Конструкт НОД по заучиванию стихов Орлова "Почему медведь спит зимой" в средней группе с помощью мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Конструкт НОД по заучиванию стихов с помощью мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 988.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт проведения непосредственно-образовательной деятельности
Кузьминой Екатерины Андреевны
ДОО: МКДОУ «Рыбниковский детский сад «Золотая рыбка»
Группа: средняя разновозрастная группа
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Образовательная ситуация: Речевое развитие, заучивание стихотворений.
Тема: Стихотворение В. Орлов «Почему медведь спит зимой»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат: Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; эмоциональный отклик на содержание литературного произведения; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая. Дети демонстрируют диалогическую речь: умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в процессе общения; умение воспроизводить ритм стихотворения; слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
Дети ознакомлены со стихотворением В. Орлов «Почему медведь спит зимой»; используют в речи новые слова; демонстрируют умения выразительно читать наизусть стихотворение В. Орлов «Почему медведь спит зимой» с использованием приёмов мнемотехники.
Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения В.Орлов «Почему медведь спит зимой»
Задачи образовательной деятельности | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Обучающие задачи:
| Саша: развивать интонационную выразительность речи. Оля: продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов. Ваня: учить отвечать на вопросы полным предложением. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип активности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
Принципы развития речи:
Принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Методы воспитания:
беседа, создание ситуации успеха, поощрение.
Методы обучения:
1. Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
3. Игровой: сюрпризный момент, подвижная игра.
Приемы, способствующие лучшему запоминанию стихов: досказывание детьми рифмующего слова, приемы мнемотехники
Приёмы, направленные на формирование выразительности чтения: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации
Материалы и оборудование: мольберт, мнемотаблицы, «Волшебная книга», игрушка мишка
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, элементы социоигровой, личностно-ориентированная.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о медведях, чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных, словесные игры
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2016. - 328с
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» вторя младшая группа - М.: Мозайка-Синтез, 2015. - 104с.
Последовательность деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 Мотивационный этап Задача: мотивировать детей на совместную деятельность, развивать любознательность, совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого. | Беседа, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация. |
| Дети подходят к воспитателю, слушают, высказывают своё предположение отгадывают загадку, | Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность, |
2 Этап. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание Задача: Повторить стихотворение А.Барто «Мишка», воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. Познакомить со стихотворением В.Орлова «Почему медведь зимой спит» | Беседа, художественное слово, иллюстрация, выразительное чтение |
А давайте вспомним (и расскажем нашему гостю) стихотворение А. Барто «Мишка» (показываю мнемодорожку Приложение №1) -Кто помнит это стихотворение и расскажет нам. (Рассказывание детей) Сегодня мы ещё одно стихотворение про медведя с вами послушаем и порадуем нашего гостя. Чтение воспитателем стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит» -Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? -Потому, что снег и лёд – Не малина и не мёд! | Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают на вопросы, сосредотачивают, внимание, внимательно слушают стихотворение. | Дети рассказывают стихотворение А.Барто «Мишка», проявляют любознательность, интерес к художественной литературе, эмоционально откликаются на содержание литературного произведения. Ознакомлены со стихотворением В.Орлова «Почему медведь зимой спит». |
3 Этап. Работа над текстом. Задача: Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами; уточнять смысл слов и использовать их в речи; совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения. | беседа, чтение, иллюстрация, показ, упражнение, игра. | -Вам стихотворение понравилось? Работа по содержанию стихотворения (по мнемотаблице). Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, задаёт вопросы, поощряет детей к высказываниям.
- Конечно ребята, это стихотворение о медведе. Написал стихотворение Владимир Орлов. -Что делает мишка зимой? -А почему он спит? -Ещё раз послушаем стихотворение, а Полина мне поможет (по мнемотаблице Приложение №2). Воспитатель проговаривает каждую строчку, показывая на картинки в таблице: 1. -Мишка, мишка! Что с тобой? 2. Почему ты спишь зимой? 3. -Потому, что снег и лёд – 4. Не малина и не мёд! Чтение каждой строчки отдельно, а ребёнок повторяет. Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с хорошей памятью). Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с плохой памятью). | Дети отвечают на вопросы воспитателя выражают свои эмоции, мысли. Дети повторяют за воспитателем. | Дети могут объяснить значение слов и используют их в речи. Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения; |
Физминутка Задача: способствовать снятию мышечного напряжения, подготовить к дальнейшей деятельности | объяснение, показ, упражнение, эмоциональное стимулирование, игра. | Ребята, мишка устал. Поиграем с ним Мишка, лапки подними. Мишка, лапки отпусти. Мишка, мишка, покружись, А потом земли коснись. И животик свой потри. Раз, два, три! Раз, два, три! | Повторяют за действия за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули; готовы к дальнейшей деятельности. |
5 Этап. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Задача: побуждать детей запоминать стихотворение, развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание. | Беседа, выразительное чтение, иллюстрация | - Ребята мы немножко поиграли. А сейчас, хотите послушать ещё раз стихотворение про мишку? Только слушайте внимательно и постарайтесь не забыть! А помогут вам в этом картинки, которые на мольберте. Вы готовы? Педагог читает стихотворение еще раз, выкладывая картинки - мнемоквадраты на магнитную доску. | Дети внимательно слушают стихотворение, следят за картинками-мнемоквадратами | Дети демонстрируют желание запоминать стихотворение, проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание |
6 Этап. Выразительное чтение детей. Задача: учить детей выразительно читать наизусть с использованием приёмов мнемотехники; развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая. | беседа, выразительное чтение, упражнение, объяснение, иллюстрация, поощрение | Педагог читает ещё раз стихотворение, раскладывая картинки – мнемоквадраты. Педагог спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных. Педагог использует приёмы: подсказ, многократное повторение, отражённую речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз. | Дети выразительно читают стихотворение по картинкам –мнемоквадратам. Осуществляют самоконтроль | Дети читают стихотворение с использованием приемов мнемотехники (с опорой на картинки- мнемоквадраты); воспроизводят ритм стихотворения, правильно пользуются речевым дыханием; доброжелательно относятся к сверстникам в процессе совместной деятельности, умеют слушать, друг друга не перебивая. |
6.1. Составление рассказа по мнемотаблице «Медведь» Задача: Формировать навыки составления рассказов с использованием приёмов мнемотехники; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая. | эмоциональное стимулирование, рассказ, объяснение, иллюстрация, поощрение | Миша, наши ребята любят слушать рассказы, сказки о тебе. Послушай, что они знают о медведях. (Составление рассказа по мнемотаблице Приложение №3 («Медведь») (Рассказ. Медведь не домашнее, а дикое животное. Он живёт в лесу. У медведя четыре лапы, густая шерсть. Он питается мясом, рыбой, любит лакомиться малиной, мёдом. Зимой медведь ложится спать в берлогу. В берлоге у медведицы рождаются детёныши. Она их кормит молоком.) | Дети слушают, вступают в диалог, самостоятельно и совместно со сверстниками и воспитателем составляют рассказ о медведе. | Дети демонстрируют навыки составления рассказов с использованием приёмов мнемотехники; Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая. |
7 Этап. Подведение итогов. Задача: Формировать у детей умения анализировать процесс и результат игровой задачи совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в процессе общения. | эмоциональное стимулирование, обобщающая беседа, создания ситуации успеха, поощрение | Воспитатель подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию. -Ребята, какое у вас настроение? -Ребята, а кто может сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня читали? Какие вы все молодцы! Правильно «Почему медведь зимой спит» - А кто его написал? -Вам понравилось читать стихотворение по картинкам? -Что вам сегодня понравилось больше всего? -Вы запомнили стихотворение? -За что бы вы себя похвали сегодня? Ребята, вы очень порадовали мишку и поэтому, он дарит нам эту «Волшебную книгу». | Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итоги | Дети умеют отвечать на вопросы и обращения взрослого, сообщают о своих впечатлениях, желаниях, задают вопросы в процессе общения, оценивают результат своей деятельности |
8. Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа, эмоциональное стимулирование. | Воспитатель уделяет внимание результату каждого ребенка, побуждает к "продолжению" деятельности. Ребята, какие вы молодцы! Вы так старались выразительно и красиво прочитать стихотворение. Ребята, вы хотите прочитать стихотворение о | Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение Проявляют интерес к самостоятельной деятельности | Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы Дети готовы учить стихи в режимных моментах. |
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт
Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-839386-1477801728.jpg)
конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"
конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-936764-1516783578.png)
Занятие по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблиц. "Три медведя".
Занятие по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблиц. "Три медведя"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-788517-1462508842.jpg)
Конспект заучивания стихотворения в средней группе с помощью мнемотехники.
С помощью символов и знаков вы ,уважаемые педагоги и родители сможете со своим ребенком выучить любое стихотворение. Достаточно будет 5 раз раз прочитать его и нарисовать схематично ,чтобы было доступ...
Конспект занятия в подготовительной группе с помощью мнемотаблицы
Конспект занятия в подготовительной группе с помощью мнемотаблицы «Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» Цель:Закреплять умение детей по...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-859742-1621257306.jpg)
Картотека стихов "Заучивание стихов о весне для детей старшей группы"
Картотека стихотворений адресована родителям для ознакомления и заучивания с детьми поэтических произведений на весеннюю тематику....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/27/picture-1449183-1674833605.jpg)
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по развитию и ФЭМП в средней группе "В гостях у трех медведей"
Занятие по ознакомлению детей средней группы с числом и цифрой 4...