НОД по восприятию художественной литературы (с использованием ИКТ)
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Журавлева Олеся Сергеевна

Предлгаю Вашему вниманию мероприятие "Наша кормилица - Земля" (по мотивам экологической сказки "Дождевой червяк"). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhuravlevoyo.s.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности

по восприятию художественной литературы

"Наша кормилица - Земля"

(НОД по мотивам экологической сказки «Дождевой червяк»)

Подготовила и провела воспитатель

Журавлева Олеся Сергеевна,

первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2018г.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста бережного, уважительного отношения к маленьким жителям земли, дождевым червям, через восприятие художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать представления детей о значимости дождевых червей для человека и всего растительного мира;
  • упражнять детей в умении составлять вопросы по заданной теме;
  • учить работать в группах;
  • закреплять у детей приемы работы с бумагой: прием складывания бумаги "гармошкой"

Развивающие:

  • развивать, обогащать речь, коммуникативные качества детей дошкольного возраста;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений при работе с бумагой;

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое, уважительное отношение к животным, обитающим в почве;
  • воспитывать у детей взаимопонимание, умение слушать друг друга при работе в группах

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

- беседа;

- психологическая игра «Приветствие»

- игра-эстафета "Червячки";

- пальчиковая гимнастика;

- конструирование из бумаги;

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная

Материалы и оборудование: презентация - игра по теме мероприятия, 2 мяча, цветная двусторонняя бумага коричневого цвета по количеству детей, карточки -подсказки по экологической сказке по количеству детей, заготовка домика для червячков, пластилин черного цвета

Ход образовательной деятельности

№ п/п

Этапы работы, виды заданий и упражнений

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Приветствие

психологическая игра "Приветствие"

Дети входят в зал, образуют круг рядом с педагогом

1 слайд:

"Добро пожаловать группа "Почемучки"

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. Далее педагог предлагает поздороваться друг с другом, с использованием рук: дети говорят слово «Привет» и ударяют обеими ладошками о ладошки соседа и так далее по кругу.

В.: Дорогие дети, вы любите ходить в гости?

- А принимать гостей?

- Сегодня к нам пришел необычный гость, а кто именно вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дети входят в зал и здороваются с гостями, встают образуя круг.

Дети играют в игру "Приветствие"

дети садятся на стульчики полукругом

беседуют с педагогом по вопросам.

Загадка (После того как дети угадали загадку появляется на экране 2 слайд)

Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт...
Удивительный чудак,
Этот
дождевой...(Червяк)

Дети отгадывают загадку.

2.

Вхождение в тему мероприятия, введение игрового персонажа.

2 слайд: герой "Дождевой червячок МАКС"

(на экране появляется игровой персонаж)

ДЧ: «Здравствуйте, мальчишки и девчонки, вы такие молодцы, так быстро и правильно справились с заданием, отгадали загадку.

Меня зовут Макс, я так рад, что могу у вас погостить. Вы меня не боитесь?  

Воспитатель приветствует гостя,

Педагог читает текст за игрового персонажа.

В.: Дети, я предлагаю вам поближе познакомиться с нашим дождевым червячком по имени Макс. А сделаем мы следующим образом. Я предлагаю Вам разделиться на 2 команды. (для этого каждый из вас вытянет из мешочка бумажку: у кого будет нарисован червячок - 1 команда, у кого листик - 2 команда)

дети здороваются с героем, отвечают на вопросы

дети тянут жребий и  делятся на 2 команды.

игра -задание

Игра с игровым персонажем.

 слайд с цифрами

После знакомства с заданием появляется слайд с цифрами от 1 до 4

1 картинка-подсказка  - "Домик" (где живет)

2 картинка-подсказка -  "Ротик" (чем питается)

3 картинка-подсказка - "Девочка и червячок" (польза для людей)

4 картинка-подсказка - "Дождевой червяк" (внешний вид)

После каждой картинки - подсказки появляется картинка с ответом  на вопрос.

Воспитатель рассказывает детям задание:

В.: Предлагаю вам внимательно послушать задание. Каждая команда по очереди будет задавать нашему гостю вопросы: о его внешнем виде, о месте жительства, о том, чем он питается, помогает ли он людям. А чтобы вы правильно справились с заданием, Макс приготовил для вас картинки подсказки.

Перед вами на экране 4 карточки с номерами вопросов.

Воспитатель предлагает 1 команде выбрать карточку с любой цифрой.

Воспитатель помогает детям наводящими вопросами сказать, о чем нужно спросить у дождевого червячка.

В.: А теперь давайте проверим, правильно ли вы ответили  на вопрос?

 (появляется картинка с ответом)

дети слушают

Дети 1 команды выбирают цифру. Дети 2 команды отвечают на вопросы. Затем команды меняются.

Дети с помощью взрослого задают вопросы игровому персонажу.

 

Дети проверяют друг друга, правильно ли они с правились с заданием.

слайд «Молодцы»

Игровой персонаж хвалит детей за правильное выполнение задания

В.: Спасибо тебе Макс за такую интересную и полезную  беседу.

Я надеюсь, дети, вы узнали много нового и интересного про нашего гостя!

ответы детей, делятся впечатлениями.

3.

Динамическая пауза

подвижная игра «Я Червяк, червяк, червяк»

Педагог объясняет правила игры.

В.: А теперь я предлагаю немного отдохнуть  и поиграть. Подземные червячки очень длинные, они ползают то вверх, то вниз по своим дорожкам, рыхлят новые дорожки. Сейчас мы с вами превратимся в червячков. Встаньте свободно по залу. Педагог начинает игру: воспитатель подходит к любому из детей со словами «Я червяк, червяк, червяк, я ползу, ползу,  ползу, хочешь быть моим хвостом?» Ответ: «Да, конечно же, хочу!». В случае отрицательного ответа звучит фраза «А придется!» и идет сцепление. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединяться друг к другу.

В.: Молодцы! вы все очень постарались.

дети слушают правила игры,

выходят и строятся в команды согласно жребию.

4.

Основная часть мероприятия

5 слайд

«Дождевой червячок»

(появляется речь ДЧ) 

Д.Ч.: Я очень люблю сказки!

В.: Дождевой червячок, Макс, а мы с детьми знаем одну интересную сказку про дождевого червячка по имени Верми. И нам очень хотелось бы тебе её рассказать.

Воспитатель предлагает детям занять места вокруг стола. Педагог садится рядом с детьми.

В.: Дети, вы готовы? А ты, Макс, готов!

В.: Мальчики и девочки, чтобы наша сказка была интересной, полной, чтобы нам ничего не забыть, важно помнить, что у сказки есть начало сказки,

- Кто мне скажет, о чем говорится в начале сказки?

- Есть середина сказки. О чем мы будем рассказывать в этой части?

- Заключительная часть сказки называется?  (педагог просит помощи у детей)

В.: Я приготовила для вас картинки подсказки, они помогут вам восстановить всю сказку по порядку.

дети садятся за стол

ответы детей на вопросы.

6.

Пересказ сказки,

работа с опорными картинками

на столе перед детьми разложены картинки из сказки по количеству детей

Слайд

Д.Ч.: Какая интересная сказка, а самое главное умная! Спасибо вам мальчики и девочки за такой интересный пересказ.

А мне пора с вами прощаться у меня столько дел!  До свидания, дети. Берегите природу, маленьких подземных жителей! Я очень рад, что подружился с вами.

Педагог предлагает одному ребенку выбрать картинку, которая, по его мнению, относится к началу сказки. Педагог продолжает это упражнение до тех пор, пока все картинки не будут у детей в руках. Дети разбирают картинки согласно началу, середине и концу сказки.

В.: Все картинки разобраны, теперь я предлагаю выстроить картинки по порядку. Сначала выйдут дети, чьи картинки относятся к началу сказки.

Расскажите, что было вначале сказки.

- Теперь к вам присоединяются дети, чьи картинки рассказывают, что было в середине сказки.

- Настало время окончания сказки, приглашаю детей с картинками.  

Педагог помогает детям наводящими вопросами по ходу сказки

В.: Скажем нашему гостю до свидания, мы с тобой Макс еще обязательно встретимся!

- А теперь, я предлагаю вам выполнить еще одно  очень важное  задание. Вам нужно придумать вопросы к этой сказке, о чем бы вы хотели спросить, узнать?

 (педагог помогает наводящими вопросами)

Дети выбирают картинки согласно требованиям.

Дети выходят с картинками, держав их перед собой,  в соответствии с началом, серединой и концом сказки и составляют пересказ с использованием опорных картинок.

дети свободно стоят перед педагогом

дети прощаются с игровым персонажем

дети придумывают вопросы к сказке

7.

Выход из сказки

слайд «группа Почемучки»

Дети садятся на стульчики

В.: Ребята мы с вами вспомнили сказку. Скажите, пожалуйста, чему учит сказка, о чем она заставляет задуматься?

ответы детей на вопросы педагога. Делятся впечатлениями.

8.

Работа с бумагой

пальчиковая гимнастика «Червячки»

Проводится пальчиковая гимнастика:

Дети работают за столами

В.: Я предлагаю вам, сделать своих червячков, но для начала нам нужно сделать разминку для наших пальчиков. 

1,2,3,4,5, (загибаем по очереди пальцы обеих рук, начиная с большого пальца)

Червячки пошли гулять (шевелим всеми пальчиками обеих рук)

1,2,3,4,5,

Червячки пошли гулять (движения рук повторяются)

Вдруг ворона подбегает (идем пальчиками обеих рук  по столу)

Головой она кивает (складываем руки в виде клюва)

Каркает «Вот и обед»

(изображаем кистями рук открывающийся клюв)

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кисти обеих рук в кулачки)

В.: Перед вами лежат полоски коричневой бумаги. Каждый ребенок берет одну полоску бумаги и приемом складывания бумаги «гармошкой» делает червячка. С помощью  пластилина вы делаете глазки. Для того, чтобы сделать голову у червячка, вам нужно чуть-чуть загнуть уголки бумаги.

Далее педагог помещает червячков в заранее подготовленные домики

Почему

дети берут полоску коричневой бумаги и складывают её «гармошкой».

Звучит тихая, спокойная музыка. Дети работают.  

9.

Рефлексия

В.: Дети, я надеюсь, вам понравилось принимать гостей.

Кто приходил к вам в гости? Что интересного вы узнали о нем?

Вы сегодня все очень постарались. Я благодарю вас за работу, говорю вам огромное спасибо. Вы молодцы!!!

Дети отвечают на вопросы и  делятся впечатлениями

Список литературы:

1. Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки»

2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художе...

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художес...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Конспект НОД педагога и детей в подготовительной группе Тема: «Осколки доброты» с использованием ИКТ (восприятие художественной литературы)

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к...

Мастер-класс. Восприятие художественной литературы по формированию финансовой грамотности у детей с использованием технологии продуктивного чтения

Восприятие художественной литературы по формированию финансовой грамотности у детей с использованием технологии продуктивного чтения.  Финансовая грамотность - это сочетание знаний и на...