Занятие в старшей группе по развитию речи "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Аркадьевна

 «Моя семья»

Цель:

 Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях. 

Задачи:

Образовательные задачи:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

 -познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем очаге. 

Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Оборудование и инвентарь: Компьютерная презентация «Семейный очаг», мяч,  корзина, сердечки

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», сюжетно-ролевая игра «Семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_moya_semya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Моя семья»

Цель:

 Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях. 

Задачи:

Образовательные задачи:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

 -познакомить детей с понятием древо семьи, домашний очаг;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.);  прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными  предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.

Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем очаге. 

Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

Оборудование и инвентарь: Компьютерная презентация «Семейный очаг», мяч,  корзина, сердечки

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход занятия.

Орг. момент 

Собрались все дети в  круг.

Я твой друг и ты мой руг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся (ДЕТИ ВСТАЮТ ПЛУКРУГОМ)

Воспитатель. Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг» (1 слайд)

  Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

«Раз — мы низко приседаем,

 Два — мы глазки закрываем,

Три — пора нам встать,

 Глазки надо открывать!»

Воспитатель. Посмотрите, где это мы с вами очутились? Да это же библиотека! (слайд 2). А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка — я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. Она электронная. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!». Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой? (ДЕТИ ПРИСАЖИВАЮТСЯ)

 Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний». (3 СЛАЙД)

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Воспитатель : Ребята, а что такое семья?

Софья: Семья – это слово родное,

Сколько в нём света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Воспитатель: Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. 
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь.  В семье могут жить люди разного возраста - и младшие, и старшие,  и пожилые. 
 Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья – это родственники.

Ребята, мы знаем пословицы о семье, давайте их расскажем. (4 СЛАЙД)

«В своем доме и стены помогают.(Рома Г.)»

«В семье и каша гуще.» (Миша)

«В семье разлад, так и дому не рад.» (Дима К.)

«В недружной семье добра не бывает.» (Ксюша М.)

«В гостях хорошо, а дома лучше.» (Рома Саб.)

«Вся семья вместе, так и душа на месте.» (Ксюша С.)

«Где любовь и совет,- там и горя нет.» (Аэлита)

«Семьей дорожить - счастливым быть.» (Арина)

«Семейное согласие всего дороже.» (София)

«Семья сильна, когда на ней крыша одна.» (Тоня)

«В хорошей семье хорошие дети растут» (Тима)

Воспитатель: Семья – это слово, которое состоит из слов «7» и я. То есть несколько людей, которые похожи друг на друга: мама, папа, брат, сестра, а так же бабушка и дедушка. А вот кто есть кто, мы сейчас выясним, поиграв в игру  «Кем члены семьи приходятся друг другу?» (5 СЛАЙД)

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель.  На вопросы ответили правильно. А нам пора продолжать. Итак, глава вторая, «Фотоальбом» (слайд 6).

АРИНА: Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Тима: Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Их много и старых и новых –

У нас у семейства большого.

Воспитатель. А у нас в группе тоже есть фотоальбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Искорка хотела, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку.  Расскажите и о них тоже. (Дети составляют рассказ о своей семье).  (слайд 7, 8, 9, 10).

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье, чтобы всегда была любовь и уважение друг к другу.

Семья-это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Давайте откроем третью главу, «Поиграй — ка». Хотите поиграть? (слайд 11).

Физкультминутка «Семейная зарядка».

- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Осенью, весной, летом и зимой                  (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй.   (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.                             (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает,                               (руки поднять вверх и опустить)

Папа бодро приседает,                                (присесть и встать)

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева.                            (руки на пояс, повороты туловища)

А я сам бегу трусцой                                  (бег на месте)

И качаю головой.                                        (наклоны головы вправо-влево)

  Дидактическая игра «Кто какой?» (с мячом)  (в кругу)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

  «Дидактическая игра «Корзина добрых дел». (слайд 12)

 Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

 Тогда нам поможет корзина добрых дел. Будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких и вкладывать сердечко.

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать.

Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад.

 Возьмитесь все за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

«Раз — мы низко приседаем,

 Два — мы глазки закрываем,

Три – пора нам встать,

Глазки надо открывать!».

Воспитатель. Вот мы и в детском саду. (СЛАЙД 13) Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? А что понравилось больше всего?  (ответы детей)

Воспитатель. Какие молодцы. Я почувствовала вашу любовь к своим близким и заботу о них. И пусть сердечки из игры «Добрых дел» напоминают вам об этом путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "Я и моя семья"

Одно из занятий цикла по формированию навыков общения и произвольной регуляции эмоционального состояния в старшем дошкольном возрасте...

Конспект занятия для старшей группы "Я и моя семья"

Развитие самопознания и воспитание у ребёнка уважение к себе; помощь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семь...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”

Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....

Конспект занятия в старшей группе на тему «Моя семья»

Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:1....

Комплексное занятие в старшей группе "Я и моя семья"

Формировать представление о семье, как людях, которые живут вместе....

Конспект занятия в старшей группе на тему:" Моя семья".

Конспект занятия на тему: "Моя семья"....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием игрового набора «Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»

Конспект занятия по развитию речис использованием игрового набора«Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»...