Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnaya_nod_po_obucheniyu_gramote_zvuki_v-v_bukva_v.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 272 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

Советского района г. Казани

«Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность

по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Подготовила и провела

учитель - логопед

1 кв. категории

Гатиятова Р.З.

Казань, 2014 г

Цели: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.

Задачи:

  • Коррекционно - образовательные:

- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциацию их в слогах и словах;

- закреплять умение проводить звукослоговой анализ, синтез слов, давать характеристику звуков;

- закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданному слову, определять количество слов в предложении, выкладывать его схему;

- закреплять зрительный образ буквы В, деление слов на слоги;

- закреплять зрительный образ изученных букв, навык чтения, умение составлять слова из разрезной азбуки.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память;

- развивать мелкую моторику рук;

  • Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;

- развивать навыки самоорганизации и контроля.

Оборудование:

        Столы и стульчики по количеству детей; таблица, в клетки которой прикрепляются картинки; герои – Винни-Пух и Совунья на воздушных шариках; предметные картинки / «В» – ваза, ива, вода, диван, буквы, тыква, «ВЬ» – ведро, вишня, киви, весы, ветка, веник – для индивидуальных заданий/; символы звуков: «В» – воет сильный ветер: вввв…; «ВЬ» – вентилятор: вьвьвь…; магнитное полотно «Пирамидка»; наборы фишек для обозначения звуков, наборы для выкладывания схемы предложения; коробочки с разными наполнителями /геом. фигуры, пуговицы, фасоль, шахматы, проволока, ниточки и др./ для выкладывания буквы В /по количеству детей/; мяч, указка; конверт с ребусом «ВАФЛИ»; буква В и картинки – «На что похожа буква В»: очки, варежка, ватрушка; сюрпризы.

Ход деятельности:

   Организационный момент

        Дети встают полукругом

   Логопед /Л:/:

        Поздоровайтесь с гостями,

        Улыбнитесь всем вокруг.

        Руку дайте другу слева

        И скорей вставайте в круг.

   Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

   Л: Давайте вспомним правило поведения на занятии.

   Д: /рассказывают и показывают движения/

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

   Л: Сегодня у нас не простое занятие, а игровое. Давайте сегодня поиграем.

   Сообщение темы

«Найди, запомни, повтори»

        А сейчас ко мне идите,

        На таблицу посмотрите.

   Ребята, посмотрите – здесь /на мольберте/ таблица, в клетках – картинки.

        На таблицу эту внимательно смотрите.

        Картинку, что попрошу

        Найдите и назовите.

Половник

Вилки

Сковородка

Ворона

Воробей

Сова

Вертолет

Трамвай

Велосипед

Киви

Виноград

Вишня

   Садится тот, кто назовет картинку, которая находится:

- в первом ряду в правой верхней клетке;

- в левой нижней клетке;

- во втором ряду в первой клетке слева;

- в третьем ряду во второй клетке и т.д.

Ребёнок называет картинку и садится.

   Л: Давайте повторим картинки. Как можно назвать одним словом или двумя словами картинки, которые находятся в первом ряду /Посуда/, в нижнем ряду? /Ягоды-Фрукты/ и т.д.

   Какие звуки часто повторялись во всех словах. О каких звуках мы будем сегодня говорить?

   Д: [в] и [вь].

Сравнительная характеристика звуков

   Л: Правильно, звуки [в] и [вь]. Давайте дадим характеристику этим звукам, расскажем о них.

   Д: Звук [в] – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим кружочком с колокольчиком.

       Звук [вь] – согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зеленым кружочком с колокольчиком.

   Л: Правильно, молодцы. Когда мы произносим звуки [в] и [вь]:

- нижняя губа приближается к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для воздуха;

- верхние зубы слегка видны;

- горлышко «работает».

   Давайте изобразим, как воет сильный ветер: вввв…/показ картинки - мельница/, и как работает вентилятор: вьвьвь…/показ картинки - вентилятор/.

Фонетическое упражнение.

   Ветер воет громко: ВВВ…./руки поднимает вверх - моторчиком/, и вентилятор работает тихо: вьвьвь……./руки опускаем вниз – моторчиком/.

   Л: Хороший ветерок у нас получился. Посмотрите, и с этим ветерком к нам в гости залетели Винни-Пух и Совунья на воздушных шариках.

Развитие фонематического слуха

   Из мультфильмов мы с вами знаем, что они очень любят играть в разные игры. А у Винни-Пуха есть интересные дразнилки, пыхтелки и вопилки. Поиграем с ними?

   Ва – вы – ва – выросла трава.                         Вю – ве – ви – друзей позови.

   Вя – вю – ве – я иду по траве.                         Ва – во – вы – нет больше травы.

   Во – вы - ву – лягу на траву.                         Ву - вы – ва – высохла трава.

   Л: Хорошие вопилки у нас получились. А сейчас, давайте поиграем с Совуньей. Она очень мудрая, много читает и играет, и очень любит изменять слова. Давайте поиграем с ней в игру «Измени слово». /игра с мячом/

   Она будет называть вам слова, а вы должны будете заменить первый звук в её словах на звуки [в] и [вь]. Но не торопитесь, подумайте.

                Газы – вазы                                лес – вес

                Голос – волос                        пилка – вилка

                Полк – волк                                Митя – Витя

                Грач – врач                                щенок- венок

                Корона – ворона                        метка – ветка

                Мыть – выть                        пеликан – великан

   Л: Молодцы, хорошо поиграли в игры наших друзей. А сейчас давайте научим их играть в игру «Пирамидка».

   Анализ слов по индивидуальным картинкам.

   /Один ребенок выполняет на магнитном полотне: выкладывает количество слогов, звуковую схему, выкладывает слово буквами и схему предложения с разбираемым словом/. Дети выполняют задание за столами. Логопед контролирует работу детей. Опрос нескольких детей: - Какое предложение ты составил? Сколько слов в твоем предложении?

   Л: Молодцы, у всех получились интересные предложения. А теперь давайте подарим эти картинки нашим гостям – Винни – Пуху и Сове.

        /Дети «дарят» картинки Винни-Пуху и Сове, при этом определяют, какой звук слышится в названии картинки [в] и [вь]/.

   Л: Молодцы, правильно подарили картинки. Но что это за звук? /Шум ветра/. Да это же проказник ветер прилетел. Давайте расскажем и покажем о нем стихотворение.

   Физкультминутка                «Расскажи стихи руками»

Проказник ветер

   Проказник ветер прилетел,                                Тут закачался целый лес,

   Густой листвой зашелестел.                                Не видно стало и небес.

   Подул немного посильней                                Скрипят, качаются деревья

   И ветки закачал скорей.                                И ветру действуют на нервы.

   Совсем плутишка разошелся.                                Тогда шалить он перестал,

   И по стволам уже прошелся.                                И лес спокойным снова стал.

   Л: Хорошо рассказали мы о ветре-проказнике. Но посмотрите, он забрал с собой и наших друзей Винни-Пуха и Совунью. Наверно ему понравились наши игры с Винни-Пухом и Совуньей и он тоже захотел поиграть вместе с ними. Но не будем расстраиваться, а продолжим играть дальше.

   А сейчас, я сделаю вам необычный массаж. Поворачивайтесь все спиной ко мне.

/На спинах детей пальцем пишу буквы./

   Л: Что я делала на ваших спинах? Какую букву я написала? /Каждый называет свою букву/. Чем звуки отличаются от букв. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/. А какой буквой обозначаются звуки [в] и [вь]? Правильно, буквой В. /Показ буквы/. Игра «На что похожа буква В?» /Ответы детей + показ картинок: очки, ватрушка, варежка/.

   А что ещё мы можем делать с буквами? /Ответы детей/. А сейчас займите свои места и выложите букву В из того материала, который лежит перед вами в коробочках.

/Дети выкладывают букву В из разного раздаточного материала: фасоль, пуговицы, крышечки, счетные палочки, веревочки, проволока, шахматы и др./

   Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

   Л: Из чего ты выложил свою букву В? /Из шахмат/. Значит она у тебя какая? /Шахматная/. И т.д. /Дети называют из чего выложили свою букву В/.

   Итог занятия

   Л: Молодцы, у всех получились интересные буквы В. Сегодня мы с вами выкладывали букву В, а в группе или дома вы попробуете изобразить эту букву по-другому: написать, вылепить, испечь, вырезать.

   На этом наше с вами занятие заканчивается. Ребята, вам понравилось занятие? Чем мы сегодня занимались? Молодцы. Вы были сегодня очень внимательны.

А что вам понравилось больше всего? Что было трудно?

   Ребята, посмотрите. Кто-то оставил красивый конверт. Откроем? Здесь записка: «Если ребус отгадаете, что мы любим, вы узнаете. Винни-Пух и Совунья».

   Дети отгадывают ребус – слово «ВАФЛИ».

   Л: Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили Винни-Пух и Совунья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »

Познакомить детей со звуком буквой В.Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным....