НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Знакомство со звуком и буквой Ш"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ширяева Екатерина Олеговна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте учителя-логопеда с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ш], с буквой Ш, ш»

(подготовительная группа)

Материал подготовила учитель-логопед

ГБДОУ детского сада № 41 Кировского района

Санкт-Петербурга

Ширяева Екатерина Олеговна

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и закрепить правильное произношение звука [Ш], давать его полную характеристику;

- развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина);

- закрепить умение проводить звукослоговой анализ слов;

- развивать умение выделять на слух звуки, слоги, слова с заданным звуком;

- познакомить с буквой Ш, её графическим изображением.

Коррекционные:

- развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь;

- закреплять правильное произношение звуков способом «по - подражанию»

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Ш», предметные картинки (пушка, подушка, лягушка, кукушка, чашка, ромашка, рубашка, кошка, брошка, мишка, шишка), разрезная азбука, ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаши (цветные и простые), рисунок пятиэтажного дома, полоски бумаги с тремя секциями, листы бумаги с шариками, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые; индивидуальные тетради в клетку

Ход НОД:

І. Организационный момент.

Сядет тот, кто повторит ритмический рисунок за логопедом.

ІІ.- Вспомните, чем отличаются звуки от букв?

- Какими бывают звуки?

- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

- Какие звуки называют согласными?

- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

- А еще? (звонкими и глухими)

Послушайте стихотворение и определите, какой звук часто встречается в нем:


Кошка — ушки на макушке -
Чутко дремлет на подушке. 
А вокруг такая тишь — 
Не шуршит под полом мышь. 
У окошка петушок 
Чешет ножкой гребешок. 
Хрюшка хрюкает в кадушке: 
«Не мешайте мне, пичужки».

Характеристика звука. 

Когда мы произносим звук [Ш], струя воздуха встречает препятствие (язычок поднят, зубы сомкнуты, губы округлены), значит звук согласный. Выдыхаемая струя теплая. Произносим без голоса – глухой. Всегда твердый.

Игровое упражнение: «Поймай звук» 

- Я буду произносить звуки, слоги, слова, а Вы должны поймать звук [Ш] хлопнув в ладоши; если не услышите звук [Ш], тогда отталкивайте звук, слог или слово от себя.

Игровое упражнение: «Поэты» (с карточками) 

В центре стола рисунками вверх разложены карточки (пушка, подушка, лягушка, кукушка, чашка, ромашка, рубашка, кошка, брошка, мишка, шишка). Название каждой из них рифмуется с каким-либо звукосочетанием: «ушка», «ашка», «ошка», или «ишка». Логопед произносит рифму, дети выбирают среди картинок ту, название которой созвучно с рифмой, например:

Ашка, ашка, ашка,

У меня рубашка.

Ребенок забирает карточку себе, если рифма подобрана правильно.

Определение позиции звука в словах (в начале, в середине, в конце слова), звуковой анализ, деление слов на слоги. (Дети работают с карточками)

У каждого ребенка есть полоска, которая поделена на три секции и фишки красного, зеленого и синего цвета. Дети выбирают фишку для звука [Ш] (всегда синяя, почему?) и кладут ее на ту секцию полоски, где определили звук.

После этого, выбирают любую картинку и выкладывают фишками звуковую схему заданного слова. Определяют количество слогов. Повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Логопед:

- Поселите Ваши карточки в наш многоэтажный дом. Слова, в которых один слог – на первый этаж, слова с двумя слогами на второй, с тремя на третий и так далее.

ІІІ.Динамическая пауза Игра «Поезд»:

Наш звук отправляется на поиски своей буквы, и мы вместе с ним. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш выпустил пар). Затем дается звонок, свисток и движение возобновляется. Дети изображают разные поезда, скорый и товарный. Скорый поезд движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный шшшу-шшшу (медленно).

IV. Знакомство с буквой Ш

1. (показ буквы «Ш»)

- На что похожа буква «Ш».

Буква Ш совсем простая,

Как забор стоит прямая.

Но шипит, Шумит, Шуршит,

Шепеляво говорит.

2. Написание буквы в воздухе, Выкладывание из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.) Показ буквы с помощью пальцев рук

3. Поиск буквы в разрезной азбуке

Шакал по дороге бежал,

Букву Ш он потерял,

Помогите мне друзья

Мне без Ш никак нельзя!

4. Восстановление буквы, дописывание элементов буквы.  

У каждого ребенка карточка с шарами, на которых изображена буква Ш, но без какого-либо элемента.

Буква Ш шары купила

Полетать на них решила.

А шары полетят только в том случае, если на них поселить правильную букву. Дети дорисовывают элементы буквы на шарах.

5. Работа с прописями:

Дети по образцу печатают в тетради большую и малую букву «Ш»

6. Ребусы с буквой

V.Подведение итогов. Вопросы по пройденному материалу, обобщение. Все дети получают подарки за хорошую работу (раскраски с буквой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".

Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах,  осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...

Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»

Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы  «Москва - столица России»...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....