Статья "Использование логоритмики для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности"
статья по развитию речи (средняя, старшая группа)

Лента Светлана Николаевна

В статье "Использование логоритмики  для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста компенсирующей направленности" автор Лента С.Н. раскрывает формы и методы работы по логоритмике, приводит конкретные примеры логоритмических упражнений. Данная статья рекомендована к использованию воспитателям групп компенсирующей направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Лента Светлана Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Статья на тему:

Использование логоритмики для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста посредством сочетания слова, музыки и движения.

Ритмическая гимнастика  как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма применялась ещё греками, арабами и римлянами.

Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста, в результате чего впроцессе работы у воспитанников развивались музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма, пластическая выразительность движений.

С 30-х годов в лечебных учреждениях под руководством В.А. Гиляровского была разработана и стала применяться лечебная ритмика для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика.

В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением. В логопедическую практику этот прием вошел под названием «речь с движениями».

Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции различных речевых нарушений (дислалия, алалия, нарушения голоса и др.)

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой.

Г.А. Волкова, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

  • вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
  • на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • счетные упражнения;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
  • упражнения, формирующие пение е чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения и пение;
  • игру на музыкальных инструментах, музыкальную самостоятельную деятельность;
  • упражнения для развития мимики, творческой инициативы;
  • игровую деятельность и другие виды упражнений.

Для осуществления работы в данном направлении в группе создается соответствующая пространственная предметно - развивающая среда, которая включает в себя уголок развития речи, уголок познания, краеведения, театральный, музыкальный и физкультурный уголки.

Проблему коррекции речи и эмоционально-волевой сферы воспитатели групп компенсирующей направленности должны решать в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада в непрерывной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с помощью подбора следующих видов упражнений по логоритмике в разных режимных моментах:

1) Ходьба и маршировка в разных направлениях - используется при проведении непрерывной образовательной деятельности по физической культуре, при  выполнении утренней зарядки, во время физкультминуток и динамичных пауз, на прогулке. Для этого используется музыкальное и словесное сопровождение. Например:

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3,
А теперь пойдем налево 1-2-3,
Мы тихонечко присядем1-2-3,
И легонечко привстанем 1-2-3,
Попрыгайте мои ноги1-2-3,
И похлопаем в ладони 1-2-3.

При этом развиваемые навыки и качества: координация движений руками и ногами, ориентация в пространстве, усвоение понятий право-лево.

2)Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса -используются на занятиях, в дыхательной гимнастике, во время индивидуальной работы с детьми, на прогулке. Для этого можно использовать считалки, потешки, различные игры.  При этом развиваемые навыки и качества: выразительность, сила и правильная высота голоса, тонус мышц языка и губ, развитие правильного звукопроизношения.

3)Упражнения на развитие мышечного тонуса – нужно проводить во время физкультурно-оздоровительных развлечений, после сна во время бодрящей гимнастики, при проведении физкультминуток. Так, предлагаю ритмичный бодрящий комплекс с элементами самомассажа, который укрепляет мышечный тонус и активизирует речь детей:

- Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп -  другая.
Правой, левую ладошку мы похлопаем немножко,
А теперь ладошкой левой ты хлопки погромче делай!
Вверх ладошки хлоп-хлоп,
По коленкам шлеп-шлеп.
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можем хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой.

Слева - можем, справа - можем

И крест-накрест руки сложим.

И погладим мы себя,

Вот какая красота!

4)Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и размера - проводятся в сотрудничестве с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях, в совместной театральной деятельности, во время музыкальных развлечений, а также в группе во время самостоятельной деятельности в утренние и вечерние отрезки времени. Так темп отрабатывается в упражнениях на построение. Чувство ритма и размера - в игре на музыкальных инструментах. Эти упражнения развивают музыкальный слух, память, чувство ритма и темпа, воспитывают эстетические чувства в ребёнке.

5)Упражнения для мимики, эмоционального развития и творческой инициативы - выполняются при театрализации, во время пересказа произведения. Эти упражнения предполагают чтение стихов с мимическим сопровождением - изображением животных, чувств, ситуаций, о которых идет речь. Например, следующее стихотворение дети могут обыграть с помощью мимики и эмоций:

Весёлые человечки

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.         Дети ритмично хлопают.

Удивлялись человечки:

— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!         Ритмично пожимают плечами.

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:                 Выполняют ритмичную пружинку.

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.        

Ты похожа на овечку.                 Ритмично потряхивают головой.

Прочитать тебе стихи?                Ритмично притопывают ногами.

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

6) Упражнения на мелкую моторику рук: "пальчиковые игры"- выполняются как часть занятия, в совместной деятельности в утренние и вечерние часы. Движение кистями и пальцами под стихотворный аккомпанемент способствует развитию мелкой моторики руки, чёткости и выразительности речи, а также памяти и внимания.

Пять рыбок

- Пять маленьких рыбок играли в реке,- Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке. - Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок.

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» - Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения.

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» - Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону.

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать, - Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот. Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь

Плывите скорее, чтоб не проглотил!» - Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают.

7) Упражнения на память и внимание, координацию речи и движения можно выполнять во всех режимных моментах в течение дня: в НОД, в совместной и свободной деятельности, при проведении дидактических и подвижных игр с помощью различных дидактических пособий, например массажных мячиков. Развиваемые навыки и качества: умение быстро "переключаться" с одного действия на другое.

Самолёт

- Руки в стороны – в полёт (поднимают прямые руки в стороны)

Полетит наш самолёт.

Сделал правый поворот, (поворачиваются вокруг себя, подняв правую руку)

Сделал левый поворот, (поворачиваются через левое плечо)

Крыльями покачал, (покачивают прямыми руками)

Загудел и задрожал (поднимаются на носки, опускаются на всю ступню и

гудят уууу….)

Начинается полёт, (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Полетел наш самолёт.

Вот закончился полёт, (замедляют бег)

Приземлился самолёт (опускаются на одно колено).

8) Упражнения –считалки – необходимо повторять во время занятий на формирование элементарных математических знаний, по физической культуре и музыкальному развитию,  во время игр на прогулке, в утренние и вечерние часы:

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять –

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один!

В прятки играть мы хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий, способствуя механическому запоминанию прямого и обратного  счета в пределах первого десятка.

В работе по активизации речевой активности детей старшего возраста групп компенсирующей направленности, систематическое  использование логоритмики,  даёт эффективные и зримые результаты в этом направлении образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)

Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...

Перспективный план работы по развитию речевой деятельности детей в подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(2 год обучения)

Перспективный план работы логопеда по развитию речевой деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р.( 2 год обучения) направлен на формирование лексико - граммати...

Модель занятия непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитию для детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности

Модель занятия  непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитиюдля детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности...

Модель занятия непосредственно образовательной деятельности по социальному и речевому развитию для детей старшего возраста в группе компенсирующей направленности. ( 3 год обучения) «Весна»

Тема  НОД«Весна»Программное содержание:1.Актуализация знаний о времени года – весна, называние признаков, месяцев весны.2.Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.3.Ра...

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Как Зайчонок друга искал»

Конспектcовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: Игра-путешествие «Как Зайчонок друга искал»...

Конспект образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с нарушением зрения) по теме: «Заучивание стихотворения А. Горбунова «Щур» с использованием мнемотаблицы»

Цель занятия: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы, выразительно читать. В занятии присутствуют различные формы взаимодействия с ЭОР, которые используются в качестве н...