Комплексное ООД Познавательно – речевое развитие во второй группе раннего возраста Тема: «Зима. Зимние явления»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Николаенко Наталья Владимировна

Цель:  формировать у детей представления о зиме.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания и представления детей о зиме, свойствах снега;

-учить детей отвечать на вопросы, повторять фразы за воспитателем;

- активизировать в речи детей слова: снег, холодный, снежинка, белая, зима, снежки (снежок);

- закрепить понятие, значение слов «Большая – маленькая», «Высоко – низко».

Развивающие:

1. Развивать навыки речевого общения, слухового восприятия, наблюдательность.

2. Развитие мелкой моторики;

Воспитательные:

1. Формирование доброжелательного отношения друг  другу;

2. Воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, игры со снегом, беседа о зиме, рассматривание картин о зиме, чтение стихов о зиме, разучивание игр, чтение художественных произведений, пальчиковой гимнастики.

Материалы для занятия: кукла Катя в зимней одежде; санки; картинки иллюстраций осени и зимы;  вырезанные снежинки из бумаги по количеству детей;  аудиозапись «Белые снежинки»; ведёрко со снегом.

1. Организационный момент.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы все красивые и послушные, как вы умеете хорошо играть. Давайте с ними поздороваемся. 

Дети: – Здравствуйте.

Игра-приветствие «Здравствуй друг» (установление эмоционального контакта)

Воспитатель: Подойди ко мне, дружок.

Соберёмся все в кружок.

Мы за ручки все возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Дети садятся на стульчики. Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто- то  стучит? (Воспитатель подходит  к двери и везёт в санках куклу).

- Кто к нам приехал в гости? (Дети отвечают, кукла).

- К нам приехала кукла Катя. Повтори Ксюша, кто к нам приехал?

Давайте все вмести, с Катей  поздороваемся.

Дети: Малыши хором здороваются с куклой.

Воспитатель: На чём приехала Катя? (Дети отвечают на санках). Почему? (Ответы детей: на улице снег). Повтори Дарина «Кукла Катя приехала на санках». Давайте вместе скажем «Кукла Катя приехала на санках». А почему ты Катенька так одета? 
Катя: Ребята, Катя говорит, что на улице пришла зима, стало холодно, много снега на дорожках лежит, а на дереве нет ни одного листочка. 

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что Катя надела, чтобы не замерзнуть на улице. 
Воспитатель расстегивает шубку и показывает теплые штанишки, кофточку, носочки. Ребята вы так же оделись?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а я знаю,  интересную игру, чтобы не замёрзнуть на прогулке и  погреться. Сейчас мы с вами  в неё поиграем.

Физкультминутка «Не боимся мы мороза».

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки

Хлоп – хлоп - хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп – хлоп - хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ - топ-топ-топ-топ!

Топ – топ - топ-топ-топ!

Чтоб согреться посмотри (потереть ладони одну о другую)

Все как следует, потри:

А теперь мы согреем  наше личико.

Щеки (потирают ладонями щеки),

Носик (крылья носа),

Уши (уши)

Губы (сверху в низ).

Пар пошел даже от шубки (развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю тёплого воздуха).

Воспитатель: Молодцы ребята! Ох, мне даже жарко стало. А вам?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети садятся на стульчики.

Катенька тебе понравилась наша игра? Да.

А сейчас я вам предлагаю, посмотреть на картинку осени. И ты Катенька посмотри и послушай.  Какого цвета были листочки на деревьях?
Дети: Желтые и красные.

Воспитатель: Давайте скажем все вмести, листочки на деревьях были, желтые и красные. А где они были? На веточках? Высоко, высоко? (встает и показывает, а дети повторяют) 
А упали они на землю? Низко, низко! (показ) А когда это бывает?

Воспитатель: Осенью. А теперь посмотрите на эту картинку. Где листочки? 
Дети показывают или отвечают, что их нет. 

Воспитатель: Выпал снежок и спрятал все листочки, все дорожки, всю травку укрыл снегом. Наступила зима.

Воспитатель заносит в группу снег и дает потрогать детям.

Воспитатель: Какой снег? (Белый, пушистый, холодный)

Воспитатель: Ребята я сейчас возьму снежок в ладошку и спрячу. Закрою ладошку и посмотрим, что же с ним станет? Открою ладошку. Что стало со снегом, куда он делся?

Дети: Снег растаял!

Воспитатель: Что осталось в ладошки?

Дети: Водичка!

Воспитатель: Как вы думаете, почему снег стал водичкой?

Дети: Потому что ладошки у нас теплые и снег растаял.

Воспитатель: Снежок это водичка, такая же, как дождик, просто на улице стало холодно, и водичка замерзла и превратилась в снежинки.

Воспитатель: Ребята, а Катя  вам привезла, интересную игру со снежинками называется, «Ветерок» дыхательное упражнение (дуем под музыку).

Воспитатель: Ребята, посмотри какого цвета снежинка?

Дети: Белого.

Воспитатель: Давайте все вмести, скажем, снежинка белого цвета. Молодцы, правильно - снежинка белая. В руках у нас снежинка большая или маленькая? (маленькая), а на окнах (большая). Но  наши снежинки ненастоящие?

Они бумажные, игрушечные.

Возьмите каждый по снежинке, подуйте на неё, она любит летать, посмотрите вот так - высоко и низко.

Она лёгкая, воздушная. Дети повторяют - показывают рукой, говорят: 
"Высоко", приседают - "низко".

Воспитатель:  Молодцы.

Итог: Кукле Кате очень понравилось, как вы играли. А вам? (Да).

 А ещё кукле Кате понравилось играть в игру «Не боимся мы мороза». А вам? (Да). А ещё ей понравилось рассматривать картинки. А вам? (Да). Кукла Катя говорит, что вы молодцы, такие послушные, хорошие и с вами так хорошо, но ей пора уезжать домой. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по познавательно-речевому развитию во второй группе раннего возраста Тема: "В гостях у сказки"

Вовлекать детей в процесс слушания сказки.Учить детей действовать согласно стихотворному тексту.Учить слышать и понимать заданные вопросы.Развивать наглядно-действенное мышление.Создавать ощущение эмо...

Конспект ООД по познавательно – речевому развитию детей второй группы раннего возраста на тему: «Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь».

Конспект ООД по познавательно – речевому развитию детей второй группы раннего возраста на тему: «Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произно...

ООД по речевому развитию во второй группе раннего возраста Тема: «Зайчик в гости к нам пришёл»

ООД по речевому развитиюво второй группе раннего возрастаТема: «Зайчик в гости к нам пришёл»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во второй группе раннего возраста. Тема: Обыгрывание с детьми потешки «Заинька, походи»

ЦЕЛЬ: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре, развитие речевых навыков дошкольников посредством знакомства детей с малыми фольклорными формами....