Технологическая карта НОД по грамоте Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Рытова Ирина Валерьевна

     Технологическая карта-конспект  подгрупповой логопедической НОД по грамоте  для детей 4-7 лет.

Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pechkin.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

     Технологическая карта-конспект  подгрупповой логопедической НОД по грамоте  для детей 4-7 лет.

Тема: «Согласный звук Ч.Буква Ч»

Цель: знакомство со звуком [Ч ]  и буквой Ч.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляционно-акустическую характеристику звука [Ч],выделять звук  из состава слов, подбирать слова на заданную позицию звука [Ч] в слове, закреплять правильное произношении произношение [Ч] в слогах, словах, предложениях.
  2. Познакомить с графическим изображением печатной буквы Ч, создать зрительный образ на основе  анализа пространственного расположения её элементов, образных аналогий, сравнивая её с похожими буквами и цифрами
  3. Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов(бабока, школа),складывать слова знакомого звукового состава из букв, преобразовывать их, заменяя буквы (врач-грач,дочка-бочка-кочка),выделять ударный гласный звук, читать полученные слова.
  4. Упражнять в образовании родственных слов с опорой на вопрос, составлять предложения  с этими словами по заданной схеме.Анализ словесного состава предложения
  5. Развивать  мышление при отгадывании загадок, обосновать свой ответ
  6. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование:; буквы, кубики с буквами, картинки (иллюстрирующие родственные слова),счетныепалочки,цветныефишки,персонаж  Печкин,коробка,предметы:перчатки, очки,ручка,ключ,колеко,цепочка,дидактическое пособие для проведения звукового анализа ,набор для составления схемы предложения.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

Организационный момент

Введение в тему, сообщение темы. Появляется почтальон Печкин, он принес посылку. Она тяжелая.                                  логопед:Дети ,давайте покажем как тяжело было нести посылку Печкину(упражнение на напряжение),а теперь опустили посылку, стало легко(расслабление).Открываем посылку…. там задания на звук Ч.

Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ч.  

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

Пальчиковая гимнастика

 Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру про потальона -Печкина.

«Что принес нам почтальон?           Сжимают и разжимают кулачки.                                                                                        С толстой сумкой ходит он.                  «Шагают» пальчиками по столу.                                                                        Перевод, журнал, газету,                                                                          На каждое наименование загибают по одному пальчику)                                                                                                В бандероли – две кассеты                    начиная с большого.                                                                                                                 И письмо от тети Вали,                                                                                 Чтоб ее приезда ждали.                          Хлопают в ладоши.

Н. Нищева

Речевое развитие

Речевая деятельность

Анализ артикуляции звука

Логопед: Как мы произносим звук Ч?

При произнесении звука «Ч»:
• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. 
• Зубы сближены. 
• Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
• Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.

Характеристику дает учитель-логопед.

Речевое развитие

Речевая деятельность

Характеристика звука

Логопед: Какой звук Ч?  

Звук Ч  – согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленой  фишкой.  (по схеме для характеристики звуков) .

Познавательное развитие

Связь звука с буквой.

Звук Ч обозначается буквой Ч. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). Рассматривание элементов, подбор аналогий(на какую цифру похожа?..) Отыскивание на кубиках.

Социально-коммуникативное развитие

НА слух

Игровая деятельность

Развитие фонематического слуха

Логопед: Печкин   хочет сыграть с вами в игру «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ» - послушай и повтори :

ЧКА-ЧКО-ЧКУ-ЧКИ

ЧКО-ЧКУ-ЧКИ-ЧКА

ЧКУ-ЧКИ-ЧКА-ЧКО

ЧКИ-ЧКА-ЧКО-ЧКУ

ЧОК-ЧАК-ЧУК-ЧИК

ЧАК-ЧУК-ЧИК-ЧОК

ЧУК-ЧИК-ЧОК-ЧАК

ЧИК-ЧОК-ЧАК-ЧУК

Познавательное развитие

Умственная деятельность

Определение звука  в  начале и в конце слова.

Логопед: В посылке  нужно найти и выложить на стол картинки по первому и последнему звуку: Ч….Ы(ЧАСЫ) т.д.(Дети выполняют задание)

Логопед: 5 картинок у нас получилось. Определите первый звук в словах и узнаете какое слово загадал Печкин.

Ч.Р.К.У.А … Собирается слово РУЧКА.

Деление на слоги ,слоговой синтез.                                                                         Логопед называет первый слог а, затем добавляют второй слог, находят общую часть во всех словах ,исключают лишнее :пе-чка,до-чка,ко-чка,це-по-чка,лам-по-чка ,но-сик

Звуко-слоговой анализ слов с выкладыванием схем

Звуковой анализ слов типа : ДОЧКА

Логопед:Следующая игра из посылки «Волшебники» (преобразование слов ,путем замены букв)

ДОЧКА,ПОЧКА,КОЧКА,БОЧКА,ТОЧКА

.

Физическое развитие

С мячом 

Двигательная деятельность

Физкультминутка

Логопед: Давай немного разомнемся. Следующую игру предлагает Печкин  «Назови ласково».

Пень – … ПЕНЁЧЕК

замок – …ЗАМОЧЕК

стакан – … СТАКАНЧИК

кувшин – …КУВШИНЧИК

палец – … ПАЛЬЧИК

язык – … ЯЗЫЧОК

гамак – … ГАМАЧОК

бок – …БОЧОК

бак – …БАЧОК

ваза – …ВАЗОЧКА

коза – …КОЗОЧКА

вода – …ВОДИЧКА

собака – …СОБАЧКА

коса – …КОСИЧКА

кофта – … КОФТОЧКА

сани – …САНОЧКИ

кисть – …КИСТОЧКА

ключ – …КЛЮЧИК

мяч – …МЯЧИК

.

Речевое развитие

Игровая деятельность

Игры на развитие ЛГСР и связной речи

Логопед: Вспомните, кто учить детей в школе ?(Учитель)

Подбери родственные слова к этому слову (учить, ученики, учительская, ученица, ученик).

Составьте  предложение с этими словами по предложенной схеме   из 3 слов, 4 слов.

УЧИТЕЛЬНИЦА УЧИТ УЧЕНИКОВ.

УЧЕНИК УЧИТСЯ СЧИТАТЬ.

Анализ словесного состава предложения

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

Игры на развитие ВПФ

Логопед: ЛАБИРИНТ  Помоги Печкину добраться до письма или велосипеда .

Речевое развитие

Речевая деятельность

Итог НОД

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ч)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ)

Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости? С каким звуком мы сегодня познакомились? Что для вас было сложным?

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»

Цель:-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);- развивать умение определять место звук...