«Семицветное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспекты логопедической образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semitsvetnoe_puteshestvie.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты логопедической непосредственно образовательной деятельности
по теме «Семицветное путешествие» (по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик»
(с детьми подготовительной логопедической группы)
Выполнила: С. Е. Козлова
учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детского сада «Голубок»
г. Сорск
Цель данной темы: Продолжить развивать способность детей составлять небольшие рассказы по заданной теме с помощью моделей.
ЗАДАЧИ
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать память, мышление, зрительное и слуховое внимание;
-развивать правильное речевое дыхание;
-расширять и активизировать словарь по теме;
-учить отвечать на вопросы, выделяя характерные признаки;
-продолжать развивать фонематический слух.
Коррекционно-образовательные:
- учить поддерживать диалог, рассуждать, обосновывать свои суждения;
- продолжить формировать представления об основных цветовых оттенках;
- закрепить в понимании детей способ моделирования;
- упражнять детей в словообразовании;
- и др. см. в таблицах
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей литературно – художественный вкус;
-побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими
поступками;
- способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка;
- развивать чувства сопереживания, долга, уважения, взаимовыручки.
Содержание образовательных областей данной деятельности:
- Коррекция - развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного дыхания, мимических мышц, фонематического восприятия.
- Коммуникация - речевая активность; вступление в диалог со взрослым и другими детьми; внимательно слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать товарищей.
- Познание - обогащение знаний детей об временных представлениях.
- Социализация - учить быть вежливыми, учить не смеяться над неправильными ответами других детей побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими поступками; способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; учить приходить другу на помощь.
- Труд - помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего мест.
- Здоровьесбережение - координация движений со словом, пальчиковые гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини – паузы.
- Художественное творчество – составление предложений способом моделирования.
- Музыка - использование музыкальных фрагментов для совместной деятельности;
Деятельность учителя – логопеда:
В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ
1.Проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
2.Предложить тему беседы.
3.Ставить перед детьми цели для проигрывания игровых заданий.
4.Задавать проблемные вопросы.
В РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
1.Формулироватьзадания.
2.Задавать серию проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий, предоставляя помощь.
3. Нацеливает детей на желание отвечать, рассуждать, доказывать.
В РЕФЛЕКСИИ
1.Подводить к завершению работы.
2. Предлагать радоваться хорошими результатами.
3. Содействовать самоанализу и оценке детской деятельности.
4. Предлагать творческий процесс
Деятельность детей:
В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ
1.Выполнять упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
2.Принимать предложение педагога.
3.Решать проблемные вопросы.
В РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
1.Рассуждать, сопоставлять, находить правильное решение (как правильно отвечать).
2.Высказывать предположения.
3.Выбирать правильный ответ.
4. Находить пути решения методом проб и ошибок.
5. Помогать друг другу.
В РЕФЛЕКСИИ
1.Получат удовольствие от совместной деятельности.
2.Участвовать в творческом процессе.
Виды деятельности использованные в проекте по данной теме:
- Упражнения не расслабление
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Координация слова с движением
- Речевые игры и упражнения
- Упражнения на развитие дыхания
- Развитие умения использования моделей при составлении рассказов
- Развитие связной речи
- Развитие грамматических навыков
Предшествующая работа:
- Неделя проектной деятельности по теме: «В гости сказка к нам пришла», один день
в которой отводится учителю – логопеду по данной лексической теме.
- Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
- речевая игра по сюжету сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» - «Вопрос – ответ»
- заучивание пожелания «Лети, лети лепесток…..»
- Игра (на закрепление цветов и цветовых оттенок
- работа с моделями для составления предложений, рассказов и др.
- работа на грамматическим строем речевой деятельности
Этап образовательной деятельности (организация рабочего пространства | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей | Коррекционная деятельность | Психолого–педагогиеские условия (условия социальной ситуации развития) |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | 1.Учитель – логопед ставит перед детьми проблему: «Ребята вы знаете такую девочку Женю из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», она собиралась к Вам в гости прийти, но разболелась, а для того, чтобы ей выздороветь, нам с Вами надо выполнить несколько несложных заданий, Вы согласны?..... | 1.Внимательно слушают.
2.Выбирают ответ. | - развитие 1)чувства ответственности; 2) чувства сопереживания 3)желания помогать другим людям | |
1.Учитель – логопед приглашает к себе кабинет и по дороге предлагает детям вспомнить сказку В. Катаева «Цветик – семицветик» 2. Задаёт вопросы по тексту сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»: - Кто является главным героем сказки…? - Как звучат «волшебные» слова Жениных пожеланий….? - Какое самое важное пожелание задала Женя…? 1.Внимательно слушают.
2.Выбирают правильный ответ. 3. Проговаривают выбранный вариант ответа. 4. Добавляют свои высказывания по тексту сказки… | 1.Поиск смысловой цепочки (вопрос – ответ). 2.Отражение зависимости значения слова от контекста. 3. Согласование существительных ед. ч. с глаголами настоящего времени. | Условия для: - развития памяти - стимулирования речевой активности. - слухового внимания. | ||
Основная часть: В кабинете (на ковре) разложены модели лепестков «цветика – семицветика» и сердцевинка (или на столе подсказок) Игра «Назови цвет ласково» (Жёлтый – желтенький, красный – красненький, зелёный – зелёненький, синий – синенький, розовый – розовенький, фиолетовый – фиолетовень-кий, голубой – голубенький. | 1.Предлагает выбрать себе лепесток любого цвета и назвать каждые выбранный цвет ласково (стоя по кругу)… . 2.Предлагает поместить выбранный лепесток к серцевинке (оранжевого цвета) проговаривая – «Пожелания», начиная с ребёнка который находится с правой стороны от…..(названного педагогом ребёнка). Например, «Я желаю, чтобы…» - присаживаются на коврик - (выбирает себе серцевинку цветка и приводит пример правильного ответа) | 1.Выбирают себе лепесток определенного цвета и подбирают ласковое слово к выбранному цвету. 2.Определяют ребёнка….(ориентировка в пространстве). 3. Помещают выбранный лепесток к серцевинке и проговаривают пожелания… | 1.Прилагательные ед. числа. 2. Прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами с окончаниями-(ий) 3. Развитие связности речи. | Условия для: -выбора. - проявления речевой активности. - закрепления в активном словаре грамматических форм… |
Игра «Какой цветок» | 1.Обращает внимание детей на: «Какой замечательные цветок у нас с вами получился, 2. Задаёт вопрос: «Как можно про него сказать, (какой он?), начиная с ребёнка который находится с левой стороны от…..(названного педагогом ребёнка). | 1. Рассматривают созданный ими цветок. 2.Определяют ребёнка….(ориентировка в пространстве). 3. Подбирают ответы и отвечают. | 1. Подбор прилагательных к существительному. | Условия для: -выбора. - проявления речевой активности. - закрепления в активном словаре грамматических форм… |
Пальчиковая гимнастика «Появление цветка» (на фоне спокойной музыки) (сидя на коврике) | 1.Предлагает детям: закры- вать пальчики на каждой руке по одному начиная с большого; соединить две ладони вместе и чуть согнуть пальчики обеих рук друг к другу -«Представьте, что это семена самых прекрасных растений» -раскрывать пальцы на обеих руках, на обеих рука начиная мс мизинца; ладони между собой соединены -«Тёплые солнечные лучики упали на землю и согрели её и вдруг из семян стали проклевываться росточки» - раскрывать по одному пальцу на каждой руке начиная с большого - «Из ростка выросло прекрасное растение, каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком…» - шевелить пальчиками и вращать соединёнными вместе внизу ладонями вправо, влево… | 1.Сидят на коленях (на коврике) 2. Выполняют движения в соответствии со словами учитель - логопеда | 1.Продолжить упражнять координацию движений со словом | Условия для: - слухового внимания проявления двигательной активности. |
Дыхательная гимнастика «Подари цветок» ( | 1.Вкладывает в каждый «Цветок» (из ладоней) вырезанный из салфетки цветок) 2. Предлагает сделать - вдох носом, выдох на чуть широкий кончик языка, приподнятые к верхней губе – на цветок из салфетки…….. | 1.Сидят на коленях (на коврике) 2. Выполняют действия в соответствии со словами учителя - логопеда | 1.Развитие речевого вдоха и выдоха. 2. Способствовать правильному произношению сонорных звуков. | Условия для: - слухового внимания - свободного вдоха и выдоха |
Артикуляционные упражнения (на каждом лепестке изображены символы артикуляционных упражнений) | 1.Обращает внимание на то, что на каждом из лепестков изображены символы артикуляционных упражнений. 2. Предлагает выполнить изображённые на лепестках артикуляционные упражнения. | 1. Рассматривают символы артикуляционных упражнений. 2. Решают с какого упражнения начнут работать с язычком. 1. Выполняют… | 1. Развитие зрительного внимания. 2. Развитие памяти (правила выполнения артикуляционных упражнений) 3. Установление контакта между сверстниками. 4. Развитие артукуляцион-ного аппарата. 5. Подбор прилагательных к существительным – мужского, женского и среднего рода. | Условия для: - развития памяти - развития слуха - развития внимания - развития речевой активности |
Игра – упражнение: «Что делала Женя» (работа с моделями) | 1.Предлагает выбрасть любую модель слова действия и вспомнить: «Что делала Женя в сказке» и назвать это одним только словом действия – (например, бегала…) и продемонстрировать это действие... (детям предлагается проиграть эту игру стоя в кругу на ковре) | 1.Быбирают модель…. 2. Вспоминают действия девочки Жени по сказке и имитируют данные движения | 1.Подбор глаголов. 3.Развитие координации движения со словом. | Условия для: - проявления речевой активности. - слухового внимания. - взаимо-действия детей друг с другом. |
Игра – «Оживим звуки сказки звуками» | 1. Стимулирует детей подумать, посоветоваться друг с другом и озвучить «звуки сказки» - «Какие звуки могли слышаться в сказке…..? 2. Предлагает озвучить «звуки сказки» названные детьми (например, звон стекла разбившейся вазы – ц-ц-ц-ц; потрескивание льда на северном полюсе – тц-тц-тц; пение птиц – цви – цви- цви-цви и др. | 1.Общаются друг с другом. 2. Находят нужные ответы. 3. Отвечают. 4. Проговаривают – вслед за логопедом слоговые и звуковые сочетания вслед за логопедом | 1.Развитие фонематического восприятия 2.Развитие мышления и воображения 3.Развитие слуха 4. Развитие умения выстраивание ритмического рисунка по показу взрослого | Условия для: - проявления речевой активности. - слухового внимания. - развития воображения - самостоя- тельного выражения своих мыслей. |
Моделирова ние небольших рассказов про девочку Женю (на фоне спокойной музыки) | 1.Предлагает за- нять места за столами с уже приготовленными моделями слов и предлогов (маленьких словечек из, на и т.п), так же приготовлены пустые карточки для самостоятель-ного придумывания моделей, простые карандаши, флонелеграф с прищепками на липучках 2. Стимулирует детей к подбору и придумыванию моделей для составления рассказа… | 1. Внимательно слушают. 2.Подбирают необходимые модели 3.Придумывают и рисуют свои недостающие модели 4.Общаются друг с другом. 5. Помогают друг другу. 6. Предлагают прослушать придуманный рассказ, который сопровождают моделями. | 1.Закрепление умения пользоваться моделями для составления рассказов 2.Развитие умения выстраивания последовательности высказывания 3.Развитие речевой деятельности 4.развитие связности высказывания | Условия для: - проявления речевой активности. - реализации мышления, и зрительных процессов - развития воображения - самостоя- тельного выражения своих мыслей. |
Итог НОД (звонит телефон) – можно поставить на громкую связь… (эпиграммы эмоций на двух подносах положительных и отрицательных эмоций) | 1.Слушает «собеседника по телефону) 2. Сообщает детям, что девочка Женя…. «Выздоровела» благодаря их помощи. «Она передаёт большое спасибо, всем, кто помогал в её выздоровлении. И обещает скоро прийти к ним в гости) 3.Предлагает вспомнить, какой девочка Женя Была в начале сказки и какой она стала в конце сказки. 4. Стимулирует детей к подбору пиктограмм… | 1.Выслушивают педагога. 2.Всказывают своё мнение. 3. Подбирают эпиграммы. | 1.Продолжить развивать психологические процессы в сознании детей. | Условия для: - закрепление речевых и психологических процессов в сознании детей. Желаю удачи! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-математический праздник "Семицветная страна" для детей среднего дошкольного возраста
У детей расширяются знания о числах, цифрах, основных математических представлениях, математических сказках и песнях через игровую и музыкальную деятельность. Повышается интерес к предмету математики ...
Интегрированное занятие в средней группе «Семицветная радуга»
Интегрированное занятие в средней группе «Семицветная радуга»...
конспект НОД "Семицветная радуга"
конспект занятия по познавательному развитию "Семицветная радуга"...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Семицветное чудо».
Занятие «СЕМИЦВЕТНОЕ ЧУДО» познавательного цикла (ознакомление с окружающей социальной действительностью и предметным миром) . Данное занятие для детей подготовительной группы с использова...
Мастер-класс по изготовлению шляп «Семицветное чудо»
Жаркое лето в самом разгаре, а в нашем детском саду дни проходят весело и интересно! Совсем недавно был организован конкурс-праздник "Ах,эти шляпки!" Для конкурса мы подготовили радужн...
Методическая разработка "Семицветная сказка"
Семицветная сказка Игровая деятельность с использованием пособия «Чудо-крестики» (средний дошкольный возраст)Разработала воспитателиГБДОУ детский сад№14...
ООД "Семицветное чудо-мост"
Детям необходимо знать о явлениях окружающего мира. Им интересно задавать вопросы и получать ответы об увиденном, пытаться разрешить возникающие проблемы и просто развить умение любоваться...