Совместная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 60 комбинированного вида
Кировского района Санкт -Петербурга
Санкт-Петербург
2019
Совместная деятельность
по развитию речи
с детьми подготовительной группы
Тема: «В зимнем снежном царстве»
(с элементами исследовательской деятельности)
Составила:
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 60 Наумова Алла Александровна
Программное содержание
Образовательные задачи:
• Уточнить и закрепить знания детей об особенности зимнего пейзажа, явлений и состояний зимней природы через создание его словесного образа.
• Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, передавать интонацию, составлять связные рассказы о впечатлениях из своего опыта, не отступая от поставленной темы.
• Формировать у детей устойчивый интерес к объектам и явлениям природы через эмоциональное отношение к ней.
Развивающие задачи:
Развивать:
• Самостоятельность и целенаправленность в сочинениях детей связно и последовательно рассказывать по схемам развернутыми и полными предложениями;
• Речевую и пантомимическую выразительность;
• Ассоциативное, творческое и логическое мышление;
• Воссоздающее и творческое воображение.
• Навык связных высказываний описательного типа
• Навык целесообразного восприятия наглядно-образной и словесно-логической памяти детей.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать творческие чувства, желание внимательно слушать своих собеседников, приходить им на помощь.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы
• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материалы:
Музыкальная открытка, схема-подсказка «зимняя одежда», стакан с водой и с кубиками льда, краска белая (гуашь), нитки, листы бумаги темного цвета (синий, фиолетовый, черный); картинки с изображением деревьев, кустов, птиц, зверей; зимних развлечений детворы.
Организация детей
• Дети свободно передвигаются по группе в зависимости от заданий воспитателя
• Виды интеграции образовательных областей:
• Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество (рисование), музыка, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- Ежедневные наблюдения за погодой и природой, за животным миром и птицами.
- Рассматривание рисунков и иллюстраций, репродукций художников с изображением зимнего пейзажа.
- Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
- Рассматривание красивых сказочных узоров на окнах.
- Вырезывание снежинок.
- Дидактические игры: «Кто живет в лесу?», «Когда это бывает?» и т.д. Чтение художественной литературы о зиме.
- Просмотр диафильма «Серебряное копытце».
- Составление рассказов по картине «Зимние забавы».
Ход:
Зимушка-зима - весёлое, чудесное время года. Попадаешь в удивительную сказку. Сегодня я принесла вам большую волшебную книгу, где живут сказки
(открываем книгу, звучит музыкальная открытка).
Книжка открывается
Сказка начинается.
Чтобы узнать, о чём будет сказка, вы должны отгадать стих-загадку. Кто загадку отгадает, тот всё на свете знает.
Крыша в шапке меховой,
Белый снег над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Это матушка - ...(Зима).
- Посмотрите за окно - за окном зима. Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга, горячий чай, снежинки, сказка, Снегурочка, Новый год, и т.д.)
- Какой звук чаще других встречается в словах? (С). Произнесите его протяжно и тихо, а теперь протяжно и громко (2-Зраза). Получается завывание ветра.
- Придумайте слова, связанные с зимой и где слышится звук “С ” (снеговик, сугроб, смех, Снегурочка, снег, снежинка, сказка, санки, сосулька).
- Чтобы вспомнить всё о зиме и рассказать, о ней подробно, ничего не забыть, у нас в волшебной книге есть подсказки-помощницы.
- Прежде чем мы с вами поговорим о зимушке-зиме, я предлагаю вам присесть на ковёр и послушать волшебную музыку П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Она поможет вам представить себя в зимнем лесу. Закройте глаза и представьте, как вы гуляете по зимнему сказочному лесу. (Ответы детей).
- На улице всё белым-бело.
- Мы тихонько идём по тропинке, а под ногами поскрипывает снежок.
- Морозно. Под лучами солнца искрится снег.
- Над нами раскинулись огромные ветви ёлок, - покрытые снегом. Они стали тяжёлыми и опустились вниз.
- Деревья словно из сказки: пушистые, снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. Это так красиво.
- Кругом тихо-тихо, только пушистый снег, кружась, ложится на землю.Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей Снегурочкой.
- Огромные сугробы у дороги, Как хорошо с разбегу упасть в мягкий сугроб и полежать, раскинув руки.
- А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно Мороз щиплет щёки, нос, но всё-таки здорово.
- Представили? Какая волшебная музыка! Она помогла нам очутиться в зимнем лесу, полюбоваться его красотой. Вот теперь можно отправляться в путь по нашей схеме-подсказке. Сейчас мы с вами побываем в зимнем снежном царстве и расскажем всё, что мы знаем о зиме. Прежде чем отправиться в лес, мы должны тепло одеться. Расскажите, пожалуйста, как? (Надеваем теплые штаны, сапоги на меху, свитер или вязаную кофту, шапку, шарф, шубу, рукавички.)
Когда у нас начинается зима?
• Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
• Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? (холод, мороз, снег).
• Какими словами можно сказать о зиме. Какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная, ветреная, метельная).
• А снег, какой он? (пушистый, белый, легкий, искристый, хрустящий, мохнатый холодный, рыхлый, рассыпчатый, липкий).
• Погода, какая? (снежная, морозная, вьюжная, ветреная, метельная).
• Небо, какое? (серое, хмурое, облака низкие).
• Солнце, какое оно? (светит, но греет слабо).
• Сугробы, какие? (большие, белые, как снежные горы).
• Ветер, какой он? (холодный, ледяной, колючий, порывистый).
Воспитатель говорит, что она приготовила детям сюрприз изо льда (внести в новогодней коробочке). Открыв, её дети обнаруживают лужицу воды.
-Оказывается лёд волшебный, он умеет превращаться. Лёд - это твёрдое вещество, в нём “человечки” (ММЧ) крепко держатся за руки. Когда становится тепло, они перестают держаться за руки и получается жидкость - вода.
-А чем жидкие вещества отличаются от твёрдых? Что можно делать с водой, а что - со льдом? (ответы детей сопровождаются показом: стакан с водой и с кубиками льда).
-Проведём эксперимент: вода растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находиться, а твёрдые вещества сохраняют свою форму в любой ёмкости. Вода занимает весь стакан, без “пустот”, а кубики льда в коробку можно уложить плотно. Если воду налить в тряпочный мешочек, то она вытечет, а кубики льда останутся.
-Ещё многое мы можем узнать про воду и лёд в книгах. Сейчас мы откроем словарь Ожегова и прочитаем, какое определение им даётся. Еще можем открыть энциклопедию “Что такое, кто такой?” и прочитать про них в ней.
-Если вы захотите узнать ещё более подробно, то можно посмотреть научные телепередачи или получить информацию из компьютера, спросить или позвонить другому человеку, понаблюдать на прогулке.
-В феврале день становится длиннее, начинает поигрывать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. Бывают оттепели, и снег подтаивает, темнеет, сугробы оседают. Зимушка-зима своей волшебной кистью рисует сказочные узоры, чтобы порадовать нас.
Мы с вами сейчас нарисуем морозные узоры ниточками. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
В прятки пальчики играли и головки убирали,
Вот так, вот так, и головки убирали.
Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем разгибать.
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними, пальчики ты разведи.
Сейчас мы с вами нарисуем морозный узор ниточками. Посмотрите как.
Я в руках листок держу, пополам его сложу. Ниточки окрашу в белый цвет. Выложу ниточки на одной стороне сложенного пополам цветного листа. Прижимая, их друг к другу - разглаживаю. Не снимая ладони с бумаги, осторожно выдергиваю одну ниточку за другой. Разворачиваю лист, а ниточки-то волшебные.
(Рассмотреть все узоры, на что они похожи).
Рисунок 2
- Переходим к следующей картине:
Расскажите всё о растительном мире. (Зимой деревья не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон: мало света, влаги, питательных веществ, необходимых растениям. От холода их защищает особая пробковая ткань - она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. Кусты стоят в снежных тулупах, а деревья в снежных шубах и шапках. Деревья стоят без листьев, только ель и сосна остаются зелёными).
Переходим к птицам:
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, не слышно звонких птичьих голосов. Птицы прячутся от морозов и метелей под крышами и ставнями домов.
На следующей картине звери:
Зайцы надели белые шубки, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустиками днем и ночью кормятся. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, в морозы прячутся в дуплах и, свернувшись клубочком, укрывшись хвостом спят. Лиса мышкует - ищет мышиные норки, ловит зайцев, белок. Волки тоскливо воют по ночам. Голод гонит их к жилью, т.к. в лесу все звери попрятались.
-Много весёлых забав у детворы зимой:
(Можно поиграть в снежки, слепить снеговика, построить снежную крепость, покататься на лыжах, на коньках, с горы на сапогах).
Давайте покажем:
• Каток — дети катаются как фигуристы, руки заложены за спину, скользят, делают разные движения.
• Лыжники - берут лыжи, встают на лыжню друг за другом, проверяют скольжение лыж, отталкиваются вперёд, не торопясь, не наступая друг другу на лыжи, а то есть возможность упасть, скользите подольше на одной лыже и не забывайте помогать себе палками. Впереди горка давайте съедем с неё: лыжи вместе, палки в подмышках, присели, спинку округлили, голову подняли, вперёд. Ветер свистит в ушах, немного страшно, гора крутая, но съехали благополучно.
• След в след - А внизу снег такой глубокий, что не пройти. Покажите, как вы будете идти по глубокому снегу. Идите след в след, а то вдруг рядом будет яма, в которую можно провалиться.
Наконец-то мы выбрались. Давайте лепить снежки и снежную бабу. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было лепить? Сколько нужно скатать комков? Они одинаковые или разные по размеру.
Какой самый главный атрибут зимы? (Снег). А из чего состоит снег? (Снежинок). На что похожи снежинки? (Цветок, звёздочку, одуванчик). Снежинка, какая она? (Белая, кружевная, крахмальная, блестит, сверкает, искрится разноцветной льдинкой, крупная, тяжелая - медленно летит, легкая, воздушная, ветерку послушная).
Сейчас я превращу вас в снежинок, которые очутились на большом снежном облаке. Как только я произнесу волшебные слова и коснусь вас волшебной снежинкой, вы превратитесь в снежинок и встанете в круг.
Один, два, три - в снежинок превратились мы.
Облако, какое оно? (Легкое, мягкое, пушистое, белоснежное, разной формы). П\И: “Снежная карусель”.
Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, всё белым-бело.
Наконец-то стихло, землю замело.
Дети плавно кружатся, покачивают туловищем и руками, выстраивают хороводы, бегают на носочках врассыпную и т.д.
Один, два, три - опять ребята мы.
А чтобы вы не скучали, снежинка оставила вам о себе напоминание - маленькие легкие снежинки - пушинки, с которыми можно играть. Почему они разного цвета? (Снег на солнце сверкает и переливается разными цветами).
ИГРЫ:
• Снегопад.
• Выложи узор, дорожку.
След в след.
• Змейка.
• Перепрыгни через снежинку.
• Кто дальше, кто выше? И т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы коррекционной направленности на тему: «Мебель»
КонспектСовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной логопедической группына тему:«Мебель»...
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы " Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы: "Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей"....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию «Парк отдыха и развлечений».
Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по теме «Право на отдых и развлечение», в которой интегрированы разные виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательн...
Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)"
Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в мир Театра" направлен на ознакомление детей подготовительной группы с историей театра, на знакомство с театральными профессиям...
Технологическая карта совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной группы на тему: "Морозные узоры"
Технологическая карта совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми подготовиетльной группы....