Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему" Звук [ Ц ] и буква Ц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук (Ц) и буква Ц.
Цели и задачи:
Образовательные
- закрепление понятий «гласный - согласный звук», твердый-мягкий, звонкий-глухой.
- ознакомление со звуками (Ц) и буквой Ц.
- выделение заданного согласного звука в начале, в середине слов, из потока слов, из текстов произведений К. И. Чуковского
- звуковой анализ, схема слова Птица.
Развивающие
- формирование фонематических процессов
- формирование самоконтроля за речью, речевой активности, интонации
- формирование умения понимать учебную задачу выполнять ее
Воспитательные
-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других
Оборудование:
Буква Ц, наборы для звукового анализа слов (у детей и педагога); буквы на магнитах, доска, картинки: коса, цапля, курица, бабочка, цыпленок, комарик, крокодил, Мойдодыр, Айболит, лисица, ; серия сюжетных картинок к сказкам К.И. Чуковского.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Л: - Ребята, недавно вы изучали стихи и сказки замечательного детского писателя и поэта К.И. Чуковского. И сегодня мы с вами снова окажемся в удивительном мире его сказок. К.И. Чуковский любил животных, поэтому в его сказках много зверей, птиц, насекомых. А теперь послушайте загадку:
Я назойливая очень, но в стишке, так, между прочим.
Расскажу вам без прикрас: жизнь мою комарик спас.
Д: - Муха Цокотуха.
Л.: - Правильно, молодцы.
Л.: - Ребята, наша речь состоит из предложений. А предложения ?
Д.: - Предложения состоят из слов.
Л.: - Молодцы! А из чего состоят слова?
Д.: - Слова состоят из звуков!
Л.: - Какие бывают звуки?
Д.: - Гласные и согласные.
Л.: - Какие бывают согласные?
Д.: - Звонкие, глухие, твердые и мягкие.
Л.: - А какие звуки поются?
Д.: - Гласные.
Л.: - Молодцы!
II. Основная часть.
На доске картинка с изображением Мухи-Цокотухи.
Л.: - а сейчас вы внимательно прослушаете отрывки из сказок Чуковского и постарайтесь отгадать названия этих сказок (иллюстрации Сутеева к этим отрывкам).
- Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. («Краденое солнце»)
- Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим как поросята хрюкать» («Путаница»);
- Муха, Муха-Цокотуха Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар… («Муха-Цокотуха») .
Л.: - Еще раз проговорим название этих сказок: «Краденое солнце», «Путаница», «Муха-Цокотуха». Какой один и тот же звук повторяется в этих словах –названиях.
Д.: - Звук [Ц].
Характеристика звука [Ц].
Л.: - Как мы произносим звук [Ц]: губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- Какой это звук? (Согласный, глухой, всегда твердый) Мягкой пары у него нет.
- Значит какого цвета будет звуковой символ этого звука? (Синий) .
Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Л.: - К. И. Чуковский назвал Муху Цокотухой, потому что она была болтушкой и постоянно «цокола»:
ца-цо-цу ац-оц-уц
цы-ца-цо иц-оц-ац
(Дети проговаривают слоги за логопедом).
Л.: - Сколько звуков вы слышите в каждом слоге (два звука)
Какие звуки в этих слогах подружились со звуком [Ц]. (гласные).
На доске картинки: курица, комарик, бабочка, Айболит, цыпленок, комарик, бабочка, крокодил, цапля, Мойдодыр, воробей.
Л.: - Найдите предметы, в названии которых есть звук [Ц]. И определите место звука [Ц] в слов (дети на полосках размещают звуковой символ в соответствии с его нахождением в слове).
Физминутка «Нам поможет Айболит».
- Мы веселые ребятки – (шагают на месте);
- Дружно делаем зарядку
Вправо раз, влево раз (руки на пояс, поворот в сторону)
Улыбнемся все сейчас
На носочки дружно встанем (движение по тексту)
Руки к солнышку потянем
Загляни нам солнышко (машут руками к себе)
И погрей нам горлышко
Ну а если заболели
Нам поможет Айболит
Витаминки нам пропишет
И микстурой угостит
Л.: - послушайте отрывок из сказки «Доктор Айболит» и найдите персонаж в названии которого есть звук [Ц].
- - Но вот поглядите, какая-то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
Д.: - Это слово «Птица»
Л.: - Составьте звуковую схему этого слова (дети выкладывают схему слова на звуковых полосках, затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова)
Знакомство с буквой Ц.
Л.: - На что похожа буква Ц? (Ответы детей).
Эта буковка-цеплялка
С хитрой цепкой лапкой
Подходи кому не жалко
Мигом оцарапаю
(Дети работают в альбоме Г.Г. Галкиной)
Закрепление.
Игра с мячом « Скажи ласково».
Дело – дельце
Платье-платьице
Блюдо-блюдце
Мыло-мыльце
Зеркало-зеркальце
Варенье-вареньице
Печенье-печеньице
Письмо-письмецо
Масло-маслице
Угощение-угощеньице
Итог занятия.
Л.: - С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук? Вспомните слова из сказок Чуковского, в которых есть этот звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».
Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »
Познакомить детей со звуком буквой В.Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным....