КОНСПЕКТ по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой «Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство со звуком и буквой "Ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_ts.docx | 34.61 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию речи
для детей подготовительной группы
«Знакомство со звуком и буквой «Ц»
Воспитатель: Рахмадуллина А.С.
Тема: «Звук и буква «Ц».
Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ц».
Программные задачи: Продолжать развивать у ребёнка языковое чутьё и чувство рифмы. Научить правильно, произносить звук «Ц», совершенствовать навыки звуко-слогового анализа, продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным звуком, учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивость.
Способы организации детей: дети сидят на стульчиках вокруг воспитателя; практическая работа в центрах по группам, сидя за столами.
Оборудование: предметные картинки, игра с картинками «Что изменилось?», «Чего не стало? », разрезная азбука, чистоговорки.
Словарная работа: звук, буква, преграда, слог, слово, предложение.
Предворительная работа: отгадывание загадок, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов; игры «Придумай слово», «Доскажи словечко»
Ход НОД:
Психологическая настрой (1 мин.)
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Будем все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.
Вводно-организационный этап (2 мин.)
Создание проблемной ситуации:
-Ребята, вы верите в чудеса? Закройте глаза на минутку. Откройте.
(В руках у воспитателя яйцо из папье-маше, внутри цыплёнок).
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое пушистое и золотое.
- Кто это?.. (Цыплёнок)
- Правильно – это цыпленок, зовут его Цып.
-Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.
- Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).
-Давайте подзовем цыпленка.
- Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыпленка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем теплый. (4-5 раз).
-Цыпленок неслучайно пришел к нам в гости. Он принес новый звук. Вы догадались какой?
- Почему вы так решили?
- Да, это звук "Ц". Только цыпленок Цып ничего не знает про этот звук. Давайте поможем Цыпленку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать букву и прочитать послание, которое вам приготовил Цыпленок Цып.
Объяснение нового и расширение имеющихся знаний (16 мин.)
-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой "Ц". Научимся его правильно произносить, учиться подбирать слова на эту букву.
- Послушайте, как я произношу звук [ Ц ] (несколько раз произношу)
- При произношении звука [ Ц ] язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы. В момент произношения звука [ Ц ] кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов.
-Давайте вместе произнесём звук [ Ц ] . (произносим все вместе)
- Как вы думаете, это звук гласный или согласный? ( согласный )
- Почему вы так думаете? ( он не поётся, воздух при выходе из горла встречает на своём пути преграды )
(проверяем)
Значит, каким цветом мы его будем обозначать? (синим)
А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?
Дети: Нет.
Воспитатель: Голос есть (нет).Значит звук Ц какой (глухой) .
- Ребята, я вам хочу раскрыть один секрет про звук Ц – он всегда твердый
Давайте повторим, что мы узнали о новом звуке?( звук согласный, всегда твёрдый, глухой, обозначается синим кружком.)
- Молодцы с первым заданием справились, получаете первую букву.(вывешиваешь букву на доску по порядку М)
- Следующее задание «Отгадай загадки».
Воспитатель: А сейчас послушайте загадки. Если вы их правильно отгадаете, то картинка появится на экране.
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (Цветы)
-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.
-Есть в этом слове звук Ц?
- В какой части слова стоит звук Ц?
На гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.
-Есть в этом слове звук Ц?
- В какой части слова стоит звук Ц?
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок)
-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.
-Есть в этом слове звук Ц?
- В какой части слова стоит звук Ц?
Два кольца, два конца-
По середине гвоздик. (Ножницы)
-Произнесем хором отгадку, выделяя каждый звук.
-Есть в этом слове звук Ц?
- В какой части слова стоит звук Ц?
- Молодцы и с этим заданием справились, получаете вторую букву.(вывешиваешь букву на доску О)
Подбор слов со звуком « Ц» .
А я вам предлагаю следующее задание.
- Подберите слова, чтобы звук [ Ц ] стоял:
- в начале слова ( цапля, цыплёнок, цирк, цветок)
- в середине слова ( пуговица, курица. солнце, кольцо )
- в конце слова ( молодец, удалец, птенец, певец )
Если дети будут затруднятся назвать слова с ц в середине или в конце, задавай им наводящие вопросы , н-р детеныш птицы, человек, который поет, что одевают на палец)
-Умнички. Справились с заданием. Получаете букву Л
Следующее задание. Дидактическое упражнение: «Один – много».
Ребята, измените последний слог в словах (Работа над словообразованием).
Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … , рукавица -… , пуговица - … , луковица -… , граница - … .
-Умнички. Справились с заданием. Получаете букву О
5 задание. Развитие фонетического слуха:
Ребята, вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слово со звуком «ц». Только будьте внимательны.
Курица, огурец, помидор, цыпленок, цирк, стол, ларец, цапля, цунами, птица, цветок.
-И с этим заданием вы справились. Получаете букву Д
Динамическая пауза (1 мин.)
Слайд
Знакомство с буквой «Ц».
-Какой буквой обозначается звук «Ц»? (Буквой «Цэ»)
-На что она похожа буква «Ц»? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Развитие мелкой моторики рук (1 мин.)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем разгибать.
Практическая работа (8 мин.)
Ребята, сегодня у нас работает два центра Центр грамматики и Центр искусства. За работу в каждом центре вы получите тоже букву, если все сделаете правильно.
Самостоятельная работа детей в центрах.
Центр грамматики:
(штриховка и печатание буквы «Ц»)
Центр искусства: (лепка буквы «Ц»)
Вылепливание буквы из пластилина.
Воспитатель: Посмотрите из каких элементов состоит буква «Ц»? .
Дети: Из палочек.
Воспитатель: Сколько в ней элементов-палочек?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Возьмите кусочек пластилина и вылепите букву Ц самостоятельно.
Дети: (выполняют задание)
Заключительный этап (2 мин.)
Обсуждение результатов:
- Выходите ребята, которые работали в центре грамматики. Покажите всем как вы выполнили задание. Молодцы, получаете букву Ц
- Выходите ребята, которые работали в центре искусства. Покажите всем как вы выполнили задание. Молодцы, получаете букву Ы
-Ребята, давайте прочитаем слово, которое получилось у нас. (МОЛОДЦЫ)
- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Какие слова вы запомнили со звуком «ц»?
Рефлексия: ритуал прощания
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо- Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Ц
ЦВЕТЫ
ЗАЯЦ
ЦЫПЛЁНОК
НОЖНИЦЫ
Буква Ц – внизу крючок, Точно с кончиком бачок. Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка.
Учиться отличать новую букву и новый звук
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Знакомство со звуком и буквой Ш"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте учителя-логопеда с детьми подготовительной группы...
Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"
Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ц"
Конспект является продолжением изучения звуков и букв. Разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Игры могут использовать в своей работе логопеды, воспитатели, родители....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ж"
Конспект разработан как продолжение программы по ознакомлению детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с буквами русского языка. В конспекте игры и упражениния, направленные на ознакомление со звуком...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Й"
Конспект является продолжением программы по ознакомленю детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с буквой Й. В конспекте предложены игры, задания и упражнения для развития фонематических ...
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: " Звук и буква Р".
Цель: Автоматизация звука [Р], знакомство с буквой Р....