Программа кружка "Грамотейка"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Грамотейка» для воспитанников 5-6 лет (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_gramoteyka.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Беломорского муниципального района
«Центр развития ребёнка - детский сад «Родничок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Грамотейка»
для воспитанников 5-6 лет (старшая группа)
Воспитатель
Руссу В.В.
Беломорск
2020
Пояснительная записка
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития.
Актуальность разработки программы кружка «Грамотейка» заключается в том, что она является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
График работы: 1 раз в неделю. Вторник 9.00 – 9.25
Работа по обучению детей грамоте проводится в двух направлениях:
освоение фонематической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности;
подготовка руки к письму.
Цель: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Задачи:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Формирование умения владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Расширение словарного запаса детей.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков, мелкой моторики.
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Предполагаемые результаты:
-) Ребенок владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение».
-) Умеет определять в слове первый, последний звук, наличие заданного звука в слове;
-) Сформировано действие интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
-) Различает гласные, твердые и мягкие согласные.
-) Называет слова с заданным звуком.
-) Умеет производить звуковой анализ и синтез словосочетаний, слов.
-) Ориентируется на листе бумаги в клеточку.
-) Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Перспективный план работы
№ пп | Тема | Программное содержание | Подготовка руки к письму | |
сентябрь | ||||
1 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков; учить детей запоминать и выполнять двух-, трех-, четырех– и пятиступенчатые инструкции. | Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик) Цель: Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. | |
2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Учить детей вслушиваться в окружающую речь и речь собственную; определять направление звука; развивать координацию и темп речи; учить запоминать и выполнять инструкцию. | Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор) Цель: Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки. | |
3 | Произношение. Звук [а] | Закреплять знания детей об органах артикуляции; учить четко произносить звук [а]; выделять [а] из ряда гласных звуков; развивать внимание и память. | Штриховка (Автобус) Цель: Учить проводить линии слева направо, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | |
4 | Произношение. Звук [а] | Продолжать учить четко произносить звук [а]; выделять [а] из ряда гласных звуков; выделять звук [а] в начале слова; соотносить звук с символом; развивать координацию и темп речи. | Штриховка (Арбуз) Цель: Учить проводить линии сверху вниз, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | |
5 | Произношение. Звук [у] | Закрепить правильное произнесение звука [а]; познакомить детей со звуком [у]; выделять звук [у] в начале слова; выделять [у] из ряда гласных звуков; развивать внимание и память. | Рисование по точкам «Улитка» Цель: | |
октябрь | ||||
6 | Произношение. Звук [а, у]. | Закрепить знания детей об изученных звуках; учить детей выделять звук из начала слова; звуковому анализу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память. | Рисование по точкам «Утюг», «Аквариум» Цель: | |
7 | Звук [о] | Познакомить детей со звуком [о], его звучанием и артикуляцией; учить детей выделять звук [о] из начала слова; выделять звук [о] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память. | Штриховка «Осы» Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | |
8 | Произношение. Звук [и] | Познакомить детей со звуком [и], его звучанием и артикуляцией; учить детей выделять звук [и] из начала слова; выделять звук [и] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память. | Штриховка «Индюк» Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | |
9 | Произношение. Звук [и] | Закреплять правильное произношение звука [и]; учить детей выделять звук [и] из начала слова; выделять звук [и] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память. | Штриховка «Шарики» Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. | |
ноябрь | ||||
10 | Произношение. Звук [м] | Познакомить детей с произношением звука [м], его артикуляцией, характеристикой; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, определять их последовательность, соотносить с символами; развивать слуховое внимание, память. | «Фигурные дорожки» | |
11 | Произношение. Звук [м,] | Познакомить детей с произношением звука [м,], его артикуляцией, характеристикой; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать внимание и координацию движений. | «Фигурные дорожки» | |
12 | Произношение. Звук [н] | Познакомить детей с произношением, артикуляцией, характеристикой звука [н]; развивать фонематическое восприятие; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание и координацию движений. | «Штриховка» Цель: упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам: | |
13 | Произношение. Звук [н,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [н,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать внимание и координацию движений. | «Штриховка» Цель: упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам: | |
декабрь | ||||
14 | Произношение. Звук [ф] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [ф]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать память, внимание и координацию движений. | «Фигурные дорожки» | |
15 | Произношение. Звук [ф,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [ф,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию движений. | «Штриховка» Цель: упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам: | |
16 | Произношение. Звук [в] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [в]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию движений. | «Штриховка» Цель: упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам: | |
17 | Произношение. Звук [в,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [в,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений. | «Фигурные дорожки» | |
январь | ||||
18 | Гласные и согласные звуки (повторение) | Учить детей различать гласные и согласные звуки; определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений. | Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Цель: формировать умение ориентироваться на листе в клетку (начало строки, поля…) | |
19 | Гласные и согласные звуки (повторение) | Учить детей различать гласные и согласные звуки; определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. | |
20 | Гласные звуки (итоговое занятие) | Учить различать изученные гласные звуки и соотносить их с символами; упражнять в развитии звукового анализа и синтеза сочетаний гласных звуков; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. | |
февраль | ||||
21 | Произношение. Звук [л,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [л,]; закреплять правильное произнесение звука [л,] в слогах и словах; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание, память; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить понимать значение прилагательных, противоположных по смыслу. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. | |
22 | Произношение. Звук [л,] | Закреплять правильное произнесение звука [л,] в словах и предложениях; учить определять последний согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить подбирать слова – антонимы; развивать фонематический слух, внимание и память. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. | |
23 | Произношение. Звук [Э] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [э]; упражнять в правильном произнесении звука [э] в слогах и словах; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; учить самостоятельно по аналогии подбирать определения к названиям предметов. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. | |
24 | Произношение. Звук [Э] | Упражнять в правильном произнесении звука [э] в словах и предложениях; закреплять умение выделять гласные звуки из начала слова; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов, определять их последовательность; учить выделять последний звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; учить согласовывать местоимения эта, это, этот, эти с существительными и составлять с ними предложения. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. | |
март | ||||
25 | Произношение. Звук [п] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [п]; учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; самостоятельно по аналогии подбирать определения к предметам; развивать фонематический слух, внимание и память. | «Рисование по контурам» | |
26 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Учить запоминать и воспроизводить различные сочетания, состоящие из трех обратных слогов, слова в определенной последовательности; продолжать учить детей описанию предметов; развивать слуховую память. | «Рисование по контурам» | |
27 | Произношение. Звук [п,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [п,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; развивать фонематический слух, внимание и память; учить детей самостоятельно по аналогии подбирать антонимы к названиям хорошо знакомых предметов, игрушек. | Работа в тетради к летку «Заверши рисунок » | |
28 | Произношение. Звук [т] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [т]; упражнять в правильном произнесении звука [т] в слогах, словах и предложениях; в звуковом анализе и синтезе обратных слогов учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; развивать фонематический слух, внимание и память. | Работа в тетради к летку «Заверши рисунок » | |
29 | Произношение. Звук [т,] | Познакомить детей с артикуляцией и произношением звука [т,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить образовывать мн ч названий детенышей животных; развивать фонематический слух, внимание и память. | Работа в тетради к летку «Заверши рисунок » | |
апрель | ||||
30 | Произношение. Звук [к] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [к]; учить выделять последний согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память. | Диктант по клеточкам «Котик» Цель: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении. | |
31 | Произношение. Звук [к,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [к,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить составлять предложения с предлогом на; развивать фонематический слух, внимание и память. | «Фигурные дорожки» | |
32 | Произношение. Звук [й,] | Упражнять в правильном произнесении звука [й] в слогах, словах и предложениях; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить детей определять по грамматической форме числа глаголов, кому принадлежит совершаемое действие – одному или нескольким. | «Штриховка» Цель: упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам: | |
33 | Произношение. Звук [б] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [б]; учить выделять первый согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память. | Диктант по клеточкам «Бабочка» Цель: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении. | |
май | ||||
34 | Произношение. Звук [б,] | Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [б,]; упражнять в правильном произнесении звука [б,] в слогах, словах и предложениях; учить выделять первый согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память. | Диктант по клеточкам «Белочка» Цель: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении. | |
35 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Учить детей воспроизводить различные сочетания с парными звуками; развивать слуховое внимание и память; учить детей выполнять инструкции с предлогом на. | «Фигурные дорожки» | |
36 | Итоговое занятие | Повторить изученные гласные и согласные звуки; формировать умение выделять первый звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память. | Работа в тетради в крупную клетку. Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу. |
Список литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
2. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011.
3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (5 – 7 лет) / Авт. – сост. А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2017.
4. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...