Ф.И.О. учителя-логопеда | Филиппова И.Г. |
Группа | старшая для детей с ТНР №... |
Тема занятия | Звуки П, ПЬ, буква П. |
Тип занятия | Фронтальное подгрупповое по формированию элементарных основ грамоты. |
Используемые технологии | Игровая, здоровьесберегающая, информационная. |
Цель занятия | Обучение дифференциации звуков [п], [п’] на слух и правильному обозначению их на письме. |
Задачи Образовательные области: | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
Речевое развитие |
| - Развивать зрительное и слуховое внимание; - развивать фонематический слух; - развивать навык звукового анализа слов |
|
Познавательное развитие | - Познакомить воспитанников с буквой П; - учить выделять согласный звук из состава слова; - упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова); - научить выкладывать букву из счётных палочек.
| - Закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п'], представле ние о том, что согласные звуки обозначают синим или зелёным цветом.
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
| - Воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь; - формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; - воспитывать уважительное отношение друг к другу.
|
Физическое развитие |
| - Формировать двигательные умения и навыки; - удовлетворить естественную потребность в движении. |
|
Оборудование | Демонстрационная картинка пингвинят Пока и Пика; синий и зеленый квадрат – сигнальные карточки, чемоданы, машина, мышонок, мороженое, буква П стилизованная, карточки со слогами для чтения. Раздаточный материал: разрезные картинки, полоски для конструирования. |
Речевой материал | Пок, Пик, суп, пастила, плов, лапша, пончики, пирожки, пельмени, пицца, пирог, петух, капуста, пирамидка, лопата, пистолет, укроп, кепка, джип.
|
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
I Этап Мотивации | Цель: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
|
|
5 мин | Словесный метод. Прослушивание стихотворения. | Групповая | Л: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Ирина Геннадьевна. Я пришла к вам на занятие не одна. Послушайте стихотворение и скажите, кто со мной пришел к вам на занятие? "Отыскавши возле льдины Тихий уголок, Жили - были два пингвина: Пок и Пик. Вместе ели, вместе пили Пок и Пик. Хорошо и дружно жили Пок и Пик. Как - то вышли на рыбалку Пок и Пик. Зашагали вперевалку Пок и Пик. Наловили себе рыбы Пок и Пик. И еще поймать могла бы Пок и Пик. Съели дружно все до крошки Пок и Пик. Кроме маленькой рыбешки, Пок и Пик. Чтобы жить все время дружно, Пик и Пок". Уступать друг другу нужно, Пок и Пик. (логопед прикрепляет на доске бумажных пингвинят) Л: - Послушайте: П-п-пок. Какой звук вы слышите в начале имени пингвинёнка? Какой он твёрдый или мягкий? Каким цветом мы обозначим твёрдый звук [п]? Правильно, и наш пингвинёнок в шарфе и шапочке синего цвета (логопед прикрепляет синий квадрат). Л: - Послушайте: Пь-Пь-Пик. А какой звук вы слышите здесь в начале слова? Л: Какой это звук? Л: Каким цветом мы обозначим мягкий звук [п’]? Правильно, и наш пингвинёнок в шарфе и шапочке зелёного цвета (логопед прикрепляет зелёный квадрат).
|
Дети слушают стихотворение.
Д: - Пингвинята Пок и Пик. Д: - Согласный [п]. Твердый.
Д: - Синим.
Д: - Согласный [п’]. Мягкий.
Д: - Зелёным.
| Внутренняя мотивация на деятельность. Умеют давать характеристику звукам [п], [п’].
|
II. Этап Актуализации знаний | Цель: развитие фонематического слуха, развитие навыка звукового анализа слов. |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
5 мин | Словесный метод. Метод демонстрации. | Индивидуальная, фронтальная | Л: Наши пингвинята решили приготовить себе обед. А что они приготовили, вы узнаете собрав разрезные картинки, которые лежат у вас на столах. Соберем предметы из кусочков. Достали все части картинок, положили на стол. Собираем. Кто соберёт, поднимает руку.
Л: - У вас получились предметы. Кто не узнал предмет, поднимите руку.
Л: - Внимание! Начинаем с первого стола, называем, что изображено и думаем, кто же из пингвинят мог это приготовить? Вот, например, у меня - суп. Суп, звук п твёрдый, его приготовил ... Пок.
Л: - Проверяем что же приготовил Пок? Все вместе!
Л: - А теперь, что приготовил Пик?
Л: - Кто приготовил больше?
|
Дети собирают разрезные картинки
Д: - Это пюре, со звуком [п’], его приготовил Пик. Дети проговаривают и распределяют слова. Д: - Суп, пастила, плов, лапша, пончики. Д: - Пельмени, пицца, пирог, пирожки. Д: - Пок.
| Закрепляют навыки четкого произношения звуков [п] и [п’] в словах. |
|
| Словесный метод. Метод демонстрации. | Индивидуальная | Л: - Пообедали Пок и Пик и предлагают вам, ребята, поиграть с ними в игру. Внимание! Они будут называть слова со звуками [п] и [п’], а вы будете определять где стоит этот звук – в начале, в середине или в конце слова и ставить на это место фишку. Слова: петух, капуста, пирамидка, лопата, пистолет, укроп, кепка, джип.
| Слово "петух", звук [п’] в начале слова. |
|
III. Этап Физминутка | Цель: Профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка. |
|
Длитель ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
2 мин | Практическая | Групповая
| Логопед показывает движения. Игра "Пенек - птица - погремушка".
| Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – "пенек", машут руками - "птица", трясут рукой - "погремушка"). | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
IV. Этап Объяснения (приобретения нового знания) | Цель: знакомство с буквой П, формирование навыка конструирования, развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
15 мин | Словесный метод. Метод демонстрации.
| Индивидуальная, фронтальная | Л: - Пингвинята Пок и Пик хотят вас сегодня познакомить с буквой П. Л: - На хоккее, на футболе Буква П - ворота в поле (логопед прикрепляет на доску картинку) Влез на букву озорник: Он решил, что П - турник. Л: - На какие предметы похожа буква П?
Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали.
П напоминает что-то? Да, открытые ворота!
Л: - Скажите, пожалуйста, чтобы написать букву П, что мне пригодится: кружочки, палочки, полукруги, полоски? Л: - Как вы думаете, из скольких элементов состоит буква П? Л: Проверяю действительно ли 3 элемента нам потребуется, чтобы построить букву П (картинки на доске по элементам, целая, по направлениям). Л: - Давайте нарисуем букву П в воздухе. Приготовили руку ту, которой вы пишите. Пальчик это мой карандаш. Приготовили – поставили пальчик пишем в воздухе и считаем элементы. Один, два, три. Л: - Выложите у себя на столах из палочек букву П. Л: - Открыли тетради. Посмотрели внимательно. Какой элемент я пропустила? Л: Нужно букву полечить. Посмотрите как это сделаю я. Л: Взяли простой карандаш. Лечим букву П. Читаем вместе: АП ПА А-ПА ПАП ОП ПО О-ПО ПОП УП ПУ У-ПУ ПУП ЭП ПЭ Э-ПЭ ПЭП ЫП ПЫ Ы-ПЫ ПЫП ИП ПИ И-ПИ ПИП
АП – ПА ИП – ПИ ПЫ – ПЫ
УП - ПУ ЫП – ПЫ ПА – ПА
ОП – ПО ЭП – ПЭ ПУ - ПУ ПИ – ПИ
| Д: Мороженым.
Д: - На ворота в поле, на турник.
Д: Палочки. Д: - Из трех.
Д: Первый.
| Имеют навыки четкого произношения звуков П, Пь в слогах, словах. Умеют выкладывать из палочек букву П. Читают слоги с буквой П.
|
V. Этап Итог занятия. Рефлексия
| Цель: Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
1 мин | Словесный метод.
| Фронтальная | Л: Припомните слова со звуком [п] (держу руку, загибаю пальцы) [п’] (другая рука). Какой одной буквой обозначаем звуки [п] и [п’]? Какую букву вы сегодня писали? Из каких элементов состоит эта буква? На что похожа? Сдаем тетради, идем в группу. | Дети называют слова.
Д: - Буквой П.
Д: - Буква П похожа на ворота в поле, на турник.
| Осознание себя, как участника познавательного процесса.
|