Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnaya_nod_po_obucheniyu_gramote_zvuki_v-v_bukva_v.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 272 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г. Казани
«Звуки [в]-[вь], буква В»
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность
по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Подготовила и провела
учитель - логопед
1 кв. категории
Гатиятова Р.З.
Казань, 2014 г
Цели: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.
Задачи:
- Коррекционно - образовательные:
- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциацию их в слогах и словах;
- закреплять умение проводить звукослоговой анализ, синтез слов, давать характеристику звуков;
- закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданному слову, определять количество слов в предложении, выкладывать его схему;
- закреплять зрительный образ буквы В, деление слов на слоги;
- закреплять зрительный образ изученных букв, навык чтения, умение составлять слова из разрезной азбуки.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук;
- Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища;
- развивать навыки самоорганизации и контроля.
Оборудование:
Столы и стульчики по количеству детей; таблица, в клетки которой прикрепляются картинки; герои – Винни-Пух и Совунья на воздушных шариках; предметные картинки / «В» – ваза, ива, вода, диван, буквы, тыква, «ВЬ» – ведро, вишня, киви, весы, ветка, веник – для индивидуальных заданий/; символы звуков: «В» – воет сильный ветер: вввв…; «ВЬ» – вентилятор: вьвьвь…; магнитное полотно «Пирамидка»; наборы фишек для обозначения звуков, наборы для выкладывания схемы предложения; коробочки с разными наполнителями /геом. фигуры, пуговицы, фасоль, шахматы, проволока, ниточки и др./ для выкладывания буквы В /по количеству детей/; мяч, указка; конверт с ребусом «ВАФЛИ»; буква В и картинки – «На что похожа буква В»: очки, варежка, ватрушка; сюрпризы.
Ход деятельности:
Организационный момент
Дети встают полукругом
Логопед /Л:/:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Л: Давайте вспомним правило поведения на занятии.
Д: /рассказывают и показывают движения/
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Л: Сегодня у нас не простое занятие, а игровое. Давайте сегодня поиграем.
Сообщение темы
«Найди, запомни, повтори»
А сейчас ко мне идите,
На таблицу посмотрите.
Ребята, посмотрите – здесь /на мольберте/ таблица, в клетках – картинки.
На таблицу эту внимательно смотрите.
Картинку, что попрошу
Найдите и назовите.
Половник | Вилки | Сковородка |
Ворона | Воробей | Сова |
Вертолет | Трамвай | Велосипед |
Киви | Виноград | Вишня |
Садится тот, кто назовет картинку, которая находится:
- в первом ряду в правой верхней клетке;
- в левой нижней клетке;
- во втором ряду в первой клетке слева;
- в третьем ряду во второй клетке и т.д.
Ребёнок называет картинку и садится.
Л: Давайте повторим картинки. Как можно назвать одним словом или двумя словами картинки, которые находятся в первом ряду /Посуда/, в нижнем ряду? /Ягоды-Фрукты/ и т.д.
Какие звуки часто повторялись во всех словах. О каких звуках мы будем сегодня говорить?
Д: [в] и [вь].
Сравнительная характеристика звуков
Л: Правильно, звуки [в] и [вь]. Давайте дадим характеристику этим звукам, расскажем о них.
Д: Звук [в] – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим кружочком с колокольчиком.
Звук [вь] – согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зеленым кружочком с колокольчиком.
Л: Правильно, молодцы. Когда мы произносим звуки [в] и [вь]:
- нижняя губа приближается к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для воздуха;
- верхние зубы слегка видны;
- горлышко «работает».
Давайте изобразим, как воет сильный ветер: вввв…/показ картинки - мельница/, и как работает вентилятор: вьвьвь…/показ картинки - вентилятор/.
Фонетическое упражнение.
Ветер воет громко: ВВВ…./руки поднимает вверх - моторчиком/, и вентилятор работает тихо: вьвьвь……./руки опускаем вниз – моторчиком/.
Л: Хороший ветерок у нас получился. Посмотрите, и с этим ветерком к нам в гости залетели Винни-Пух и Совунья на воздушных шариках.
Развитие фонематического слуха
Из мультфильмов мы с вами знаем, что они очень любят играть в разные игры. А у Винни-Пуха есть интересные дразнилки, пыхтелки и вопилки. Поиграем с ними?
Ва – вы – ва – выросла трава. Вю – ве – ви – друзей позови.
Вя – вю – ве – я иду по траве. Ва – во – вы – нет больше травы.
Во – вы - ву – лягу на траву. Ву - вы – ва – высохла трава.
Л: Хорошие вопилки у нас получились. А сейчас, давайте поиграем с Совуньей. Она очень мудрая, много читает и играет, и очень любит изменять слова. Давайте поиграем с ней в игру «Измени слово». /игра с мячом/
Она будет называть вам слова, а вы должны будете заменить первый звук в её словах на звуки [в] и [вь]. Но не торопитесь, подумайте.
Газы – вазы лес – вес
Голос – волос пилка – вилка
Полк – волк Митя – Витя
Грач – врач щенок- венок
Корона – ворона метка – ветка
Мыть – выть пеликан – великан
Л: Молодцы, хорошо поиграли в игры наших друзей. А сейчас давайте научим их играть в игру «Пирамидка».
Анализ слов по индивидуальным картинкам.
/Один ребенок выполняет на магнитном полотне: выкладывает количество слогов, звуковую схему, выкладывает слово буквами и схему предложения с разбираемым словом/. Дети выполняют задание за столами. Логопед контролирует работу детей. Опрос нескольких детей: - Какое предложение ты составил? Сколько слов в твоем предложении?
Л: Молодцы, у всех получились интересные предложения. А теперь давайте подарим эти картинки нашим гостям – Винни – Пуху и Сове.
/Дети «дарят» картинки Винни-Пуху и Сове, при этом определяют, какой звук слышится в названии картинки [в] и [вь]/.
Л: Молодцы, правильно подарили картинки. Но что это за звук? /Шум ветра/. Да это же проказник ветер прилетел. Давайте расскажем и покажем о нем стихотворение.
Физкультминутка «Расскажи стихи руками»
Проказник ветер
Проказник ветер прилетел, Тут закачался целый лес,
Густой листвой зашелестел. Не видно стало и небес.
Подул немного посильней Скрипят, качаются деревья
И ветки закачал скорей. И ветру действуют на нервы.
Совсем плутишка разошелся. Тогда шалить он перестал,
И по стволам уже прошелся. И лес спокойным снова стал.
Л: Хорошо рассказали мы о ветре-проказнике. Но посмотрите, он забрал с собой и наших друзей Винни-Пуха и Совунью. Наверно ему понравились наши игры с Винни-Пухом и Совуньей и он тоже захотел поиграть вместе с ними. Но не будем расстраиваться, а продолжим играть дальше.
А сейчас, я сделаю вам необычный массаж. Поворачивайтесь все спиной ко мне.
/На спинах детей пальцем пишу буквы./
Л: Что я делала на ваших спинах? Какую букву я написала? /Каждый называет свою букву/. Чем звуки отличаются от букв. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/. А какой буквой обозначаются звуки [в] и [вь]? Правильно, буквой В. /Показ буквы/. Игра «На что похожа буква В?» /Ответы детей + показ картинок: очки, ватрушка, варежка/.
А что ещё мы можем делать с буквами? /Ответы детей/. А сейчас займите свои места и выложите букву В из того материала, который лежит перед вами в коробочках.
/Дети выкладывают букву В из разного раздаточного материала: фасоль, пуговицы, крышечки, счетные палочки, веревочки, проволока, шахматы и др./
Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
Л: Из чего ты выложил свою букву В? /Из шахмат/. Значит она у тебя какая? /Шахматная/. И т.д. /Дети называют из чего выложили свою букву В/.
Итог занятия
Л: Молодцы, у всех получились интересные буквы В. Сегодня мы с вами выкладывали букву В, а в группе или дома вы попробуете изобразить эту букву по-другому: написать, вылепить, испечь, вырезать.
На этом наше с вами занятие заканчивается. Ребята, вам понравилось занятие? Чем мы сегодня занимались? Молодцы. Вы были сегодня очень внимательны.
А что вам понравилось больше всего? Что было трудно?
Ребята, посмотрите. Кто-то оставил красивый конверт. Откроем? Здесь записка: «Если ребус отгадаете, что мы любим, вы узнаете. Винни-Пух и Совунья».
Дети отгадывают ребус – слово «ВАФЛИ».
Л: Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили Винни-Пух и Совунья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».
Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.Цель: познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »
Познакомить детей со звуком буквой В.Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным....