программа кружка "Грамотейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сторожева Татьяна Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотейка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramoteyka_2_god.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Тамбовская обл., г.Уварово, 2й микрорайон, дом 21а


Дополнительная общеразвивающая программа

«Грамотейка»

Руководитель :
Сторожева Т.Н.

г.Уварово .


Пояснительная записка

Дошкольное детство- время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благотворный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем. Каждый ребенок становится  маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями  родителями,- осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.

Возраст 5-7 лет особенно благоприятен для ознакомления со знаковой системой языка и чтения. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» преследует следующие цели:

  • определить структуру и содержание многосторонней речевой подготовки ребенка к школе;
  • выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы освоения детьми программных задач, предлагая воспитателям последовательность занятий в группах дошкольных учреждений.

Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи- фонетические, лексические, грамматические,- на основе которых происходит развитие связной речи.

Данная программа  включает два периода:

  • овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней;
  • освоение знаковой системы языка.

Теоретические основы программы опираются на концепции дошкольного образования детей, федеральный закон «Об образовании», научно- методическую литературу по проблеме. При разработке программы учитывались различные подходы:

  • системный подход  позволяет рассматривать пути освоения ребенком всех компонентов образовательного процесса;
  • комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (педагогики, языкознания, лингвистики…), но и решения задач речевого развития;
  • теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников;
  • личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете целостной концепции развития личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей;
  • деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра, как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной  готовности ребенка к школе.

Вариативность программы  связана  с конкретными особенностями детей, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности ребенка в той или иной области знаний. Программа не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.

На базе психолого- педагогических исследований была сформулирована основная задача программы «От звука к букве. Обучение дошкольников  элементам грамоты»- сформировать у ребенка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение. Дети знакомятся со звучанием и протяжностью слова, овладевают способами выделения звука, выделяют гласные и согласные, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает дошкольников к овладению звуковым анализом слов, то есть последовательному вычленению всех звуков по порядку  и их дифференцированию по качественным характеристикам.

Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:

  • сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании этого общения, выполнить поручения;
  • наличие у ребенка представления о звуковой основе речи : о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий); о выразительных средствах речи;
  • проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
  • овладение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для ее реализации комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка;
  • возможность гибкого использования данного комплекта педагогами в дошкольных учреждениях ;
  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Содержание программы обеспечивает:

  • личностно- ориентированный подход при взаимодействии ребенка со взрослыми;
  • развитие интеллектуально- речевых и общих способностей каждого ребенка;
  • формирование у ребенка личностных качеств и навыков социального поведения(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и

слышать, принимать и выполнять решения и т.д.)

Наряду с основными задачами программа включает элементы подготовки руки к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого- возрастных особенностей, развитие мелкой моторики (умение управлять пальцами рук) и графических навыков, формирование фонематического восприятия и устной разговорной речи.

Программа также включает в себя широкий словесный и иллюстративный материал: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые картинки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.

Проверку усвоения материала рекомендуется проводить в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью в методических пособиях даются показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков.

Учебный план:

Тема

Цель

Кол-во

занятий

1.

Работа с документами.

-

1

2.

Звуки и буквы(закрепление)

Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.

Объяснять понимание буквыи звука.

1

сентябрь

3.

В мире звуков(№2)

Вырабатывать умение писать звукоподражательные слова.

1

4.

Звуки и буквы(закрепление)

Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия.

Продолжить работу с звукоподражательными словами.

1

5.

Звуки, буквы, слоги, слова.

(№2)

Способствовать развитию

звуко- буквенного анализа.

Формировать интерес к чтению, инициативу в решении познавательных задач.

1

6.

Слова и слоги.

Чтение пословиц.

Продолжать знакомить с многообразием слов.

Знакомить с условными обозначениями.

Продолжать показывать ,как делить слова на слоги, соотносить название предмета со слоговой схемой слова.

1

7,8.

Буквы рассыпались.

(Предмет и слово№2)

Способствовать развитию

звуко- буквенного анализа.

2

октябрь

1.

Предложение, графические навыки (закрепление)

Способствовать развитию

звуко- буквенного анализа.

Продолжать знакомить с предложением.

Закреплять умение придумывать предложения к картинкам и записывать схематически.

Способствовать развитию графических навыков.

2

2.

Буквы рассыпались.

(Предмет и слово№2)

Способствовать развитию

звуко- буквенного анализа.

1

3,4.

В мире книг.

Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок.

Объяснять, как отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Объяснить переносное значение пословиц.

Познакомить с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка.

2

5.

Слоги и слова (№2)

Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

1

6,7.

Игрушки.

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

8.

Слоги и слова (№2)

Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

1

ноябрь

1,2.

Овощи.

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

3.

Логогрифы.

Познакомить с понятием логогрифы. Научить разгадывать заданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы  (звука).

1

4,5.

Фрукты.

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

6.

Логогрифы.

Продолжить знакомство с понятием логогрифы. Научить разгадывать заданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы  (звука).

1

7,8.

Осень.

Чтение загадок, рассказа, пословиц об осени.

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

1.

Метаграммы.

(№2)

Познакомить с понятием метаграммы.

Учить решать задачу, путем замены одной буквы на другую.

1

2,3.

Домашние животные.

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька»

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

декабрь

4.

Метаграммы(№2)

Познакомить с понятием метаграммы.

Учить решать задачу, путем замены одной буквы на другую.

1

5,6.

Дикие животные.

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

7.

Метаграммы в стихах.

Продолжить знакомство с понятием метаграммы.

Учить решать задачу, путем замены одной буквы на другую.

квадрат.

1

8.

Логогрифы в стихах.

Продолжить знакомство с понятием логогрифы. Научить разгадывать заданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы  (звука).

1

январь

1,2.

Сказки.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

2

3.

Анаграммы.

Познакомить с понятием анаграммы. Научить разгадывать заданное слово путем перестановки букв.

1

4,5.

Зима.

Чтение загадок, рассказа о зиме.

Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

6.

Грамматическая

Арифметика.

(№2)

Научить разгадывать слово, используя знаки.

1

февраль

1,2.

Новый год.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

3.

Грамматическая

Арифметика.

(№2)

Научить разгадывать слово, используя знаки.

1

4,5.

Транспорт.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

6.

Ребусы(№2)

Познакомить с понятием «ребус».

Научить разгадывать слова, разными путями.

1

7,8.

Профессии.

Расширить знания о профессиях. Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

Развивать внимание и логическое мышление.

2

март

1.

Ребусы(№2).

Продолжить  знакомство  с понятием «ребус».

Научить разгадывать слова, разными путями.

1

2,3.

Природные явления.

Продолжать показывать, как проводить фонетический разбор.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Расширить представление о природных явлениях.

2

4.

Ребус(№2).

Продолжить  знакомство  с понятием «ребус».

Научить разгадывать слова, разными путями.

1

5,6.

Лес.

Продолжать показывать, как проводить фонетический разбор.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Расширить представление о лесе.

2

7.

Ребус(№2).

Продолжить  знакомство  с понятием «ребус».

Научить разгадывать слова, разными путями.

1

8.

8 Марта

Побуждать детей к самостоятельному чтению.

Вырабатывать умение писать поздравления женщинам своей семьи.

1

апрель

1,2.

Насекомые.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

3.

Слова, слова(№2)

Учим составлять новые слова из заданного.

1

4,5.

Птицы.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

6.

Слова, слова(№2)

Продолжить учить составлять новые слова из заданного слова.

1

7,8.

Цветы.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

2

май

1.

Весна.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Формировать навык составления

 и записывания предложений по картинкам.

1

2.

Слова, слова(№2)

Продолжить учить составлять новые слова из заданного слова.

1

3.

Лето.

Побуждать к самостоятельному чтению.

Развивать внимание и логическое мышление.

Упражнять в умении писать печатными буквами.

Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве.

1

4.

Перевертыши(№2)

Познакомить с понятием «перевертыш»

1

5.

Ребусы.

Разгадывание ребусов.

Вырабатывать умение разгадывать ребусы.

1

6.

Ударение(№2)

Познакомить детей ,как ударение меняет смысл слова.

1

7.

Кроссворды.

Разгадывание кроссвордов.

Вырабатывать умение разгадывать кроссворды.

1

8.

Скоро в школу.

Закреплять умение читать самостоятельно.

Закреплять умение писать печатными буквами и читать слова, которые написали.

1

Режим занятий

Часы

1.

Общее количество часов в год

72

2.

Количество часов и занятий в неделю

2

3.

Продолжительность занятий

25 мин

Содержание:

  1. Пояснительная записка_____________________________стр.
  2. Учебный план_____________________________________стр.
  3. Режим занятий____________________________________стр.
  4. Годовой учебный план_____________________________стр.
  5. Литература_______________________________________стр.

Литература:

  1. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать»/ Е.В. Колесникова.- М.;БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.-63с,: ил.
  2. Звуки и буквы. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.-Изд. 3-е перераб. /Е.В. Колесникова.- М,: Ювента, 2016.-48с.:ил.
  3. Звуки и буквы. Демонстрационный материал.
  4. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь.
  5. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...