программа кружка "Грамотейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramoteyka_2_god.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Тамбовская обл., г.Уварово, 2й микрорайон, дом 21а
Дополнительная общеразвивающая программа
«Грамотейка»
Руководитель :
Сторожева Т.Н.
г.Уварово .
Пояснительная записка
Дошкольное детство- время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благотворный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем. Каждый ребенок становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями родителями,- осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
Возраст 5-7 лет особенно благоприятен для ознакомления со знаковой системой языка и чтения. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.
Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» преследует следующие цели:
- определить структуру и содержание многосторонней речевой подготовки ребенка к школе;
- выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы освоения детьми программных задач, предлагая воспитателям последовательность занятий в группах дошкольных учреждений.
Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи- фонетические, лексические, грамматические,- на основе которых происходит развитие связной речи.
Данная программа включает два периода:
- овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней;
- освоение знаковой системы языка.
Теоретические основы программы опираются на концепции дошкольного образования детей, федеральный закон «Об образовании», научно- методическую литературу по проблеме. При разработке программы учитывались различные подходы:
- системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком всех компонентов образовательного процесса;
- комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (педагогики, языкознания, лингвистики…), но и решения задач речевого развития;
- теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников;
- личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете целостной концепции развития личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей;
- деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра, как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности ребенка к школе.
Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности ребенка в той или иной области знаний. Программа не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.
На базе психолого- педагогических исследований была сформулирована основная задача программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»- сформировать у ребенка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение. Дети знакомятся со звучанием и протяжностью слова, овладевают способами выделения звука, выделяют гласные и согласные, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает дошкольников к овладению звуковым анализом слов, то есть последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам.
Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:
- сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании этого общения, выполнить поручения;
- наличие у ребенка представления о звуковой основе речи : о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий); о выразительных средствах речи;
- проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
- овладение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- наличие для ее реализации комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка;
- возможность гибкого использования данного комплекта педагогами в дошкольных учреждениях ;
- создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Содержание программы обеспечивает:
- личностно- ориентированный подход при взаимодействии ребенка со взрослыми;
- развитие интеллектуально- речевых и общих способностей каждого ребенка;
- формирование у ребенка личностных качеств и навыков социального поведения(самостоятельность, аккуратность, умение слушать и
слышать, принимать и выполнять решения и т.д.)
Наряду с основными задачами программа включает элементы подготовки руки к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого- возрастных особенностей, развитие мелкой моторики (умение управлять пальцами рук) и графических навыков, формирование фонематического восприятия и устной разговорной речи.
Программа также включает в себя широкий словесный и иллюстративный материал: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые картинки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.
Проверку усвоения материала рекомендуется проводить в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью в методических пособиях даются показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков.
Учебный план:
№ | Тема | Цель | Кол-во занятий | |
1. | Работа с документами. | - | 1 | |
2. | Звуки и буквы(закрепление) | Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Объяснять понимание буквыи звука. | 1 | |
сентябрь | 3. | В мире звуков(№2) | Вырабатывать умение писать звукоподражательные слова. | 1 |
4. | Звуки и буквы(закрепление) | Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Продолжить работу с звукоподражательными словами. | 1 | |
5. | Звуки, буквы, слоги, слова. (№2) | Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Формировать интерес к чтению, инициативу в решении познавательных задач. | 1 | |
6. | Слова и слоги. Чтение пословиц. | Продолжать знакомить с многообразием слов. Знакомить с условными обозначениями. Продолжать показывать ,как делить слова на слоги, соотносить название предмета со слоговой схемой слова. | 1 | |
7,8. | Буквы рассыпались. (Предмет и слово№2) | Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. | 2 | |
октябрь | 1. | Предложение, графические навыки (закрепление) | Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Продолжать знакомить с предложением. Закреплять умение придумывать предложения к картинкам и записывать схематически. Способствовать развитию графических навыков. | 2 |
2. | Буквы рассыпались. (Предмет и слово№2) | Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. | 1 | |
3,4. | В мире книг. Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок. | Объяснять, как отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Объяснить переносное значение пословиц. Познакомить с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка. | 2 | |
5. | Слоги и слова (№2) | Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. | 1 | |
6,7. | Игрушки. | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
8. | Слоги и слова (№2) | Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. | 1 | |
ноябрь | 1,2. | Овощи. | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 |
3. | Логогрифы. | Познакомить с понятием логогрифы. Научить разгадывать заданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы (звука). | 1 | |
4,5. | Фрукты. | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
6. | Логогрифы. | Продолжить знакомство с понятием логогрифы. Научить разгадывать заданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы (звука). | 1 | |
7,8. | Осень. Чтение загадок, рассказа, пословиц об осени. | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
1. | Метаграммы. (№2) | Познакомить с понятием метаграммы. Учить решать задачу, путем замены одной буквы на другую. | 1 | |
2,3. | Домашние животные. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька» | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
декабрь | 4. | Метаграммы(№2) | Познакомить с понятием метаграммы. Учить решать задачу, путем замены одной буквы на другую. | 1 |
5,6. | Дикие животные. | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
7. | Метаграммы в стихах. | Продолжить знакомство с понятием метаграммы. Учить решать задачу, путем замены одной буквы на другую. квадрат. | 1 | |
8. | Логогрифы в стихах. | Продолжить знакомство с понятием логогрифы. Научить разгадывать заданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы (звука). | 1 | |
январь | 1,2. | Сказки. | Побуждать к самостоятельному чтению. Упражнять в умении писать печатными буквами. | 2 |
3. | Анаграммы. | Познакомить с понятием анаграммы. Научить разгадывать заданное слово путем перестановки букв. | 1 | |
4,5. | Зима. Чтение загадок, рассказа о зиме. | Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
6. | Грамматическая Арифметика. (№2) | Научить разгадывать слово, используя знаки. | 1 | |
февраль | 1,2. | Новый год. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 |
3. | Грамматическая Арифметика. (№2) | Научить разгадывать слово, используя знаки. | 1 | |
4,5. | Транспорт. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
6. | Ребусы(№2) | Познакомить с понятием «ребус». Научить разгадывать слова, разными путями. | 1 | |
7,8. | Профессии. | Расширить знания о профессиях. Развивать умение разгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание и логическое мышление. | 2 | |
март | 1. | Ребусы(№2). | Продолжить знакомство с понятием «ребус». Научить разгадывать слова, разными путями. | 1 |
2,3. | Природные явления. | Продолжать показывать, как проводить фонетический разбор. Упражнять в умении писать печатными буквами. Расширить представление о природных явлениях. | 2 | |
4. | Ребус(№2). | Продолжить знакомство с понятием «ребус». Научить разгадывать слова, разными путями. | 1 | |
5,6. | Лес. | Продолжать показывать, как проводить фонетический разбор. Упражнять в умении писать печатными буквами. Расширить представление о лесе. | 2 | |
7. | Ребус(№2). | Продолжить знакомство с понятием «ребус». Научить разгадывать слова, разными путями. | 1 | |
8. | 8 Марта | Побуждать детей к самостоятельному чтению. Вырабатывать умение писать поздравления женщинам своей семьи. | 1 | |
апрель | 1,2. | Насекомые. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 |
3. | Слова, слова(№2) | Учим составлять новые слова из заданного. | 1 | |
4,5. | Птицы. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
6. | Слова, слова(№2) | Продолжить учить составлять новые слова из заданного слова. | 1 | |
7,8. | Цветы. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 2 | |
май | 1. | Весна. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Формировать навык составления и записывания предложений по картинкам. | 1 |
2. | Слова, слова(№2) | Продолжить учить составлять новые слова из заданного слова. | 1 | |
3. | Лето. | Побуждать к самостоятельному чтению. Развивать внимание и логическое мышление. Упражнять в умении писать печатными буквами. Показывать, как рисовать округлые линии в ограниченном пространстве. | 1 | |
4. | Перевертыши(№2) | Познакомить с понятием «перевертыш» | 1 | |
5. | Ребусы. Разгадывание ребусов. | Вырабатывать умение разгадывать ребусы. | 1 | |
6. | Ударение(№2) | Познакомить детей ,как ударение меняет смысл слова. | 1 | |
7. | Кроссворды. Разгадывание кроссвордов. | Вырабатывать умение разгадывать кроссворды. | 1 | |
8. | Скоро в школу. | Закреплять умение читать самостоятельно. Закреплять умение писать печатными буквами и читать слова, которые написали. | 1 |
Режим занятий
№ | Часы | |
1. | Общее количество часов в год | 72 |
2. | Количество часов и занятий в неделю | 2 |
3. | Продолжительность занятий | 25 мин |
Содержание:
- Пояснительная записка_____________________________стр.
- Учебный план_____________________________________стр.
- Режим занятий____________________________________стр.
- Годовой учебный план_____________________________стр.
- Литература_______________________________________стр.
Литература:
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать»/ Е.В. Колесникова.- М.;БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.-63с,: ил.
- Звуки и буквы. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет.-Изд. 3-е перераб. /Е.В. Колесникова.- М,: Ювента, 2016.-48с.:ил.
- Звуки и буквы. Демонстрационный материал.
- Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь.
- Я начинаю читать. Рабочая тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...