НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Знакомство со звуком и буквой Ш"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте учителя-логопеда с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ш], с буквой Ш, ш»
(подготовительная группа)
Материал подготовила учитель-логопед
ГБДОУ детского сада № 41 Кировского района
Санкт-Петербурга
Ширяева Екатерина Олеговна
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и закрепить правильное произношение звука [Ш], давать его полную характеристику;
- развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина);
- закрепить умение проводить звукослоговой анализ слов;
- развивать умение выделять на слух звуки, слоги, слова с заданным звуком;
- познакомить с буквой Ш, её графическим изображением.
Коррекционные:
- развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь;
- закреплять правильное произношение звуков способом «по - подражанию»
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование: карточка с буквой «Ш», предметные картинки (пушка, подушка, лягушка, кукушка, чашка, ромашка, рубашка, кошка, брошка, мишка, шишка), разрезная азбука, ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаши (цветные и простые), рисунок пятиэтажного дома, полоски бумаги с тремя секциями, листы бумаги с шариками, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые; индивидуальные тетради в клетку
Ход НОД:
І. Организационный момент.
Сядет тот, кто повторит ритмический рисунок за логопедом.
ІІ.- Вспомните, чем отличаются звуки от букв?
- Какими бывают звуки?
- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
- Какие звуки называют согласными?
- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)
- А еще? (звонкими и глухими)
Послушайте стихотворение и определите, какой звук часто встречается в нем:
Кошка — ушки на макушке -
Чутко дремлет на подушке.
А вокруг такая тишь —
Не шуршит под полом мышь.
У окошка петушок
Чешет ножкой гребешок.
Хрюшка хрюкает в кадушке:
«Не мешайте мне, пичужки».
Характеристика звука.
Когда мы произносим звук [Ш], струя воздуха встречает препятствие (язычок поднят, зубы сомкнуты, губы округлены), значит звук согласный. Выдыхаемая струя теплая. Произносим без голоса – глухой. Всегда твердый.
Игровое упражнение: «Поймай звук»
- Я буду произносить звуки, слоги, слова, а Вы должны поймать звук [Ш] хлопнув в ладоши; если не услышите звук [Ш], тогда отталкивайте звук, слог или слово от себя.
Игровое упражнение: «Поэты» (с карточками)
В центре стола рисунками вверх разложены карточки (пушка, подушка, лягушка, кукушка, чашка, ромашка, рубашка, кошка, брошка, мишка, шишка). Название каждой из них рифмуется с каким-либо звукосочетанием: «ушка», «ашка», «ошка», или «ишка». Логопед произносит рифму, дети выбирают среди картинок ту, название которой созвучно с рифмой, например:
Ашка, ашка, ашка,
У меня рубашка.
Ребенок забирает карточку себе, если рифма подобрана правильно.
Определение позиции звука в словах (в начале, в середине, в конце слова), звуковой анализ, деление слов на слоги. (Дети работают с карточками)
У каждого ребенка есть полоска, которая поделена на три секции и фишки красного, зеленого и синего цвета. Дети выбирают фишку для звука [Ш] (всегда синяя, почему?) и кладут ее на ту секцию полоски, где определили звук.
После этого, выбирают любую картинку и выкладывают фишками звуковую схему заданного слова. Определяют количество слогов. Повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Логопед:
- Поселите Ваши карточки в наш многоэтажный дом. Слова, в которых один слог – на первый этаж, слова с двумя слогами на второй, с тремя на третий и так далее.
ІІІ.Динамическая пауза Игра «Поезд»:
Наш звук отправляется на поиски своей буквы, и мы вместе с ним. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш выпустил пар). Затем дается звонок, свисток и движение возобновляется. Дети изображают разные поезда, скорый и товарный. Скорый поезд движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный шшшу-шшшу (медленно).
IV. Знакомство с буквой Ш
1. (показ буквы «Ш»)
- На что похожа буква «Ш».
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит прямая.
Но шипит, Шумит, Шуршит,
Шепеляво говорит.
2. Написание буквы в воздухе, Выкладывание из подручных материалов.
(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.) Показ буквы с помощью пальцев рук
3. Поиск буквы в разрезной азбуке
Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья
Мне без Ш никак нельзя!
4. Восстановление буквы, дописывание элементов буквы.
У каждого ребенка карточка с шарами, на которых изображена буква Ш, но без какого-либо элемента.
Буква Ш шары купила
Полетать на них решила.
А шары полетят только в том случае, если на них поселить правильную букву. Дети дорисовывают элементы буквы на шарах.
5. Работа с прописями:
Дети по образцу печатают в тетради большую и малую букву «Ш»
6. Ребусы с буквой
V.Подведение итогов. Вопросы по пройденному материалу, обобщение. Все дети получают подарки за хорошую работу (раскраски с буквой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...
Городской методический семинар для педагогов-психологов и учителей-логопедов "Досуг для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР на тему "Дары осени".
Развивать музыкально-творческие способности; закреплять представления о фруктах, овощах, осенних явлениях природы, с помощью игр и стихотворений, моторный этюд для развития выразительности движе...
Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Московский Кремль»
Развитие навыков словообразования относительных прилагательных, обозначающих материал, на основании лексической темы «Москва - столица России»...
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....