Рабочая программа кружка «Грамотейка»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Программа рассчитана на 1 год, для детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Хрусталик»
Рабочая программа кружка «Грамотейка»
Составитель: воспитатель Шкундина Валентина Павловна
с. Первомайский
2017 год
Рабочая программа кружка «Грамотейка» по подготовке детей к школе.
Цели: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности; развитие познавательных интересов и желания учиться в школе; развитие звуковой стороны речи; ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму.
Задачи:
-Готовить детей к обучению чтению, развивать фонетический слух и проводить элементарный звуковой анализ речи.
-Развивать память, мышление, внимание, воображение.
-Воспитывать организованность в учебной деятельности.
Актуальность. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.
Пояснительная записка.
Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.
В помещении детского сада удобно расположены групповые комнаты, большие окна, помещения светлые с высокими потолками, группы оборудованы детской мебелью мягкой и корпусной, оформление их соответствует возрасту детей, находящихся в данной группе.
Оснащен методический кабинет, физкультурный зал, музыкальный зал удобными шкафами, имеется в коробках раздаточный материал, картины, литература (книги, журналы, периодические издания) и др. пособия.
Охрана здоровья детей относится к числу приоритетных задач ДОУ. Для сохранения физического и психического здоровья большое внимание уделяется режиму работы, расписанию занятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм. Серьезное внимание уделяется закаливанию, витаминотерапии, полноценному питанию. Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Ежегодно дошкольники проходят углубленный медицинский осмотр, систематически проводится комплексная диагностика уровня физического развития и состояния здоровья дошкольников.
В дошкольном образовательном учреждении работает логопед для детей с нарушениями речи, психолог.
Количество детей в старшей группе «Солнышко» - 15.
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.
Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Программа рассчитана на 1 год, для детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность – 25 минут для старшей группы.
Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.
Основные направления работы кружка:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Для выполнения поставленных задач программой, предусмотрены следующие виды занятий:
-занятие-игра;
-занятие-путешествие;
-занятие-исследование;
-занятие-конкурс;
-занятие-экскурсия;
-занятие-соревнование.
Основные принципы работы:
-Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
-Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-Комплексный подход при разработке занятий,
-Вариативность содержания и форм проведения занятий;
-Систематичность и последовательность занятий;
-Наглядность.
-Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
-Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Задачи:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
В программе учтены общедидактические принципы:
Научность;
Систематичность;
Постепенность усложнения;
Перспективность;
Доступность;
Связь с жизнью.
Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
♣ Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
♣ Выделять слова в предложении, определять их место.
♣ Составлять предложение с заданным словом.
♣ Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
♣ Составлять слова из готовых слогов.
♣ Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
♣ Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
♣ Проводить звуковой анализ слов из 3 – 5-ти звуков.
♣ Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
♣ Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Календарно-тематический план занятий кружка для старшей группы.
Задачи:
-Сформировать понятия «звук», «буква»
-Научить выделять их из состава слова
-Различать гласные и согласные звуки (буквы)
-Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
-Подбирать слова к заданным звуковым схемам
-Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
-Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
-Чтение слогов, маленьких слов, предложений.
месяц | 1неделя | 2неделя |
сентябрь | Звук и буква А, игра «Подбери словечко». Звук и буква О, игра «Доскажи словечко». | Звук и буква У, игра «Подбери словечко». Звук и буква Ы, игра «Придумай слово с буквой» |
октябрь | Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании. | Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок. Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение. |
ноябрь | Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением. | Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов. Буква Я, (Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы. |
декабрь | Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов. Буква Е, (состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший. | Буква Ё, (состоит из двух звуков й и о), чтение слогов Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший. |
январь | Деление слов на слоги, игра "волшебный мяч" Звуки Г-К, ГБ- КБ, буквы Г, К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом. | Звуки В- ВЬ, Ф - ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший. |
февраль | Звуки 3 - 3Ь, С -СЬ, буквы 3, С, чтение слогов Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов | Звуки X- ХЬ, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший. Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов |
март | Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов Звук и буква Ц, чтение слогов, игра "доскажи словечко" | Звук и буква Й, чтение слов Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы. |
апрель | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление предложений, рифма Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов. | Закрепление пройденного материала, игра "Доскажи предложение" Закрепление пройденного материала, гласные буквы. |
май | Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные | Закрепление пройденного материала, звонкие согласные Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита. |
Список литературы:
- Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
- Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз - ступенька, два - ступенька».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры - занятия в ДОУ».
- Е.В. Колесникова " От А до Я"
- К.В. Шевелёв "Готовимся к школе"
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями
- Безруких М.М., Князева М.Г.,Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
- Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
- Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
- Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
- Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
- Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
- Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка "Грамотейка"
Рабочая программа дополнительного образования "Грамотейка" по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте....

Программа кружка "Грамотейка"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Грамотейка» для воспитанников 5-6 лет (старшая группа)...

дополнительная общеобразовательная программа кружка"Грамотейка"
Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка успешного обучения в школе....