Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан как продолжение программы по ознакомлению детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с буквами русского языка. В конспекте игры и упражениния, направленные на ознакомление со звуком Ж, его характеристиками и способом воспроизведения, на запоминание буквы Ж. Предложенные игры развивают память, внимание, мышление, фонематических слух и мн. другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_zh.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- научить четко произносить звук [Ж];
- продолжать учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук»;
- учить определять место звуков [Ж], в начале, в середине слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ; проанализировать слова ЖАБА, ЖУК, составлять звуковую схему этих слов;
- продолжать формировать понятие звук, буква;
- упражнять в словообразовании.
Материал: изображение буквы Ж, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: ежи, ужи, ножи, жеребенок. Вяжет, художник, жук, жаба, катушки, машина, матрешка, пушка; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, картинки с изображением (ЖАБА, ЖУК) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадратики).
Ход:
- Дыхательное упражнение: ветерок
- Знакомство со звуком [Ж].
Скороговорка: у ежа – ежата, у ужа - ужата
Какой звук в этой скороговорке слышится чаще всего?
Когда мы произносим [Ж], то
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
- теплая воздушная струя идет по центру язычка;
- горлышко «работает» (положить руку на горлышко)
- Звук [Ж] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный, всегда твердый. Обозначается синим цветом.
Повторить: Если песня не поется,
Звук согласным назовется.
Слышишь твердый звук дружок
Синий нарисуй кружок.
3. Фонетические упражнения
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится коротко, отрывисто)
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ж]»:
Ж, ш, у, ж, а Жа, ша, жу, ау, же жук, мир, шапка, живот
Ж, к, ш, с, ж, з жо, жи, за, жу, ко жаба, ежи, ужи, заяц
5. Работа с картинками.
Разложить картинки по домикам. Один домик со звуком [Ж], другой со звуком [Ш], определить место звука в словах, разделить на слоги: ежи, ужи, ножи, жеребенок. Вяжет, художник, жук, жаба, катушки, машина, матрешка, пушка.
6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ж] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме: .
Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?
Черен, а не ворон, Лежебока рыжий кот В золотой клубочек
Рогат, а не бык, отлежал себе …(живот) Спрятался дубочек.
С крыльями, а не птица. (желудь)
(жук)
7.«Закончи слово слогами»
ЖА: …ба, …ло, …ра ЖИ: у…, е…, …раф, …вот
8. Четвертый лишний
Жа, жа, ша, жа жаба, живот, жираф, шапка
Жо, жо, зо, жо заяц, жук, заноза, замок
9. Звуко-буквенный анализ слова, используя картинку с изображением (ЖАБА, ЖУК) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадраты)
10. Распространение предложения (используя желтые полоски):
Придумайте имя начинающееся на звук [Ж] – Женя.
Что делает Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует.
Что жует Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует жвачку.
Какую жвачку жует Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует жесткую жвачку.
11. Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ж?
11. Анализ и чтение слогов: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.
ЖУК КИ КА ЖА ЖУ
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ж]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 27: дети закрашивают букву Ж синим карандашом и раскрашивают картинки.
14. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Разминка»
«Здравствуй, мой любимый мячик!» - Держат мячик между пальцев по очереди
Скажет утром каждый пальчик (большой – указательный, средний, безымян-
ный, мизинец). Сначала правой, затем левой
рукой.
Мячик сильно посжимаю Сильно сжимают су-джок по очереди в
И ладошку поменяю правой (левой) ладони.
Сверху левой, снизу правой Катать мячик между ладонями
Я его катаю – браво.
Поверну, а ты проверь – Поменять руки, теперь правая сверху
Сверху правая теперь!
Поиграю я в футбол Кидать мячик между ладоней.
И забью в ладошку гол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением...
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию предпосылок к обучению грамоте на тему «Звук и буква «Ш»
Структура НОД разаботана с учётом ФГОС. К занятию прилагается презентация....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"
Данное занятие можно проводить в логопедической группе для детей с ОНР....
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»
Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т; - научить детей различать звуки [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Автоматизация звука [Ш]....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»
Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...