КОНСПЕКТ по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой «Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рахмадуллина Айлигуль Салахиттиновна

Знакомство со звуком и буквой "Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_ts.docx34.61 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию речи

для детей подготовительной группы

«Знакомство со звуком и буквой «Ц»

                                                        Воспитатель: Рахмадуллина А.С.

Тема: «Звук и буква «Ц».

Цель: Знакомство со звуком и буквой  «Ц».

Программные задачи: Продолжать развивать у ребёнка языковое чутьё и чувство рифмы. Научить правильно, произносить звук «Ц», совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным звуком, учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивость.

Способы организации детей: дети сидят на стульчиках вокруг воспитателя; практическая работа в центрах по группам, сидя за столами.

Оборудование: предметные картинки, игра с картинками «Что изменилось?»,  «Чего не стало? », разрезная азбука, чистоговорки.

Словарная работа: звук, буква, преграда, слог, слово, предложение.

Предворительная работа: отгадывание загадок, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов; игры «Придумай слово», «Доскажи словечко»

Ход НОД:

Психологическая настрой (1 мин.)

Мы гостей сегодня ждали,

Их с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Будем все внимательны,

Умны и старательны.

Глубоко сейчас вздохнем

И работать все начнем.

Вводно-организационный этап (2 мин.)

Создание проблемной ситуации:

-Ребята, вы верите в чудеса? Закройте глаза на минутку. Откройте.

(В руках у воспитателя яйцо из папье-маше, внутри цыплёнок).

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо-  

Такое теплое, такое пушистое и золотое.

- Кто это?.. (Цыплёнок)

- Правильно – это цыпленок, зовут его Цып.

-Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.

- Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).

-Давайте подзовем цыпленка.

- Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыпленка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем теплый. (4-5 раз).

-Цыпленок неслучайно пришел к нам в гости. Он принес новый звук. Вы догадались какой?

- Почему вы так решили?

- Да, это звук "Ц". Только цыпленок  Цып  ничего не знает про  этот звук. Давайте  поможем  Цыпленку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать букву и прочитать послание, которое вам приготовил Цыпленок Цып.

Объяснение нового и расширение имеющихся знаний (16 мин.)

-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком  и буквой "Ц". Научимся его правильно произносить,  учиться подбирать слова на эту букву.

- Послушайте, как я произношу звук [ Ц ] (несколько раз произношу)
- При произношении звука [ Ц ] язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы. В момент произношения звука [ Ц ] кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов.

-Давайте вместе произнесём звук [ Ц ] . (произносим все вместе)
- Как вы думаете, это звук гласный или согласный? ( согласный )
- Почему вы так думаете? ( он не поётся, воздух при выходе из горла встречает на своём пути преграды )
(проверяем)

Значит, каким цветом мы его будем обозначать? (синим)

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Голос есть (нет).Значит звук Ц какой (глухой) .

- Ребята,  я вам хочу раскрыть один секрет про звук  Ц – он всегда твердый

Давайте повторим, что мы узнали о новом звуке?( звук согласный, всегда твёрдый, глухой, обозначается синим кружком.)

- Молодцы с первым заданием справились, получаете первую букву.(вывешиваешь букву на доску  по порядку М)

- Следующее задание  «Отгадай загадки».

Воспитатель: А сейчас послушайте загадки. Если вы их правильно отгадаете, то картинка появится на экране.

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Цветы)

-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.

-Есть в этом слове звук Ц?

- В какой части слова стоит звук Ц?

На гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)

-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.

-Есть в этом слове звук Ц?

- В какой части слова стоит звук Ц?

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок)

-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.

-Есть в этом слове звук Ц?

- В какой части слова стоит звук Ц?

Два кольца, два конца-

По середине гвоздик. (Ножницы)

-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.

-Есть в этом слове звук Ц?

- В какой части слова стоит звук Ц?

- Молодцы и с этим  заданием справились, получаете вторую букву.(вывешиваешь букву на доску  О)

Подбор слов со звуком « Ц» .

А я вам предлагаю следующее задание.

- Подберите слова, чтобы звук [ Ц ] стоял:
- в начале слова ( цапля, цыплёнок, цирк, цветок)
- в середине слова ( пуговица, курица. солнце, кольцо )
- в конце слова ( молодец, удалец, птенец, певец )

Если дети будут затруднятся  назвать слова с ц в середине или в конце, задавай им наводящие вопросы , н-р детеныш птицы, человек, который поет,  что одевают на палец)

-Умнички.  Справились с заданием. Получаете букву Л

Следующее задание. Дидактическое упражнение: «Один – много». 

Ребята, измените  последний слог в словах (Работа над словообразованием).

Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … , рукавица -… , пуговица - … , луковица -… , граница - … .

-Умнички.  Справились с заданием. Получаете букву  О

5 задание. Развитие фонетического слуха:

Ребята, вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слово со звуком «ц». Только будьте внимательны.

Курица, огурец, помидор, цыпленок, цирк, стол, ларец, цапля, цунами, птица, цветок.

-И с этим заданием вы справились. Получаете букву Д

Динамическая пауза (1 мин.)

 Слайд

Знакомство с буквой «Ц».

-Какой буквой обозначается звук «Ц»? (Буквой «Цэ»)

-На что она похожа буква «Ц»? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/archive.1september.ru/nsc/2004/01/6.gif

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/archive.1september.ru/nsc/2004/01/7.gif

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

 

Развитие мелкой моторики рук (1 мин.)

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разгибать.

Практическая работа (8 мин.)

Ребята, сегодня у нас работает два центра Центр грамматики и Центр  искусства.  За работу в каждом центре вы получите тоже букву, если все сделаете правильно.

Самостоятельная работа детей в центрах.

Центр грамматики:

(штриховка и печатание буквы «Ц»)

Центр искусства: (лепка буквы «Ц»)

Вылепливание буквы из пластилина.

Воспитатель: Посмотрите из каких элементов состоит буква «Ц»? .

Дети: Из палочек.

Воспитатель: Сколько в ней элементов-палочек?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина и вылепите букву Ц самостоятельно.

Дети: (выполняют задание)

Заключительный этап (2 мин.)

Обсуждение результатов:

- Выходите ребята, которые работали в центре грамматики. Покажите  всем как вы выполнили задание. Молодцы, получаете букву  Ц

- Выходите ребята, которые работали в центре искусства. Покажите  всем как вы выполнили задание. Молодцы, получаете букву  Ы

-Ребята, давайте прочитаем слово, которое получилось у нас. (МОЛОДЦЫ)

  • С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
  • Какой это звук?
  • Какие слова вы запомнили со звуком «ц»?

Рефлексия: ритуал прощания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грубых слов не говорите, Только добрые дарите

Слайд 2

Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо- Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Слайд 3

Слайд 4

Ц

Слайд 5

ЦВЕТЫ

Слайд 6

ЗАЯЦ

Слайд 7

ЦЫПЛЁНОК

Слайд 8

НОЖНИЦЫ

Слайд 9

Буква Ц – внизу крючок, Точно с кончиком бачок. Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Учиться отличать новую букву и новый звук

Слайд 16

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Знакомство со звуком и буквой Ш"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте учителя-логопеда с детьми подготовительной группы...

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"

В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных  и индивидуальных возможностей....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ц"

Конспект является продолжением изучения звуков и букв. Разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Игры могут использовать в своей работе логопеды, воспитатели, родители....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ж"

Конспект разработан как продолжение программы по ознакомлению детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с буквами русского языка. В конспекте игры и упражениния, направленные на ознакомление со звуком...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Й"

Конспект является продолжением программы по ознакомленю детей старшего дошкольного возраста  с ОВЗ с ТНР с буквой Й. В конспекте предложены игры, задания и упражнения для развития фонематических ...