Программа кружка "Грамотейка"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Руссу Виктория Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Грамотейка» для  воспитанников  5-6 лет (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_gramoteyka.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Беломорского муниципального района

«Центр развития ребёнка - детский сад «Родничок»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Грамотейка»

для  воспитанников  5-6 лет (старшая группа)

Воспитатель

Руссу В.В.

Беломорск

2020


Пояснительная записка

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески  мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития.

Актуальность разработки программы кружка «Грамотейка» заключается в том, что она является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Практический  опыт  работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет   развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также  появляется  интерес к буквам и желание научиться читать. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

График работы: 1 раз в неделю. Вторник 9.00 – 9.25
Работа по обучению детей грамоте проводится в двух направлениях:
  1. освоение фонематической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности;
  2. подготовка руки к письму.

Цель: подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Формирование умения владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков, мелкой моторики.
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Предполагаемые результаты:

-)  Ребенок владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение».

-) Умеет определять в слове первый, последний звук, наличие заданного звука в слове;

-) Сформировано действие интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.

-) Различает гласные, твердые и мягкие согласные.

-) Называет слова с заданным звуком.

-) Умеет производить звуковой анализ и синтез словосочетаний, слов.

-) Ориентируется на листе бумаги в клеточку.

-) Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.


Перспективный план работы

№ пп

Тема

Программное содержание

Подготовка руки к письму

сентябрь

1

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков; учить детей запоминать и выполнять двух-, трех-, четырех– и пятиступенчатые инструкции.

Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик)

Цель: Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

2

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить детей вслушиваться в окружающую речь и речь собственную; определять направление звука; развивать координацию и темп речи; учить запоминать и выполнять инструкцию.

Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор)

Цель: Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

3

Произношение.

Звук [а]

Закреплять знания детей об органах артикуляции; учить четко произносить звук [а]; выделять [а] из ряда гласных звуков; развивать внимание и память.

Штриховка (Автобус)

Цель: Учить проводить линии слева направо, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

4

Произношение.

Звук [а]

Продолжать учить четко произносить звук [а]; выделять [а] из ряда гласных звуков; выделять звук [а] в начале слова; соотносить звук с символом; развивать координацию и темп речи.

Штриховка (Арбуз)

Цель: Учить проводить линии сверху вниз, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

5

Произношение.

Звук [у]

Закрепить правильное произнесение звука [а];  познакомить детей со звуком [у]; выделять звук [у] в начале слова; выделять [у] из ряда гласных звуков; развивать внимание и память.

Рисование по точкам «Улитка»

Цель:
учить соединять точки согласно инструкции,  не отрывая карандаш от листа бумаги.

октябрь

6

Произношение.

Звук [а, у].

Закрепить знания детей об изученных звуках; учить детей выделять звук из начала слова; звуковому анализу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Рисование по точкам «Утюг», «Аквариум»

Цель:
учить соединять точки согласно инструкции,  не отрывая карандаш от листа бумаги.

7

Звук [о]

Познакомить детей со звуком [о], его звучанием и артикуляцией; учить детей выделять звук [о] из начала слова; выделять звук [о] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Штриховка «Осы»

Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

8

Произношение.

Звук [и]

Познакомить детей со звуком [и], его звучанием и артикуляцией; учить детей выделять звук [и] из начала слова; выделять звук [и] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Штриховка «Индюк»

Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

9

Произношение.

Звук [и]

Закреплять правильное произношение звука [и]; учить детей выделять звук [и] из начала слова; выделять звук [и] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Штриховка «Шарики»

Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

ноябрь

10

Произношение. Звук [м]

Познакомить детей с произношением  звука [м], его артикуляцией, характеристикой; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, определять их последовательность, соотносить с символами; развивать слуховое внимание, память.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

11

Произношение. Звук [м,]

Познакомить детей с произношением  звука ,], его артикуляцией, характеристикой;  учить определять количество звуков и их последовательность; развивать внимание и координацию движений.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

12

Произношение.

Звук [н]

Познакомить детей с произношением, артикуляцией, характеристикой звука [н]; развивать фонематическое восприятие; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

13

Произношение. Звук [н,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука ,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

декабрь

14

Произношение. Звук [ф]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [ф]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать память, внимание и координацию движений.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

15

Произношение. Звук [ф,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука ,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

16

Произношение. Звук [в]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [в]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

17

Произношение. Звук [в,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука ,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

январь

18

Гласные и согласные звуки (повторение)

Учить детей различать гласные и согласные звуки; определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений.

Знакомство с тетрадью в крупную клетку.

Цель: формировать умение ориентироваться на листе в клетку (начало строки, поля…)

19

Гласные и согласные звуки (повторение)

Учить детей различать гласные и согласные звуки; определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

20

Гласные звуки (итоговое занятие)

Учить различать изученные гласные звуки и соотносить их с символами; упражнять в развитии звукового анализа и синтеза сочетаний гласных звуков; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

февраль

21

Произношение. Звук [л,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука ,]; закреплять правильное произнесение звука [л,] в слогах и словах; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание, память; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить понимать значение прилагательных, противоположных по смыслу.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

22

Произношение. Звук [л,]

Закреплять правильное произнесение звука [л,] в словах и предложениях; учить определять последний согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить подбирать слова – антонимы; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

23

Произношение. Звук [Э]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [э]; упражнять в правильном произнесении звука [э] в слогах и словах; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; учить самостоятельно по аналогии подбирать определения к названиям предметов.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

24

Произношение. Звук [Э]

Упражнять в правильном произнесении звука [э] в словах и предложениях; закреплять умение выделять гласные звуки из начала слова; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов, определять их последовательность;  учить выделять последний звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; учить согласовывать местоимения эта, это, этот, эти с существительными и составлять с ними предложения.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

март

25

Произношение. Звук [п]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [п]; учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; самостоятельно по аналогии подбирать определения к предметам; развивать фонематический слух, внимание и память.

«Рисование по контурам»
Цель: формировать умение соединять точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

26

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить запоминать и воспроизводить различные сочетания, состоящие из трех обратных слогов, слова в определенной последовательности; продолжать учить детей описанию предметов; развивать слуховую память.

«Рисование по контурам»
Цель: формировать умение соединять точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

27

Произношение. Звук [п,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [п,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; развивать фонематический слух, внимание и память; учить детей самостоятельно по аналогии подбирать антонимы  к названиям хорошо знакомых предметов, игрушек.

Работа в тетради к летку  «Заверши рисунок »
Цель: формировать умение  симметрично заданному  рисунку создавать изображение по клеточкам.

28

Произношение. Звук [т]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [т]; упражнять в правильном произнесении звука [т] в слогах, словах и предложениях; в звуковом анализе и синтезе обратных слогов учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради к летку  «Заверши рисунок »
Цель: формировать умение  симметрично заданному  рисунку создавать изображение по клеточкам.

29

Произношение. Звук [т,]

Познакомить детей с артикуляцией и произношением звука [т,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить образовывать мн ч названий детенышей животных; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради к летку  «Заверши рисунок »
Цель: формировать умение  симметрично заданному  рисунку создавать изображение по клеточкам.

апрель

30

Произношение. Звук [к]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [к]; учить выделять последний согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память.

Диктант по клеточкам «Котик»

Цель:  учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении. 

31

Произношение. Звук [к,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука ,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить составлять предложения с предлогом на; развивать фонематический слух, внимание и память.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

32

Произношение. Звук [й,]

Упражнять в правильном произнесении звука [й] в слогах, словах и предложениях; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить детей определять по грамматической форме числа глаголов, кому принадлежит совершаемое действие – одному или нескольким.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

33

Произношение. Звук [б]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [б]; учить выделять первый согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память.

Диктант по клеточкам «Бабочка»

Цель:  учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

май

34

Произношение. Звук [б,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука ,]; упражнять в правильном произнесении звука [б,] в слогах, словах и предложениях; учить выделять первый согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память.

Диктант по клеточкам «Белочка»

Цель:  учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

35

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить детей воспроизводить различные сочетания с парными звуками; развивать слуховое внимание и память; учить детей выполнять инструкции с предлогом на.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

36

Итоговое занятие

Повторить изученные гласные и согласные звуки; формировать умение выделять первый звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.


Список литература

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

2. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (5 – 7 лет) / Авт. – сост. А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2017.

4. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.


Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...