Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста по теме: «Звук «Ч», ОО «речевое развитие».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект "Звук Ч" | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук «Ч».
Цель: познакомить детей со звуком «Ч».
Задачи:
Образовательные:
- закрепить произношение звука «Ч»;
- продолжать учить выделять его в слогах и словах;
- закреплять умение определять позицию звука в слове;
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- совершенствовать звуковой анализ.
Развивающие:
- Развивать речь, фонематический слух, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям;
- формировать навык сотрудничества;
- воспитывать самостоятельность.
Активизация словаря: часовщик, циферблат, чулки.
Предварительная работа: разучивание слов физминутки, знакомство с профессией «часовщик», изготовление часов с открепляющимися цифрами, работа над фонематическим анализом слов, подготовка материалов.
Развивающая и предметно-пространственная среда:
Оборудование: наборное полотно, мольберт, магнитофон, звукозапись.
Материалы: картинки с предметами на звук «Ч» в начале, середине и конце слова, мяч, часы с сюрпризом (конфетами), карточки- цифры для циферблата – 4 шт.; круги синего, красного и зеленого цвета по 8 шт.; схемы фонематического анализа – 9 шт.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие (самомассаж, физминутка, игра с мячом),
- игровые (игровой момент с часами, дидактические игры)
- личностно-ориентированные (индивидуальный подход к детям).
Методы и приемы: словесный (диалог, вопросы, художественное слово, дидактическая игра, поощрение), игровой (проблемно-игровая ситуация, дидактическая игра), наглядный (игровое пособие - часы, карточки-схемы, предметные картинки).
Ход НОД
Организационный момент.
В группе полукругом стоят стулья. Напротив стульев стоит мольберт и наборное полотно. Дети выходят и встают у стульев.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями (Дети здороваются).
Воспитатель:А сейчас настроимся на работу, повторяйте действия за мной.
Самомассаж. (Воспитатель произносит слова, дети выполняют действия)
Воспитатель:
Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.) Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.) Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижжем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)
Воспитатель: Молодцы!
Основная часть.
Воспитатель: Играть любите? Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». (Воспитатель произносит стихотворение-загадку, последнее слово договаривают дети).
Д/игра «Доскажите словечко»:
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
Знает каждая дворняжка
Друга Гены …(Чебурашку)
Поскорее наливай
Ароматный вкусный .... (Чай)
Воспитатель: Кто догадался, с каким звук мы сегодня будем знакомиться? (Дети: со звуком «Ч».)
Воспитатель:
Давайте произнесем звук «Ч».
Он поется? (Нет)
Значит этот звук какой? (Согласный)
Давайте определим глухой он или звонкий? (Глухой)
А еще звук «Ч» всегда мягкий.
Воспитатель просит одного ребенка дать полную характеристику звуку.
(Звук «Ч» - согласный, глухой, всегда мягкий).
Воспитатель: Сейчас я буду произносить звуки, а вы хлопайте, когда услышите звук «Ч»: Ч, Т, Ч, Щ, Ц, Ч, С, Т, Ч, С, Ч.
Воспитатель:Молодцы!
А теперь повторяйте за мной:
Ча-ча-ча ча-ча-ча – горит в комнате свеча,
Чу-чу-чу чу-чу-чу – молоточком я стучу,
Чо-чо-чо чо-чо-чо – стало очень горячо.
Оч-оч-оч оч-оч-оч- быстро наступила ночь.
Умницы!
Скажите, название какой профессии начинается со звука «Ч»? (Часовщик)
Я хотела сегодня пригласить к вам знакомого часовщика, но к сожалению, он не смог прийти, но прислал нам подарок с сюрпризом. Сейчас покажу. (Воспитатель показывает часы, на циферблате которых отсутствуют некоторые цифры).
Это часы, ой, а что это с ними? (Дети: не хватает цифр на циферблате). Записка (воспитатель читает). Так ребята - это домовенок Чудик нахулиганил, он пишет, что если мы хотим получить сюрприз, то надо выполнить задания, и он вернет нам цифры. Будем выполнять? (да)
(Воспитатель ставит часы на мольберт).
Воспитатель:
Итак, задание первое:
На столах лежат картинки, вам надо выбрать только те картинки, в которых есть звук «Ч».
(Дети подходят к столам, берут картинки и садятся на стулья).
Воспитатель: Сейчас каждый будет подходить, называть слово и определять в какой части слова находиться звук «Ч» (в начале, середине или конце). Если звук «Ч» в начале слова, то картинку ставим на верхний ряд наборного полотна, если в конце, то на нижний ряд, а если в середине – то на средний ряд. (Каждый ребенок подходит к наборному полотну и выставляет свою картинку на нужный ряд, объясняя свой выбор).
Воспитатель: Молодцы!
Давайте попросим Чудика вернуть нам цифру на циферблат. «Чудик, мы выполнили задание, отдай цифру пожалуйста».
Включается фонограмма. Звучит голос:
«Ищите посуду - первый звук «Ч» последний «К».
Воспитатель:Ребята, что это за посуда? (Чайник). (Воспитатель подходит к чайнику и находит карточку с цифрой или просит это сделать одного из детей. Карточка с цифрой крепиться к циферблату).
Воспитатель:Вам нравятся часики?
Следующее задание.
Надо сделать фонематический анализ слова «часики». Кто хочет попробовать? (Вызывает одного ребенка).
Фонематический анализ.
(Один ребенок выполняет на наборном полотне, остальные проверяют.
После выполнения задания, воспитатель снова просит Чудика отдать карточку.)
Включается фонограмма. Звучит голос.
Отгадайте:
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме,
Головой на лук похож
От простуды он хорош.
Воспитатель: Что это, ребята? (Чеснок) А где же чеснок? Давайте скорее посмотрим. (Следующая карточка находится и крепится на циферблат).
Физминутка
Я предлагаю вам немного отдохнуть, повторяйте за мной (дети повторяют слова и движения):
Чок-чок-чок,
Чок-чок-чок,
Ставим ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Воспитатель:Отдохнули? Можно дальше продолжать! Для выполнения следующего задания мы поделимся на три группы. (Воспитатель дает детям кружки синие и красные и зеленые поочереди.) У кого красный кружок подходят к столу с красным кругом, у кого синий – к столу с синим кругом, у кого зеленый, соответственно к столу с зеленым кругом. На каждом столе картинка и три схемы фонематического анализа. (Картинки – чашка, чулки, бочка).
Воспитатель: Задание такое: Надо подобрать к картинкам карточку-схему фонематического анализа. (Дети выполняют задание, вместе с воспитателем проверяют).
Воспитатель: Чудик, отдай пожалуйста карточку.
Катится мяч.
Воспитатель: Что же это может означать? (Надо поискать в мячах. Один ребенок идет, смотрит в мячах и находит цифру, которая так же крепится к циферблату).
Воспитатель:Ну раз мяч сам к нам прикатился будем с ним играть, задание выполнять. Итак, следующее задание - игра «Назови ласково».
Встаем в круг.
Я буду бросать мяч и говорить слово, а вы бросать мне обратно и говорить это слово ласково.
(Ложка- ложечка, чашка-…, пуговица-…, вилка, кувшин, носок, замок, стакан, белка, собака, гайка, майка, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок, палка, ваза, рука, звезда, росток).
Воспитатель: Молодцы, садитесь.
Воспитатель, обращается к домовенку: «Чудик, отдай цифру, мы справились и с этим заданием».
Включается фонограмма. Звучит голос:
Ой, какие вы умные дети. Ладно, отдаю вам последнюю карточку, забирайте. Воспитатель: А где она?
Чудик: Не помню, забыл, по- моему у кого-то в кармане. (Смотрят в карманах. Находят у гостя в кармане).
(Воспитатель прикрепляет последнюю карточку на циферблат и в это время падает бумажка, на которой написано, что если стрелки соединить на цифре, которая начинается со звука «Ч», то найдем сюрприз.
Воспитатель соединяет стрелки. Звучит волшебная музыка, часики открываются, а там сюрприз – конфетки).
Заключительная часть.
Воспитатель: Конфетки мы съедим, когда помоем руки, а сейчас скажите, С каким звуком мы знакомились? Что можно рассказать про звук «Ч»? Понравилось ли вам занятие? Что вам запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»
Конспект НОДпо обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: "Звук и буква Р"
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: "Звук и буква Р"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».
Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»....
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук у. Буквы у, ю».
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук у. Буквы у, ю»...