Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Семицветное чудо».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Страчкова Нина Анатольевна

Занятие «СЕМИЦВЕТНОЕ ЧУДО» познавательного цикла (ознакомление с окружающей социальной действительностью и предметным миром) . Данное занятие для детей подготовительной группы с использованием ИКТ и элементами экспериментирования. Открывает перед детьми тайну такого удивительного и прекрасного природного явления как РАДУГА. Содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_zanyatiya_vospitatel_dou.doc85.5 КБ
Файл semitsvetnoe_chudo.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог:         Страчкова Нина Анатольевна

Образовательная область:  познавательное  развитие с элементами экспериментирования.                                              Возрастная группа подготовительная.

Тема занятия:  « Семицветное чудо »

Цель:           Углубление природоведческих знаний через экспериментально - исследовательскую деятельность.

Задачи:  -   расширять представления детей об основных физических явлениях и  физических свойствах                      окружающего мира, продолжать учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов;

                -  создавать условия для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного                                   возраста       средствами элементарного экспериментирования;

                -  развивать познавательный интерес и активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность,   способность размышлять, делать выводы, обобщать результаты опытов, развивать память, мышление; эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;

                -  воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе,  воспитание взаимопомощи, радоваться успехам сверстников.

Активизация и обогащение словаря:  призма, грани – стороны, искусственный луч, полоса, спектр, многократно, преломление, разложение, множество, радужный, лаборатория, ёмкость.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, безопасность.

Предварительная работа: чтение стихотворений о радуге, чтение авторской сказки о радуге, отгадывание загадок о природных явлениях, опыты с водой и воздухом, рисование радуги, разучивание стихотворений о радуге.

Оборудование: призма, ёмкости с водой и зеркала малые по количеству детей, фонарики малые, зеркало и фонарь большой, компакт диски, два средних  таза с водой, гуашь, кисти, лист ватмана, проектор, салфетки, аудиозапись « волшебные звуки природы», иллюстрация « опыт с призмой», кольцо из проволоки, воронки, слова загадки написанные на отдельных листах бумаги, салфетки.

Методы и приёмы: музыкальное сопровождение, экспериментальная деятельность, беседа, сюрпризный момент, презентация.

Индивидуальная работа – с Данилом – активизировать ребёнка,  с Ксюшей – продолжать работу по формированию диалогической речи,  с Ярославом – воспитание усидчивости и поддержание интереса на протяжении всего занятия.

Организационный момент, начало занятия включающие:

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети берутся за руки, здороваются с гостями

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей, покажем наши красивые улыбки и пожелаем друг другу здоровья.

Дети заходят и встают на ковре в  круг

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают звуки музыки

Дети смотрят на « Солнечный зайчик »

Загадка

Дети читают загадку

           Дети говорят -   первая буква каждого                                                  

           слова обозначает название определённого    

           цвета радуги )

Буква К ( ЦВЕТ КРАСНЫЙ )

Буква О ( ЦВЕТ ОРАНЖЕВЫЙ )

Буква Ж ( ЦВЕТ ЖЁЛТЫЙ )

Буква З ( ЦВЕТ ЗЕЛЁНЫЙ)

Буква Г ( ЦВЕТ ГОЛУБОЙ )

Буква С ( ЦВЕТ СИНИЙ )

Дети рассматривают призму

Дети рассматривают иллюстрацию

Дети смотрят сквозь призму на декоративные камешки

Дети усаживаются на стульчики смотрят слайды (  презентацию )

Слайд №1

Слайд №2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5,6

Слайд № 7

Слайд № 8

 

Слайд №  9

Ребёнок  читает стихотворение наизусть.

Опыт № 1

Дети выполняют эксперимент ( с помощью зеркала, ёмкости с водой и фонарика )

Дети выполняют эксперимент с помощью компакт диска

Дети выдувают мыльные пузыри с помощью « воронок »

Звучит « волшебная »музыка.

-  Ребята, прислушайтесь! Я слышу какие  - то звуки! Какая красивая удивительная мелодия!

-  Смотрите , ребята, какой гость заглянул к нам в группу!  Да это же солнечный зайчик! Вернее на зайчика он совсем не похож! Это – солнечный лучик! А его почему то все называют зайчиком. Как вы думаете, почему? Ребята, мне кажется, что солнечный лучик не просто так к нам заглянул, видимо он хочет с нами поиграть. А ещё он что-то нам принёс! Что же это? Загадка! Попробуем отгадать?

     

« КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН »

- Ой, какая то необычная загадка! Что это может быть? ( Радуга )

- Какая радуга? Что-то я не пойму…Здесь говориться об охотнике, о фазане, а вы мне про радугу!!!

- А давайте, мы сейчас с вами все вместе проверим, так это или нет!

- Итак какая первая буква в первом слове? Буква К . Какой  цвет радуги начинается с этой буквы?

- Катя, выходи и нарисуй на « небе » - представьте что вот этот голубой лист ватмана – это небо, красную дугу радуги.

- Какая первая буква во втором слове? Буква О. 

Какой цвет радуги начинается с этой буквы?

- Рома, пойди и нарисуй на небе оранжевую дугу.

- Следующая буква какая? Буква Ж. Какой цвет радуги начинается  на эту букву?

- Выходи Злата и нарисуй  дугу жёлтого цвета.

- Следующая буква какая? Буква З. Какой цвет радуги начинается с этой буквы?

- Данил, нарисуй зелёную дугу на небе.

- В слове « где»  первая буква у нас…Г. Какой цвет начинается с этой буквы?

-Ярослав, нарисуй голубую дугу на небе.

-В слове « сидит » первая буква С. Какой цвет на букву С ?

- И последнее слово - это слово « фазан » и первая буква в этом слове – буква Ф. Назовите цвет который начинается с этой буквы. Правильно , фиолетовый!

- Арина, нарисуй фиолетовую дугу.

- Получилась радуга?!  Значит ,верно вы отгадали загадку! Какую хитрую загадку принёс нам лучик! Без вас, ребята, ни за что не догадалась бы, что она про радугу!

- Ребята, а вы знаете, что солнечный лучик не простой? Он – волшебный и может превращаться в радугу! Вы, конечно, меня спросите, как это возможно? Ведь солнечный лучик белый, а радуга – разноцветная!

- Ребята, на самом деле, луч только кажется белым, однако в нём смешалось много разных цветов. Не верите? Хотите в этом убедиться? Тогда нам понадобится стеклянная призма, она умеет превращать  солнечный луч в семицветный радужный.

- Я специально для вас принесла сегодня призму, посмотрите. На что она похожа?

- Призма, это объёмная геометрическая фигура, как куб или шар. У неё есть грани ( стороны) , которые соединяются между собой. Призма обладает уникальным свойством. Если направить на одну их её граней луч света, то происходит настоящее волшебство.  Хотите увидеть волшебство?  Только солнечный луч нам сегодня вряд ли удастся поймать, но это не беда, у нас есть помощник – фонарик, это тот же луч, только искусственный. Его придумали люди в помощь , когда солнечные лучи не могут проникнуть сквозь завесу облаков или туч.

Эксперимент с призмой .

- Подойдите , ребята все ко мне, я беру призму и искусственный луч.

 –Что вы видите? Полосу , окрашенную в цвета радуги в той же последовательности как у радуги. Эта цветная полоса как у радуги называется спектром. Спектр – повторите это слово.

- Как же произошло это волшебство?  

Посмотрите на эту иллюстрацию.

- Если пропустить сквозь призму белый луч света, то при входе в неё он многократно преломляется. А при выходе из призмы , он отклоняется. Но он не только отклоняется, но и растягивается в полосу, окрашенную во все цвета радуги – спектр. Вообще, если рассматривать предметы сквозь призму, любые, то можно заметить, что все предметы окружены  чудесными радужными полосками.

- Давайте, посмотрим по очереди сквозь призму. Например вот на эти камешки ( декоративные камни )

- Ребята, что вы видите?

- Итак, ребята, мы с вами увидели что , чтобы раскрасить радугу солнечному лучу надо пролететь сквозь призму, верно?

- Что ещё мы узнали?  Белый солнечный луч при преломлении разлагается на множество радужных цветов на спектр.

- А сейчас, я предлагаю вам сесть на стульчики.

- Скажите, ребята,  если рассматривать радугу в природе, то что вы можете о ней сказать? Что такое радуга вообще? ( это природное явление ).

- Правильно, а всегда ли можно увидеть радугу? В какую погоду мы можем любоваться этим чудесным природным явлением?

 

- Радуга всегда появляется на небе после или во время дождя, но когда светит солнце. В пасмурный день её не увидишь. Когда мы любуемся радугой, на небе всегда светит солнышко, и толпятся тучи, из которых шёл дождь.

- Вы, ребята, всё правильно сказали. Радуга – это самое удивительное и приятное чудо природы после дождя , сотканное из воздуха и лёгкое словно крылья бабочки. Это разноцветная дуга, образующаяся в следствии преломления солнечного света в капельках воды.

- Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька как крохотная  призма, а поскольку капелек очень много, то и радуга получается в пол неба.

- Радугу можно увидеть не только на небе, но и в фонтане.

- В водопаде. И даже во время купания в реке когда поднимается много брызг.

- Явление радуги появляется везде где  лучи солнца встречают капли воды. Главное чтобы солнце и вода « работали » вместе.

 - Это явление природы всегда очень удивляло и восхищало людей. С появлением радуги связано множество легенд и примет. Например , есть такая примета : « Тот кто пройдёт под радугой, будет очень счастливым и удачливым ».

- Ребята, скажите  а на что похоже слово « ра-дуга »? ( на дугу )

- А что такое дуга? Какая она? Покажите радугу руками.

- Чтобы увидеть радугу надо встать спиной к солнцу, и тогда мы увидим радужную дугу,  а вот если лететь на самолёте, то увидишь внизу не радугу-дугу, а целое кольцо радуги!

- Посмотрите, ребята, как выглядит радуга на большой высоте с борта самолёта. Она всегда видна круговой! Радуга круглая, а мы на земле видим только её часть. И если бы люди увидели радугу сверху, то они может быть назвали бы её

« ра- круг ». Последовательность цветов радуги никогда не меняется.

- Иногда можно увидеть такое природное явле-

ние как необычные радуги. Две радуги рядом. Первая яркая радуга и вторая – менее яркая, в которой  « перевёрнутый » порядок цветов – снаружи находится фиолетовый, а внутри – красный.

 - Последовательность цветов радуги никогда не меняется. Всего цветов 7 . Давайте их повторим: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

- Вот какое  удивительное и необыкновенное природное явление на нашей планете – РАДУГА! В старину люди говорили  что радуга – это волшебный мост между небом и землёй.  А  вы знаете почему радугу назвали радугой? « Ра » в древней Руси называли солнце. Вот и  РАдуга означает - солнечная дуга, дуга радующая глаз! Волшебное создание!!!

 

- Ариша, выходи, расскажешь нам стихотворение которое ты приготовила.

 - Ребята, а хотите чтобы у вас дома была настоящая радуга? Конечно, целую радугу у вас вряд ли получиться сделать, но я подскажу вам, как поселить у себя на стене хотя бы маленький кусочек радуги! Мы не будем рисовать или вырезать, мы сегодня попробуем стать настоя-щими волшебниками и создать настоящую радугу! Готовы?

  - Я знаю одно волшебное заклинание. Давайте все вместе скажем : « Раз-два, обернись! В волшебника – превратись!»  Ну что ж . а теперь приступим! Я предлагаю вам сейчас пройти в нашу волшебную лабораторию.

- Конечно, нам понадобятся солнечные лучи, но поскольку сегодня довольно пасмурный денёк, мы будем использовать искусственные лучи – наши фонарики. Они нам будут помогать сегодня творить волшебство.  

- Подойдите все ко мне, посмотрите. У меня зеркало большое , таз большой и использовать я буду большой фонарь.

Эксперимент № 1

- У каждого из вас есть вот такая ёмкость с водой и зеркало. Давайте поместим зеркало под углом в емкость с водой. Наша задача состоит в том чтобы погрузить зеркало в воду и так направить луч фонарика, чтобы он отразился на стену. Регулируйте угол наклона зеркала до тех пор, пока на стене не появится кусочек радуги.

- Ребята, если у кого то не получилось – не расстраивайтесь, вы всегда можете потренироваться  дома пока ваш эксперимент не завершится успехом!

Эксперимент № 2

- Ребята, ещё проще создать радугу с помощью обычного компакт диска! Возьмите каждый по диску. Нужно направить луч фонарика на диск  и посмотреть на стену, а можно и на потолке увидеть радугу! ( Дети выполняют под музыку, говорят об успехах, у кого получилось).

- Ребята, а в солнечную  погоду можно просто подставить компакт диск под солнечные лучи , смотреть на диск и наслаждаться радугой! 

Эксперимент № 3

- А сейчас , ребята, я покажу вам как можно ещё создать и увидеть радугу дома. С помощью мыльных пузырей! Я приготовила вот такое большое кольцо из проволоки и мыльный раствор. Сейчас я аккуратно опущу кольцо в раствор и выну его.

- Что вы видите на нём? ( Внутри кольца образовалась плёнка )

- Посмотрим теперь на него в свете солнечных лучей ( у окна ). На мыльной плёнке в кольце полосы цветов как у радуги!

–Вот так даже с помощью казалось бы обычных мыльных пузырей можно увидеть кусочек радуги!!!

 - Ребята, хотите научиться выдувать большие мыльные пузыри?  Мы же с вами волшебники! Значит, и пузыри у нас будут волшебные большие и необычные! Вот вам прибор для выдувания пузырей. ( раздаю воронки ). Сейчас мы будем выдувать пузыри и на каждом из них можно будет увидеть разноцветное чудо – кусочек радуги! Итак, окунаем прибор в мыльный раствор! ( Некоторое время дети под музыку выдувают мыльные пузыри ).

3. Заключительная часть.

- Ребята, подойдите все ко мне. Давайте отложим ваши волшебные трубки. Скажите , вам понравилось сегодня быть волшебниками? Чему мы сегодня научились? Что мы нового узнали? А кто сегодня во всём помогал нам на занятии? ( солнечный луч ) . Надо сказать, что без него бы мы не справились и никакого волшебства бы не произошло. А сейчас наше занятие подошло к концу, солнечный лучик доставил нам много радости и я думаю, дома вы теперь всегда сможете превратиться в волшеб-ников и создать кусочек  волшебства на стене в своей комнате или даже с помощью обыкновенных мыльных пузырей! Спасибо вам всем за работу, вы молодцы!

( Появляется Солнечный лучик  на стене )  

На доске вывешивается загадка- слова

Дети садятся на стульчики, которые расположены полукругом.

На доске лист ватмана, гуашь и кисти

Показываю детям призму

   

Дети подходят к отдельно стоящему столу, за которым будет проводиться опыт.

Луч направляется на одну из граней призмы.    

Показываю иллюстрацию

Выкладываю на стол разноцветные декоративные камешки

Включаю слад

№ 1  

Включаю слайд № 2

Включаю слайд № 3

Включаю слайд № 4

Включаю слайд № 5,6

Включаю слайд № 7

Включаю слайд

№  8

Включаю слайд №  9

Я демонстрирую опыт с помощью большого зеркала  таза наполненного водой

( Помогаю детям и дети друг другу )

Раздаю диски детям

Раздаю детям « воронки »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сем иц вет но е чу до

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Чудо-мастера».

Занятие для детей подготовительной группы по ознакомлению с профессиями швейной промышленности. Содержит презентацию "Как шьют нашу одежду". К занятию требуется  подготовка и  пред...

Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: «Чудо – тыква»

Конспект открытого интегрированного занятиядля детей подготовительной группы на тему: «Чудо  – тыква» Интеграция образовательных областей: «Художественно - Эстет...

«Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу» Конспект открытого интегрированного занятия (средняя группа)

laquo;Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу»Конспект открытого интегрированного занятия (средняя группа)...

Конспект открытого интегрированного занятия в группе кратковременного пребывания на тему «Матрешка»

Конспект открытого интегрированного занятия в группе кратковременного пребывания на тему «Матрешка» Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект открытого интегрированного занятия. Средняя группа. Тема: «Зимушка - зима»

Конспект открытого интегрированного занятия. Средняя группа.Тема: «Зимушка - зима»...

для Конспект открытого интегрированного занятия подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие»

Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности, умение применить на практике и оперировать полученными знаниями. воспитывать любовь к математике1. Обоб...