
Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».
Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.
- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Скажи, какой, скажи какая». - Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)
У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)
Цапля - у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У цапли длинные ноги. Она...(Длинноногая)
Воспитатель - Ребята, скажите, что могут делать птицы?
Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»
(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).
Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
Воспитатель - А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
Птиц нужно любить и охранять, потому что…
Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).
Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада "Какие они, овощи?"
В конспекте представлены игры, упражнения, которые помогут логопедам, дефектологам и воспитателям в интересной форме скорректировать и развить речь у детей 4 - 5 лет.Подробно описаны цели, материалы, ...
Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» по теме: «Зимнее путешествие»
Цель. Развитие коммуникативных способностей детей. Задачи.Образовательные: Ø Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;Ø Формировать навыки словообразования;Ø Учить составлять ...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОД: образовательная область "Речевое развитие" (Развитие речи) : Тема: "Зайка и пуговица"
Познакомить детей с многообразием пуговиц, их назначением....
Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» по теме: «Домашние животные» в средней группе № 3 «Калинка» (возраст детей 4-5 лет)
- учить составлять описательный рассказ по примеру,- образовывать глаголы от звукоподражательных междометий...
Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...
Конспект по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «В гости к хозяйке Югры».
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»...