Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан как продолжение программы по ознакомлению детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с буквами русского языка. В конспекте игры и упражениния, направленные на ознакомление со звуком Ж, его характеристиками и способом воспроизведения, на запоминание буквы Ж. Предложенные игры развивают память, внимание, мышление, фонематических слух и мн. другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_zh.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звук [Ж];

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Ж], в начале, в середине слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ; проанализировать слова ЖАБА, ЖУК, составлять звуковую схему этих слов;

           - продолжать формировать понятие звук, буква;

          - упражнять в словообразовании.

Материал: изображение буквы Ж, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: ежи, ужи, ножи, жеребенок. Вяжет, художник, жук, жаба, катушки, машина, матрешка, пушка; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, картинки с изображением  (ЖАБА, ЖУК) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадратики).

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Ж].

Скороговорка: у ежа – ежата, у ужа - ужата

Какой звук в этой скороговорке слышится чаще всего?

Когда мы произносим [Ж], то

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;

- широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

- теплая воздушная струя идет по центру язычка;

 - горлышко «работает» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Ж] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный,  всегда твердый. Обозначается синим цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь твердый звук дружок

               Синий нарисуй кружок.

3. Фонетические упражнения

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится коротко, отрывисто)

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ж]»:

Ж, ш, у, ж, а              Жа, ша, жу, ау, же                    жук, мир, шапка, живот

Ж, к, ш, с, ж, з           жо, жи, за, жу, ко                    жаба, ежи, ужи, заяц

5. Работа с картинками.

Разложить картинки по домикам. Один домик со звуком [Ж], другой со звуком [Ш], определить место звука в словах, разделить на слоги: ежи, ужи, ножи, жеребенок. Вяжет, художник, жук, жаба, катушки, машина, матрешка, пушка.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ж] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:                          .

Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?

Черен, а не ворон,                  Лежебока рыжий кот               В золотой клубочек

Рогат, а не бык,                       отлежал себе …(живот)         Спрятался дубочек.

С крыльями, а не птица.                                                                        (желудь)

    (жук)

7.«Закончи слово слогами»

ЖА: …ба, …ло, …ра             ЖИ: у…, е…, …раф, …вот

8. Четвертый лишний

Жа, жа, ша, жа                  жаба, живот, жираф, шапка

Жо, жо, зо, жо                  заяц, жук, заноза, замок

9. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ЖАБА, ЖУК) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадраты)                        

10. Распространение предложения (используя желтые полоски):

Придумайте имя начинающееся на звук [Ж] – Женя.

Что делает Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует.

Что жует Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует жвачку.

Какую жвачку жует Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует жесткую жвачку.

11. Знакомство с буквой Ж.

                              Ж похожа на жука,

                              Только не жужжит пока.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ж?

11. Анализ и чтение слогов: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

ЖУК   КИ    КА   ЖА   ЖУ

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ж]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 27: дети закрашивают букву Ж синим карандашом и раскрашивают картинки.

14. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Разминка»

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -             Держат мячик между пальцев по очереди

Скажет утром каждый пальчик                       (большой – указательный, средний, безымян-

                                                                            ный, мизинец). Сначала правой, затем левой

                                                                             рукой.

Мячик сильно посжимаю                                 Сильно сжимают су-джок по очереди в 

И ладошку поменяю                                          правой (левой) ладони.

Сверху левой, снизу правой                            Катать мячик между ладонями

Я его катаю – браво.

Поверну, а ты проверь –                                   Поменять руки, теперь правая сверху

Сверху правая теперь!

Поиграю я в футбол                                          Кидать мячик между ладоней.

И забью в ладошку гол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе.Тема: «Звук и буква Й»...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»

Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...